Израильские заметки в программе «Шалом»

И камни возопиют. Свидетельства священной истории
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Гора Мирон в Израиле

Сообщение FontCity » 18 янв 2013, 19:28

Гора Мирон в Израиле:



Содержание: Гора Мирон. Синагога на вершине горы. Жизнь раби Шимона бар Юхай. Праздник Лаг-Баомер.

** **

Ролик вывешиваю а преддверии Тридцать третьего дня по Омеру.
Определение Лаг-Баомер(а): костры, дым, Мирон, кабала, веселье и пр.
Текст сочиню завтра, если (б/н) будет время. Времени так и не появилось.((

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 19 мая, 2011
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Евреи и вино

Сообщение FontCity » 25 янв 2013, 21:00

Евреи и вино:



Сразу после праздника "Симхат-Тора" (Радость Торы) тема вина смотрится, вроде бы, вполне актуальной, чтобы запустить киносюжет именно с ней. Веселья, настоящего еврейского веселья в праздник было полным полно - а вот ничего спиртного выпито не было. По крайней мере, в той общине, где я живу - на севере Иерусалима, в районе Рамат-Шломо.

Точнее, один кидуш на всю синагогу был произнесен, и все ответили - а это одних взрослых мужчин человек двести, если не больше, - все они хором ответили амен. Но в бокале на самом деле было не вино, а виноградный сок, и выпили его - после благословляющего - лишь несколько человек, те, что сидели рядом с ним, - каждому досталось по несколько капель, я проверил.

А остальные запили колой и пошли извлекать свитки Торы из святого шкафа - и плясать, и петь, и снова плясать, и прыгать от радости - в благодарность Творцу за то, что дал нам Свою Тору, и раздавать конфеты детям, и снова водить хороводы - особые еврейские, под известные напевы и мелодии, и со словами, которые указаны в молитвенниках, и снова плясать, и бросать детям конфеты и снова, и снова. Часа четыре веселились, потом пошли домой, отдохнули - и опять вернулись в синагогу, и продолжили.

И все это без капли вина.

Кстати, у нас сейчас неделя, когда читается раздел Торы "Ноах".

"И стал Ноах земледельцем, и насадил виноградник. И, выпив вина, опьянел". В результате чего вышла некрасивая история. И пошла история человечества в согласии со словами Ноаха, который в финале того эпизода с вином одних своих потомков проклял, а других благословил.

Вино - как история-образующий фактор.

У евреев с ним свои отношения, а именно: когда мы живем не в чужой среде - мы не пьем. Совсем. Ну, кроме разве сока по праздникам и субботам.

** **

Киносюжет был записан на винодельне "Кармель", одна из самых известных фирм Израиля.

Приехали мы туда с утра пораньше, побродили по цехам. Народу там практически не было, все автоматизировано. Рабочие сезонно нанимаются в страду - когда заливают новое вино, а это происходит, сами понимаете, по осени. Мы же туда прикатили ранней весной (что видно по кадрам в винограднике во второй части киноэпоса - листики там еще маленькие. А откуда режиссер взял картинку с фиолетовыми кистями на лозе - ума не приложу).

Да, еще! Только что просмотрел, как я сидел напротив винодела с бокалом вина в руке. И снова стало мне жалко (шутка). Дело в том, что это вино я лишь подержал в руках, но даже не пригубил. Ибо есть у меня правило: на работе ни капли! Эх, а ведь ту бутылку нам достали из коллекции винзавода. Наш оператор, когда мы вышли наружу, спросил, каков был рейтинг этого вина. Ему ответили - больше 500 шекелей. (Это у вас рейтинги в баллах, градусах и человеко-радиантах, а у нас всё в шекелях, очень удобно.)

Ух, сказал я, но назад пути уже не было.

Вот к чему приводит отсутствие гибкости в соблюдении собственных правил.))

** **

Уезжаю дня на три за границу. Заграница называется Одессой. Вернусь - раскрою комментарии, если таковые будут мной обнаружены. Удачи всем!! Много не пейте.))

