Израильские заметки в программе «Шалом»

И камни возопиют. Свидетельства священной истории
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Крепость Масада в Израиле

Сообщение FontCity » 29 окт 2012, 08:21

Крепость Масада в Израиле:



Темы закадрового комментария: (1) история осады крепости, (2) героизм с точки зрения Торы, (3) о раби Меире из Ротенбурга.

** **

Понятно, что политкорректность победит всегда. Как израильская, так и российская, а с другими не знаком.

В самом начале ленты мной сказано: "Красивую клятву дают новобранцы в еврейскую армию - Масада, мол, никогда не падет". - Но хотим мы или не хотим, масадовцы устроили самое настоящее убийство. Ибо чем они отличались от римлян, которые тоже хотели смерти защитников крепости? А если кто скажет, что тут налицо кидуш-Ашем, прославление имени Творца - то извините, так считают далеко не все.
** **

Жарко было в тот день на горе Масады (מצדה, national park Massada). Впрочем, как обычно. Вокруг ходили немцы и русские, я про туристов. А у меня, помню, в плеере (но не в кадре!) игралась "Вторая джазовая сюита" ("Вальс 2"). Ничего в ней джазового нет, это понятно. Но героизма хоть отбавляй.

Оркестр в городском саду. Народ ходит по аллеям. Предвоенный год - 38-й или 39-й. Все, кто мужчины, будут скоро убиты. Кто женщины - останутся живыми, хотя тоже относительно не надолго. Страшный излом истории. Но вслушайтесь в запев - это музыка не в реальном оркестровом времени, а чистая память, воспоминание того, что осталось у этих людей (и убитых, и просто умерших) от прошлого: молодость, парк, ужасно короткая и безумно чистая любовь.

Уже жить в этой музыке - сплошное геройство. Я про народ, если что.
** **

А в кадре я спокойно перешел к Маараму (здесь и כאן). И, кажется, не очень зафиксировал противостояние, не так ли?
** **

Про птичку. На съемках был один забавный эпизод (2:07). Пока режиссер с оператором бродили по окрестностям в поисках известных объектов, мы с продюсером притомились под тентом и я разговорился с местным Серегой. Спросил, не тяжело ли тут служить охранником, на солнцепеке. - Отвечает, что привык, вот только вечером ветер донимает; на этой горе даже птицы из-за него не живут. - Ну да, удивился я, нет такого места в Израиле, чтобы там птицы не жили. [Если только в округе не поселились приезжие филиппинцы, они, гурманы, всю живность на лету и на ползу с потрохами съедают.] Оглянулся - сидит на валуне серый дрозд. Протянул ему руку - он в нее и уселся. Когда пришли режиссер с оператором, мы им про птичку рассказали. Оператор говорит: а ну, повтори. Я подошел к другой кладке, туда прилетел второй дрозд, на этот раз черный. Поскакал по камешкам, но в руку садиться не захотел. Дескать, на дубль бесплатно не работаем. А для третьего повтора даже я отказался работать - и даже за печенье. Кормить надо было в первый раз. Мы тут, чай, не экспозиция.


© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 20 июня, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Город Акко под Хайфой

Сообщение FontCity » 08 ноя 2012, 13:19

Город Акко под Хайфой:



Не знаю почему, но некоторые люди с детства путают финикийцев с филистимлянами. На этот раз мы приехали в гости именно к финикийцам, нашим каким-то там братьям. А с филистимлянами, никакими нам не братьями, у нашей киногруппы рандеву не сложилось: несколько раз принимались снимать в их родных местах – Ашдоде и Ашкелоне – да так ничего и не вышло. Видно, что-то в небесных сферах отчаянно противилось нашему шидуху.

Так что будем говорить о финикийцах. Кстати, мне знакомы люди, которые, учась в обычной школе и изучая "по истории" Пунические войны, сочувствовали именно карфагенянам. Говорят, жаль, что те не вошли в Рим и тем самым подарили последнему возможность не только выжить, но и продиктовать главные направления всей европейской цивилизации. (А есть и такие, которые, например, с удовольствием поставили бы на татар в матче Куликовской битвы. Да только кто у них примет ставку?)

Знаю-знаю, сослагательных наклонений в истории нет, лишь изъявительные. А еще точнее, одни повелительные и чуть-чуть изъявительных, чтобы нескучно было. Но условных нет и не бывает!