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 2 октября, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

История еврейского Кракова

Сообщение FontCity » 03 фев 2013, 20:12

Еврейский Краков:



Темы киносюжета: прошлое краковской общины; посещение синагоги великого Рамо; еврейское кладбище, самое старое в Европе; последние страницы истории польских евреев. Продолжительность ролика - что-то чуть больше пяти минут. Это второй сюжет о польском еврействе. Первый был - про евреев Варшавы. Там, в тексте про Варшаву, я рассказал об одном эпизоде, который произошел с нами в Кракове. Повторю его ниже с маленькими поправками.

** **

Но сначала - кратчайшая биография великого Рамо, о котором рассказывается в киносюжете.

Раби Моше бен Исраэль, сокращенно Рама (ашкеназские евреи произносят - Рамо), родовое имя Исерлес. Родился ок. 1525 года в Кракове, умер там же в 1572 году, на Лаг-баомер. Выдающийся кодификатор законов Торы. Происходил из богатой семьи, славившейся своим учеными. Уже в молодости пользовался авторитетом выдающегося талмудиста. С 1550 года член краковского бейт-дина. Основал в родном городе ешиву, которую содержал на свой счет.

Переписывался практически со всеми крупными законоучителями своего времени, среди которых были раби Шломо Лурия и раби Йосеф Каро (составитель Шульхан-Аруха). Решения Рамо по всем вопросам безусловно признавались всеми общинами Европы.

Рав Лурия о нем сказал, перефразируя известное выражение о Рамбаме: "Ми-Моше ад Моше ло кам ке-Моше, От Моше (пророка) до Моше (Рамо) не было такого, как Моше (как Рамо)". Эта надпись была написана на его могиле рядом с синагогой, в которой он молился. Синагога простояла вплоть до нацистских погромов. [Мы ее показываем в кадре. Там же идет панорама кладбища.]

Главный труд жизни Рамо - "Мапа" (Скатерть), обширное приложение к Шульхан-Аруху (что переводится как "Накрытый стол"), основному кодексу законов, который регламентирует всю еврейскую жизнь. Сначала составитель задумал его как сборник пояснений к "Арба-Турим" раби Яакова бен Ашер, другому гигантскому сборнику законов. Но после выхода в свет книги раби Йосефа Каро "Бейт-Йосеф", в которой по существу была совершена та же работа, Рамо решил изменить форму своего сочинения, превратив его в пространное и подробное дополнение к труду Каро. При этом он привел постановления, опущенные Каро, а также обычаи, принятые в ашкеназских общинах.

Кроме сборников законов и комментариев к Талмуду, Рамо написал также много книг по философии и кабале.

Изучая Шульхан-Арух как свод законов Устной Торы, за окончательное решение во всех расхождениях между раби Йосефом Каро и раби Исерлесом мы принимаем мнение последнего.

** **

А теперь - эпизод, о котором сказал выше.

Речь идет о заглавном стенд-апе, который был не совсем удачно снят нами в центре Кракова. В конце концов его пришлось заменить на другой, а именно: я стою на берегу Вислы и говорю, что город Краков находится на границе между евреями Восточной Европы и странами Ашкеназ (хотя кому это может быть интересно?).

А произошло там следующее. Меня снимали в полном раввинском облачении прямо на многолюдной улице, и я произносил стандартную для таких заграничных роликов фразу: "Дорогие телезрители, сейчас мы с вами находимся в старинном еврейском городе Кракове".

Эти слова я четко выговорил ровно пять раз, ибо столько у нас было дублей. Причем с каждым новым дублем за моей спиной росла толпа чем-то не очень довольных прохожих. Я начинал догадываться, что они понимают по-русски. От этого все больше нервничал - и речь моя в кадре становилась все более волнительной. Оператору это не нравилось, и он требовал повтора. Между тем флюид враждебности, исходящий от той толпы за моей спиной, рос и накалялся. В результате - на пятый раз я получил зонтом наотмашь прямо по спине. (Оператор флегматично этот удар тоже заснял. Регистратор падения нравов! Вся его профессия такая.)

И если вы скажите, что заявлять о еврейском характере древнего Кракова в центре нынешнего Кракова было с моей стороны неразумно, то полностью с вами согласен. Мы об этом тоже догадывались и на всякий случай отсняли вступление на канале. Но на монитор редакторши сперва выложили первую версию. И она ее зарубила! Так что, шесть миллионов телезрителей в России так и не узнали, что Krakоw - еврейский город. И продолжают пребывать в заблуждении.))

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 20 ноября, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Рош-Аникра на Севере Израиля

Сообщение FontCity » 12 фев 2013, 19:51

Рош-Аникра на Севере Израиля:



Звуковое содержание видеоролика: израильская граница с Ливаном; финикийцы и Александр Македонский; два израильских колена - Звулун и Иссахар; еврейская взаимовыручка.
Содержание текста, который выложен внизу: пара шагов по Леванону; хилозон - ходкий товар; цена трех экранных минут.

** **

Что запомнилось с тех съемок - так это как я гулял за границей Израиля.

На огромных воротах стояли свои, русскоговорящие люди - и я с их веселого разрешения походил по нейтральной полосе минуты две. С нашей стороны на воротах написано на трех языках: "Выход запрещен. Опасность: Ливан!" А с той стороны: "Добро пожаловать в Израиль". И поскольку в списке этих языков арабского не оказалось, сей факт дал мне основание догадаться, что вся надпись - дело рук наших умельцев.

** **

В этих краях некогда действительно обитало два колена.

Люди одного из них были мореходами и торговцами, предприимчивыми купцами. По жребию им досталось море, и они сначала приуныли (во время жеребьевки в Шило). После чего пророки из стана объяснили им, что это удача. Будет им и торговый навар и промышленный оборот. - Да какая тут промышленность? - Как какая - хилозон добывать (особый морской моллюск), краску из него делать, остальным коленам продавать - товар ходкий, необходимый (краска шла на цицис; кто знает, тот молодец). С таким богатством не пропадешь.

А ведь на той же "распродаже" мог этот берег достаться, скажем, колену Йеуды, т.е. нам с вами. И тогда синяя краска на цицис до сих пор была бы актуальна и востребована. Но нет краски. Ибо ушли однажды все колена, кроме йеудинова, в рассеяние, да толком не вернулись. И ушел за ними хилозон, скрылся.

Как только те же пророки из стана объявили, что в будущем десяти придется исчезнуть, а одному в живых остаться, - тут все вздохнули и посмотрели с тоской на свои, еще синие цицис. Ибо уже было объявлено: Йеуде - Хеврон.

Может, потому и ждем возвращения Десяти потерянных колен, что по синим цицис скучаем?

** **

Впрочем, речь в кадре идет только о двух коленах - Звулуна и Иссахара. Один работает, второй учится. Ни с одним из них не знаком – ни по окружению, ни заочно. Вернее, только однажды встретился, о чем честно и давно в блоге написал.

** **

Длительность ролика: 3 минуты. В кино это норма: готовишься к съемкам пару дней, пишешь тексты, затем с утра пораньше едешь часами в израильскую тмутаракань, там лазаешь по скалам, ступенькам каким-то нескончаемым, наконец расхаживаешь в кадре туда-обратно как заведенный, повторяешь дубль за дублем, высматриваешь новые ракурсы (чем отчаянно мешаешь оператору и режиссеру), разглядываешь людей, которые таращатся на тебя, поскольку не ожидали увидеть здесь доса (еврея-ортодокса при полном прикиде - в шляпе, черном костюме, ботинках наглухо - это когда вокруг стоит нормальная такая погода под сорок градусов, а досам тут положено бывать в их каникулы, до которых еще далеко), да еще доса, который мельтешит тут в сопровождении какой-то уж совсем оторванной группы киношников - в джинсах и под соломенными ковбойскими шляпами, а уж послушать, на каком языке они говорят - так совсем отпад (а мы по-русски говорили, если что), потом - уже после съемочного дня - с ног валишься, а через месяц - монтаж в промозглой Москве, и там меня сажают перед экраном на запись звука, и я тот звук издаю, а вы теперь его слышите, - и всему этому удовольствию экранное время ровно три минуты, ну, не обидно ль?

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 7 ноября, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Хайфа, гора Кармель, пещера пророка Элияу

Сообщение FontCity » 20 фев 2013, 16:10

Хайфа, гора Кармель, пещера пророка Элияу:



Длительность ленты - почти 4 минуты. Темы закадрового коммента: краткая прогулка по Хайфе, посещение пещеры пророка Элияу, встреча с выходцами из Индии, рассказ о пророке.