И все равно, посудите сами. Пал бы Рим – и не было бы Греции (прародины филистимлян). Той Греции, как мы понимаем ее сегодня. Не было бы тех, кто Грецию поощрил, развил и передал европейцам в своей, римской интерпретации. А что касается империй и захватов – не сидели бы в Эрец Исраэль римские наместники (включая пилатов), не было бы евреям необходимости (и возможности) бежать спасаться в Бавель. А там, гляди, и Вавилонский Талмуд был бы несколько иным. Хотя, скорее всего, римскую роль исполнил бы кто-нибудь другой, в желающих нехватки нет.

Но заранее известно, что не финикийцы.

Те нам Храм строить помогали. Еврейских купцов возили на своих кораблях в далекие земли (есть такое мнение). Все могло обернуться по-всякому, но пока они были живы – у нас не было с ними конфликтов. Ни торговых, ни мировоззренческих, ни погромных, никаких. Если исходить из представления двузначности всех этнических отношений (что-де позволяет раскрасить мировую этническую карту двумя красками – белой-друзья и черной-враги), мы бы с ними так и продолжали почти дружить. Но – поскольку весь мир по одну сторону, а евреи по другую, то соплеменникам Ганнибала была уготована мрачная судьба тех, кто споткнулся о римлян и пропал. Ничего у меня философия получается? Это потому что на ночь. Когда в Иерусалиме темно и непогода, и не такое может сочиниться...

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 16 января, 2011
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Зихрон-Яаков, парк Ротшильда

Сообщение FontCity » 14 ноя 2012, 17:17

Зихрон-Яаков, парк Ротшильда:



Продолжительность ролика: 4 с половиной минуты, совсем ничего. Три темы, которые ведет закадровый голос: история парка, отношение Торы к деньгам и богатству, легенда о происхождении династии Ротшильдов.

За еврейские деньги мы уже показывали - но тема-то, согласитесь, неисчерпаемая.

Итак, в Парк Ротшильда мы поехали снимать сюжет на тему капитала. А заодно решили рассказать о семье Ротшильд, которая этот парк подарила еврейскому народу, вход свободный.

И вот вам зарисовка с тех съемок.

В самом конце рабочего дня мы поставили камеру на штатив у входа в грот, где похоронен барон Эдмон-Джеймс Ротшильд (1845-1935). Уже были отсняты все мои проходы и стенд-апы. Делать мне было нечего, и я отдыхал на каменной терраске у бассейна с проточной водой, заросшего огромными фиолетовыми лилиями.

Сижу на бордюрчике, наблюдаю издали, как мои оператор и режиссер ставят план с отъездом от искусственного водопада и, соответственно, с наездом на архитрав колонны дорийского ордера у входа в грот.

Тут ко мне подходит странный человек: опереточный фрак, бабочка на манишке с рюшками, в руке поднос с пустым фужером на салфетке, в другой руке, тоже на салфетке, бутылка вина. (Видом - ну чисто Григорий Ярон в "Графе Люксембурге", второй акт, только Легара не хватает). Старичок склоняется надо мной и что-то говорит по-французски. (Учил, поэтому узнаю.) Короче, культурно и с улыбкой предлагает мне выпить. Читаю на этикетке - Chambolle-Musigny 64 года. Мой любимый Шамболь. И пока я думаю, сзади появляется еще один тип, тоже - вылитый гарсон из настоящего парижского ресторана, потому что пахнет от него тонко нашинкованным луком, я не шучу. А в руке - красный Beaujolais из Côte-de-Brouilly (Кот-де-Бруйи) 58 года. Мой любимый Божоле, и год тоже любимый.

Но не буду же я пить на жаре, да еще на работе, да еще когда мои коллеги бьются над планом у бассейна, даже если это французское вино, пусть и любимого года! Евреям запрещено пить нееврейское вино. Особенно на работе. Что делать? Отвечаю: non-non, mon sieurs, - и вздыхаю. Гарсоны понимающе кивают головами, но не уходят, а так и стоят над душой немым французским укором. Через пару минут прибегают двое слуг с казачьими лампасами на штанах стиля "бистро" и приносят кресло. Ставят рядом со мной. Я в него сажусь. Слуги остаются стоять сзади.