** **

Если бы мы знали, что через 11 лет тут произойдет гигантский пожар - мы бы, понятное дело, засняли и чудесный кармельский лесной массив. А так у нас от него осталась только самая легкая панорама - пробегом - уже под самый конец ролика.

О старом, наверно, не стоит плакать. Хотя я много раз видел плачущих пассажиров в автобусе на спуске из Иерусалима к Латруну. Красивейший лес Израиля за три дня сгорел почти дотла. С тех пор прошло много лет. Удивительный парк, который был всегда рядом с теми, кто поднимался в столицу или спускался из столицы на Равнину, вряд ли будет возрожден, по крайней мере, при нашей жизни. А если будет, то поднимется уже совсем в другом виде. Не с афинскими соснами в три обхвата у корня, не в густом подлеске, который у нас вообще редко где встретишь. Возникнет что-то другое. А того уже никогда не будет, эх.

Гора Кармель названа в Танахе Б-жьей. Сюда с неба сходил огонь на жертву, предложенную пророком, когда он соревновался со жрецами идолов. Понятно, что неслучайно мотив огня всегда связан с этой горой. В пещере пророка постоянно жгли костры (в память о пламени, сошедшем сверху), его самого часто рисовали - и не только евреи - на огненной колеснице (на которой он живым вознесся на небо). Недавний пожар тут случился тоже при огнях - посреди Хануки, праздника чуда с храмовым Светильником.

А потомки выходцев из Бомбея рассказывают, что в Западной Индии их колено обосновалось еще при огнепоклонниках-зороастрийцах [на юге Гуджарата и сейчас проживают немногочисленные общины парсов, главным образом в Мумбаи] и задолго до появления там индуистской и мусульманской служб. Чему удивляться не следует, ибо наш народ - Регистратор истории, а не ее рядовой житель. И все идет к тому, что последнюю печать на Списке всеобщих хронологий поставит именно пророк Элияу.

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 25 декабря, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Цфат. Музыкальный фестиваль

Сообщение FontCity » 27 фев 2013, 16:55

Музыкальный фестиваль в Цфате, Израиль.:



Ежегодный музыкальный фестиваль в Цфате, на севере Израиля. Раньше это был фестиваль музыки клезмеров [1]. Теперь туда приглашают всех, кто исполняет еврейскую фольклорную музыку, а заодно театры, хоть каким-то боком затрагивающие еврейскую тематику - главным образом уличные труппы, ну и понятно, клоунов и пр. Широкая программа!

Что сегодня делается, не знаю, а 10 лет назад это был-таки праздник. Народ съезжался заранее. Масса представлений шла одновременно в разных концах центра города. Можно было многое пропустить, но можно было и на многое поспеть.

Наша группа просто отдыхала. Мы расхаживали и снимали. Ролик о фестивале - как развлекательный - должен был идти в конце программы, а посему не предполагалось ни особого дикторского текста, ни специальной режиссуры. Все определял монтаж. Материала же мы отсняли - хватило бы на несколько часов непрерывного показа.

Сегодня ничего супер-интересного, связанного именно со съемками, не помню. Как нас окружила с утра пораньше удивительно дружеская и радостная обстановка, царившая на улицах, так и не отпускала до звездной ночи. Несколько раз я попрыгал рядом с музыкантами. Но режиссеру это не очень понравилось - в его представлении учитель Торы должен вести себя солидно. Я с ним согласен. Но что делать, если именно с этой компонентой своего характера - полным отсутствием солидности - мне удалось прожить до сегодняшнего дня. Сколько раз просили меня: "Реб Реувен, во время драши не ходи по залу, пожалуйста". Я даю честное слово, что буду стоять как вкопанный, но моментально об этом забываю, как только "въезжаю в тему" [2].

Вот, то же самое на улицах Цфата. Заиграл кларнет - и я уже рядом. Наверное, изначально судьбой мне была заготовлена роль клоуна, а я вот с детства, по недосмотру родителей физикой увлекся. Да так серьезно, что, разочаровавшись в науке, подался в синагогу. Там и остался - а клоун-то внутри продолжает тихо жить и ворочаться. Играет и поет.

Но я не об этом. А вот о чем. Хочется мне сравнить еврейские нигуним с искусством блюза. Ну, скажите мне, почему блюз завоевал все, что можно было завоевать в музыкальной культуре человечества, а наши еврейские мелодии, чувством повыше и красками побогаче, - все как один так и остались в фольклорной нише, почему?

Судите сами. В классическом блюзе 3-4 строчки, вторая полностью повторяет первую. Фразы, как правило, кончаются на мужскую рифму. Слов - от силы 10-15 на куплет. Тематика, сами знаете - сплошное уныние, хотя и хватающее за душу. (Я большой любитель блюзов.) И все это при том, что мелодия фактически одна. Один напев на все мыслимые блюзы, которые вы можете называть как хотите, хоть буги-вуги, хоть соул, - все равно это будет той же самой единственной песней, что звучала на берегах Миссисипи.

Но не таков наш еврейский нигун. В него вошли, по-видимому, все музыкальные приемы окружающих народов, начиная с первого дня нашего пребывания в Восточной Европе. Мы всё впитали, все довели до души. Над всем пролили слезы и отсмеялись - да так, что и без слов теперь нас тревожит любая песня на идиш. Почему без слов? Да кто ж теперь поймет те слова! Я, в лучшем случае, скажу, о чем поют. Мои дети и этого не скажут…

А ведь все могло быть совсем по-другому. Весь мир сейчас бы распевал клейзмерскую музыку во всех ее видах - а там сотни напевов, А где-нибудь в провинциальном Сент-Луисе собирались бы раз в год на свой тихий фестиваль-андеграунд любители блюза. Почему нет?

[1] קלעזמער, составное слово, означает "инструментальная музыка". В смысле "не пение". От כְּלִי זֶמֶר, музыкальный инструмент.

[2] А самые большие мучения - когда даю урок на Толдот.ру, сидя за столиком перед объективом камеры. Уже привык не выпадать из фокуса, но раньше было тяжело. Оттого, наверное, и голос печальный.

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 27 июня, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Пещера Махпела в Хевроне

Сообщение FontCity » 12 мар 2013, 10:53

Хеврон: пещера Махпела:



На этой неделе читается раздел Торы, в котором пещера Махпела впервые упомянута. Так что самое время вывесить киноролик про могилу наших праотцев.

Собственно, к тексту в кадре и за кадром мне здесь, в блоге, нечего добавить, все и так понятно. (Вернее, добавить можно - и нужно, хотя бы то, что написано на Толдот, в коротком рассказе "У входа в зал Ицхака".)

Передача шла по России, цель у нее была простой и не из самых высоких - "еврейский ликбез".

О трех наших праотцах я рассказал, как мне и теперь кажется, самым доходчивым образом. А заодно и в меру оригинально. Вот ведь, в Энциклопедии "Аванта" (хорошая, кстати, энциклопедия), в томе про мировые религии, в том ее разделе, где говорится об иудаизме, - нет ничего из того, что я вещаю об Аврааме, Ицхаке и Яакове. Специально смотрел! А ведь разговор о качествах основателей еврейского народа крайне важен для понимания всего, что Тора принесла в наш мир.

Знаю только, что наше кино смотрела аудитория не самая большая для России - 6-8 миллионов, - но, согласитесь, тоже цифра! А значит, надо было говорить иногда азбучные вещи. Отсюда, кстати, происходят штампы в дикторской речи - про "сосуществование евреев и арабов" и пр. И по этой причине я, например, не сказал посреди ленты: "А вот обратите внимание, дорогие зрители, мы уже давно с вами ходим по арабской части комплекса - а меня в кадре нет, почему бы это?" После чего можно было обойтись одной скромно оброненной фразой: не впустили! - Но и этого сказано не было. Ибо политика! Короче, не хотелось подводить редакторов на телевидении …

Я и сейчас стараюсь поменьше грузить публику своими политическими вкусами. А потому ни слова про правых и левых, евреев и русских с американцами, про вязанные, черные и цельнолитые кипы. Если б была хоть минимальная польза от подобных выступлений - то в дозированной степени можно было бы и тиснуть пару слов; бросить, скажем, вопрос в пространство (с парой атомов летучего ехидства) или сочинить однострочный коммент (с тенью намека на несогласие с позицией того или иного автора), или где-то решительно постоять на защите своей линии (мол, а вот от этого не отступлюсь, хоть режьте), - много есть совковых способов из раздела "цуми" (по-еврейски: "обратите на меня внимание"), но кто при этом выиграет?