А отдаленные съемки идут своим ходом.

Потом мне приносят столик с телефоном (не сотовый, а просто радио-, под ретро). Рядом с ним хьюмидор синего дерева с дорогими сигарами, название не помню. И пухлый альбом семейных фотографий. В общем, меня явно с кем-то путают.

Краем глаза замечаю, что наш оператор наконец-то сообразил наставить камеру в мою сторону и уже снимает под шумок на зуме, или как это называется. Режиссер давится со смеху. Перестаю что-нибудь понимать. Тут звонит телефон. Окружающие, улыбаясь, показывают жестами, что меня.

Беру телефон. Мне что-то говорят. Я в ответ: je ne parle pas français. Переходят на иврит: месье еще что-нибудь хочет? Отвечаю: да вроде, нет. Отбой.

Открываю первый лист альбома. Там в полный рост стою я, правда, борода чуть поухоженней и совсем седая, на голове цилиндр, рядом стоит красивая женщина в белом длинном платье и с лицом Бред из "Фиесты". Сверху написано: Paris, La Villette, 32 année. На следующей фотографии - тоже я, но в окружении оравы детей в панамках с двумя боннами в кринолинах (?). Написано: Bordeaux, Arcachon, 48. (Может, это 1848?) И дальше в том же духе - полсотни фотографий, на который я в разных обличьях, разных городах Франции и Европы и с разными компаниями - дети, женщины и члены парламентов.

Начинаю понимать, что я похож на нескольких Ротшильдов сразу. Фамильное сходство. И меня с одним из них спутали в этом парке. В парке имени Ротшильдов. Решили, что я, наверное, приехал инкогнито.

Но раз это Ротшильды, то вино должно быть кашерным. Протягиваю руку, в нее вкладывают бокал и предлагают выбрать: Chambolle или Beaujolais? Да, действительно, на этикетке красуется знак кашерности. Выбираю Божоле. Пью. Оператор меня снимает…

Эти кадры в фильм не попали. Поблагодарив прислугу за театрон на свежем воздухе, мы ушли. На прощанье все громко смеялись. Но я и сейчас помню вкус того очаровательного вина урожая 58 года из виноградников Роны, что к югу от Дижона в Бургундии. Мои любимые виноградники.

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 2 января, 2011
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Разговор о деньгах

Сообщение FontCity » 18 ноя 2012, 22:11

Тель-Авивская биржа:



Евреи и деньги

В таких случаях я спрашиваю аудиторию перед лекцией: "Вы что хотите услышать – сначала смешное, а потом серьезное и полезное? Или сначала серьезное, а потом смешное и полезное?" – И люди всегда выбирают смешное. Поэтому сначала расскажу, что у нас произошло на съемках киносюжета об израильской бирже, а потом освещу тему "Евреи и деньги", о'кей?

** **

На бирже в Тель-Авиве

К тому времени мы давно искали адрес для киносюжета [1] о том, как Тора относится к бизнесу и накоплению богатств. Выбрали биржу. Позвонили по номеру из телефонной книги, сказали, что мы – русское телевидение, получили разрешение, приехали.

Оказалось, что сама биржа – т.с. ее деловая арена – представляет собой не очень большой зал, с площадкой в центре, окруженной столами, за которыми сидят девушки-клерки – все они работницы биржи. За барьером, вдоль стен стоят другие столы с молодыми клерками, но они – "представители"; у каждого из них на груди болтается бляшка с названием торгующей акциями организации: банки, концерны, холдинги и все такое прочее.

Во всех углах и в центре под потолком висят огромные электронные табло. Звонят сотовые телефоны [2], на столах развернуты экраны ноутбуков. Нам сказали, что внутрь площадки можно входить только особым брокерам. Мы попытались встать сбоку у стенки, но там бегали сотрудники, и мы всем мешали. Страшная картина: вокруг стоит шум невообразимый, кто-то что-то выкрикивает, называет какие-то цифры, кто-то ему отвечает, все прыгают от возбуждения. Одним словом, аукцион.

А нам надо делать сюжет с моим стенд-апом [3]. Вначале мы честно потолкались и встали под главным табло, но нас погнали и оттуда. Тогда я сказал главному устроителю, что, раз у нас разрешение на руках, нам надо дать возможность встать хоть где-нибудь. Он смерил нас взглядом, как бы примериваясь к нашей стоимости, – и неожиданно поставил нас в самом центре арены, там, где наблюдалось относительное спокойствие. В этом "зрачке циклона" я и провел свой стенд-ап.