Короче, о политике (внешне-еврейской, внутри-еврейской, вовсе не еврейской, внутри-харедимной и пр.) можно говорить открыто и прямо - но! только с тремя условиями: если во всем этом (1) есть несомненная польза, (2) никто не будет обижен (я не про политические обиды, а вполне личные – на уровне общения), (3) пишущий хорошо разбирается в предмете. У меня случается, что порознь эти требования вполне проходят. Но "порознь" недостаточно, вот в чем бЯда.

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 24 октября, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Могила Рахели в Бейт-Лехеме

Сообщение FontCity » 21 мар 2013, 21:26

Бейт-Лехем: Могила Рахели:



Содержание ролика: истории любви Яакова и Рахели; праведность Рахели.
Длительность: 2 минуты.
Вы бы смогли такое содержание вместить в такую длительность? - У нас получилось.

Это четвертый сюжет на тему "Могилы еврейских праведников". Предыдущие: "Раби Меир, чудотворец. Рамбам", "Раби Нахман из Умани", "Гробница Махпела в Хевроне".

** **

Сначала скажу два слова про съемки этого киносюжета. А потом чуть больше про Рахель - для тех, кто учит Тору или хотя бы ее читает.

Снимать долго и панорамно у нас не получилось: уже тогда подъезд к Бейт-Лехему часто объявляли закрытым. Когда открывали - можно было приехать, поставить машину рядом с комплексом и быстро пройти внутрь.

Раз в неделю местные жители обязательно обстреливали ближайший район Иерусалима, Гило. Так что нам разрешение на съемки несколько раз откладывали - но мы победили и свои две минуты отсняли.

Причем приехали туда, пристроившись за туристическим автобусом, на которых везли - по путевке Сохнута! - русскоговорящих евреев. Они у нас украшают своими живописными фигурами кадр, снятый в женском зале синагоги. Почему синагога? Потому что все это синагога! (Хотя вот, оон объявила, что сие место не синагога, а вовсе мечеть. Чем бы дитя не тешилось.)

Еще специально отмечу, что при входе в синагогу стоят столы, а на них лежат тфилин - для всех желающих идн. Причем наша съемочная группа - чистые евреи, никакого интернационализма. И мне надо было бы им предложить те самые тфилин навязать - а я не предложил - я вообще никогда ничего не предлагаю - каюсь и буду продолжать так поступать и дальше - мне достаточно показать своей группе, что я такие тфилин таки накладываю, а они как хотят. Но тут - именно у могилы с Рахелью - что-то случилось и с моей группой - и они их навязали на свои руки и головы!

А один с тех пор так и продолжает навязывать каждое утро. Вы - случайно не еврей-режиссер или еврей-оператор? Могу взять на съемки к гробнице Рахель.

** **

А теперь без всяких шуток о самой Рахели.

Пожалуй, из всех персонажей Танаха Рахель - самый любимый и почитаемый в нашем народе. Считается, что все у Рахели было на высшем уровне: праведность и красота. За праведность, проявленную по отношению к Лее, она получила самую высокую роль, на которую могли претендовать праотцы и праматери: после смерти стала защитницей народа, которая молится за него перед Всевышним каждый раз, когда мы уходим в изгнание. А о красоте пишет сам Хумаш: "Рахель - красива станом и видом". Если написано в Торе, значит, так и есть.

** **

Но вот вопрос. Сказано в Талмуде (трактат "Мегила"), что четыре самые красивые женщины мира это - Сара, Рахав, Авигайль и Эстер. А почему не Рахель?

Мидраш отмечает, что о красоте Рахели написано в продолжении стиха: "У Леи слабые глаза, а Рахель - красива станом и видом", что, конечно, не может быть случайным. Дело в том, что глаза Леи были слабыми от слез. Она знала, что достанется злодею Эсаву, который был старше Яакова. Но, как только Яаков "купил" у него первородство, он стал старшим в семье (по крайней мере, фактом своей "покупки" заявил, что считает себя старшим). Узнала об этом Рахель и стала плакать, потому что теперь выходило, что Эсав предназначается ей: младший - младшей. И плакала она целых 14 лет - пока Яаков, убежавший от Эсава, учился в ешиве Шема и Эвера. От слез ее глаза стали слабыми (как у Леи, которая плакала до этого).

И хотя краснота глаз не портила ее внешнего вида ("красива станом и видом"), все же в список четырех самых красивых женщин истории человечества она не попала.

** **

Ой, о Рохл я могу писать долго. За годы собралось много материала - и пространного, и краткого.

** **

Написано про Яакова: "И полюбил Рахель больше, чем Лею". Я специально взял общепринятый перевод. Потому что в оригинале написано совсем по-другому: ויאהב גם את רחל מלאה. В переводах куда-то пропадает частица "также". А слова "больше" (или "сильнее") в оригинале вообще нет. Отсюда слышится, что он любил Лею, но ее сестру Рахель тоже полюбил. Впрочем, если бы даже он не любил Лею, то при чем тут - "полюбил Рахель больше"? Если одну не любит, то разве можно сказать, что вторую любит больше?

Ответ известен многим: слово מלאה (ми-Леа) это не "больше, чем Лею", а "из-за той истории", что называется маасэ Леа (эпизод с Леей), когда Рахель передала ей особые знаки, о которых заранее договорилась с Яаковом (на случай, если ее отец Лаван подменит Яакову сестру). Передала она их Лее, потому что решила, что лучше потерять Яакова и возможность стать праматерью еврейского народа, но спасти честь сестры, которую могли опозорить.

И вроде бы из-за тех знаков Яаков должен был возненавидеть Рахель. Но он был цадик и в этой истории увидел ее праведность. Вот и полюбил ее еще больше - как сказано: "из-за этой истории с Леей".

** **

А вот еще.

"И увидела Рахель, что не родила Яакову, и позавидовала сестре, и сказала Яакову: "Дай мне детей, а если нет, то мертва я". - Какая связь между "позавидовала" и "мертва я"? Рамбам объясняет, почему сестра жены запрещена мужу, только пока жена жива. (Остальные запреты действуют и после смерти.) Потому что - сестры ревнуют друг друга.

Да, но вот же, Яаков взял в жены двух сестер - а они запрещены! Почему взял? Ответ: Леа и Рахель были праведницами и не ревновали друг друга. Доказательство в том, что Рахель передала Лее особые знаки (см. выше).

Да, но так было раньше. Теперь же Рахель увидала, что ревнует сестру (из-за того, что у той есть дети, а у нее нет), и сразу стала запрещена мужу. Потому и сказала: дай мне детей, чтобы я ее не ревновала. А если не дашь, то я мертва, т.е. тогда я тебе запрещена!

** **

На этом останавливаюсь, хотя про Рахель мог бы продолжать до утра.))

Мы все - потомки Леи, но именно про нас сказано - как про Яакова: "И полюбил он Рахель". И полюбили мы Рахель - начиная с той истории, когда она передала Лее свои знаки, - и до сегодняшнего дня. Ибо она единственная, кто о нас плачет.

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 14 ноября, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Еврейская Буковина

Сообщение FontCity » 11 апр 2013, 06:48

Еврейская Буковина:



Содержание ролика: (1) Природа края – вода, горы. (2) Хасидизм и хасиды. (3) Радостное отношение к жизни.

Обычный ликбез на тему хасидизма для широких масс, пользователей российского ТВ.

** **

Мы изначально не собирались снимать серьезной ленты с экскурсами в исторические хроники. Хотя тема богатая - материалов можно привести массу. Но вот, просто поехали машиной в Черновцы. А по дороге останавливались в разных местах, заходили на еврейские кладбища, снимали. В итоге - ведем с экрана непринужденный разговор о том, кто такие хасиды, откуда взялись, какая в них особенность, чем интересны нам - в большинстве своем их потомкам и т.д.

Из путевых историй помню, что несколько раз к нам подходили люди и спрашивали, чего мы тут вынюхиваем ищем. В смысле - зачем снимаем входные двери домов? Мы отвечали чистосердечно: мол, туристы из Израиля, ездим и снимаем места, где раньше жили евреи. Например, смотрите: это место на дверном косяке вашего дома - след от мезузы, особой коробочки, которую евреи вывешивают на входе своего дома. Означает - что тут раньше обитали евреи. Реакция на это сообщение была, как правило, мирная. Однажды, впрочем, какой-то шальной дед обрушился на нас с воплями, что-де никогда тут никаких евреев не было, это дом рубил его отец (а дом, надо сказать, каменный), а если будем тут шататься… и т.д.

Так что поездка нам понравилась. И даже в плане следов от мезуз. Не то, что известный рассказ о том, как нечто подобное устроил в Хевроне мой знакомый А.Эскин. Он просто ходил по старому городу (не по теперешнему т.н. еврейскому кварталу) - и фотографировал следы от мезуз на арабских домах. Без всяких слов и разговоров. И чуть в тюрьму не загремел. Понятно, что он провокатор, а мы просто туристы. В этом вся разница.

Тем не менее, почему-то мне кажется, в некотором плане нынешняя Западная Украина много спокойней нашего родного Израиля. Я про полицейские, извините, порядки в провинции.

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 27 февраля, 2011
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Тора и власть

Сообщение FontCity » 20 апр 2013, 21:23

Израильский Кнессет:



Темы видеоряда: Отношение Торы к власти. Прогулка по Кнессету. Встречи с министрами. Молитва за благополучие правителей. Ограниченность власти.

** **

Один из самых трудных наших сюжетов. Ибо про власть. Ибо показывался в России.

И там, и в Израиле тема власти и властителей самая скользкая. В России - потому что, а ну как усмотрят намек? Кто за это ответит? Понятно, что редакторы нашей программы. А в Израиле - потому что тут любой разговор о политике смертелен для чести и достоинства говорящего, особенно если он говорит с экрана. О, как!))

** **

И еще. Годом выхода ролика в эфир был, если не ошибаюсь, последний год того еще века. Т.е., настолько давно, что с тех пор и воды много утекло, и ничего не изменилось. Ибо меняться некуда.

Но вроде, наша кинобригада с честью вышла из ситуации: сионистов мы не обругали, коммунистам русским не досадили. И в то же время сказали про власть все, что думали. Вернее, что думает про нее наша Тора.

Если выписать цитаты, которые мной приводятся за кадром по ходу, – то получится сплошной негатив и развернутое предупреждение: с властью не дружи, от нее держись подальше, власть хоть и с небес – да не всегда к добру.

И все это, заметьте, самым елейным голосом. Будто вещаем о парижских бутиках.

** **

Что ценного мне дали съемки этого рола, так только встречу с Юрой Штерном (ныне покойным). Вот был умница и милейший человек[1].

Лет тридцать назад иностранные журналисты в Москве показывали нашей семье обложку зап.журнала – как Юра организовал демонстрацию в Лондоне с плакатами в защиту отказников-евреев. И блок с нашей фамилией он нес на себе!

Т.е. слоган "Отпусти народ мой" в нашем случае приобрел вполне конкретный частный вид: "Отпусти семью Пятигорских". Вам все равно, а мы жутко гордились. И боялись. Ибо с них станется, могли забрать и пресечь.

Приехав в Израиль, я уже через неделю побывал у Штерна в офисе. Повторяю, приятнейший человек. Хотя и правый политик.

А так, что я могу вам сказать на тему "Тора и власть"? – Приближайтесь к Торе. Власть обходите стороной.

[1] Вот ведь анекдот. Перес носится по Кнессету, как заведенный. А ведь ему уже сто в обед. Всякая левая вольготно в буфете кофеи распивает. Рабин куда-то спешит, ой, никуда он уже не спешит. Все как было. И только Штерна нет. Почему из жизни первыми уходят лучшие и достойные? (Ответ я знаю, но с экрана могу спросить и об этом, верно?)

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 7 марта, 2011
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Живые свидетельства»