Итак, представьте себе картину: рядом со мной, локтем к локтю, разместился главный аукционщик, а я стою по стойке смирно и что-то бормочу в свою камеру.

Кончился стенд-ап. Оператор камеру не выключает. Периферийным ухом слышу, как торговля какой-то бумагой поднялась до 22 и 20 пунктов за сотню на 5 тысяч 500. Что все это означает, не понимаю. Но вслед за этим слышу, как кто-то кричит не менее азартно: "22 и 70 пунктов за сотню на 5500". Другой в ответ – и таким же истеричным голосом: "22 и 85 пунктов за сотню". Ему – встречные цифры: "23 и 20 пунктов".

Аукционщик объявляет: "23 и 20 пунктов за сотню на 5 тысяч 500, банк Апоалим – раз. 23 и 20 пунктов за сотню на 5 тысяч 500, банк Апоалим – два".

И тут у меня что-то лопается внутри, и я слышу, как мой рот объявляет – очень громко: "23 и 40".

Эти числа я запомнил на всю жизнь. Аукционщик смотрит на меня, я стою рядом, он хлопает меня по лацкану пиджака и спрашивает: "Фирма?" Я отвечаю, не моргнув глазом: "Эш-Атора, Иерусалим"[4]. Он кричит: "23 и 40 пунктов за сотню на 5 тысяч 500, Эш-Атора, Иерусалим – раз".

У меня сердце в груди медленно перемещается в сторону таза. "23 и 40 пунктов за сотню на 5 тысяч 500, Эш-Атора, Иерусалим – два". Ой, неужели никто не купит? "23 и 40 пунктов за сотню на 5 тысяч 500, Эш-Атора, Иерусалим – три. Продано!"

Оператор смотрит на меня в ужасе, медленно снимает камеру с плеча, уходит[5]. Я понимаю, что надо смываться. Двигаюсь к выходу. Смотрю, на табло – крупными буквами: "23. 40; 100; 5 500, Эш-Атора, Иерусалим".

Подхожу к администратору, вкрадчивым голосом говорю, что мы уходим, он говорит: "Договорились". Решив, что это разрешение, иду к дверям. Оглядываюсь: на табло красуется та же жуткая запись.

И все-таки что-то мне мешает выйти и убежать. Не иначе, как врожденная интеллигентность. Снова протискиваюсь к аукционщику, жду, когда купят очередную акцию, шепчу ему в ухо: "Хочу продать свою бумагу".

Он понимающе кивает, считывает с табло название акции, орет в публику: "23 и 40 за 100". И тут происходит чудо, кто-то отвечает: "23 и 60". Другой еще круче: "23 и 80". Потом: "24 и 40"… Когда доходят до "25 и 10", при крике: "Три, продано, купил концерн Кур", торг моей бумагой заканчивается. И я вразвалочку выхожу из зала.

Но в дверях натыкаюсь на оператора, он о чем-то мучительно соображает. Наконец выдавливает из себя: "А разницу нам заплатили?"

"Какую разницу?" – спрашиваю.

"Одна целая, 70 пунктов за сотню на 5500. Это значит 55 сотен. Если за сотню 170 пунктов, то получаем… 9350 пунктов. Если пункт – шекель, то тоже немало. Надо идти брать".

Спрашиваю: где?

Он показывает на девушку, у которой на груди пластиковая карточка с надписью "концерн Кур". "Иди, – говорю, – получай". Он уходит, а мы с режиссером спускаемся в фойе.

Что он там получил, нам неведомо. Оператор не рассказывает. И каждый раз, когда мы его об этом спрашиваем, только загадочно улыбается. Так или иначе, знаю лишь одно: однажды некоммерческая организация "Эш-Атора", Иерусалим, очень удачно сыграла на бирже, и где-то, скорее всего в недрах концерна Кур, лежат ее 9350 честно заработанных шекелей…

** **

Евреи и богатство

А теперь серьезная часть поста [6].

Есть теория, согласно которой, вытесненные из прямого производства товаров, т.е. лишенные возможности заниматься ремеслами, евреи средневековой Европы были вынуждены обратиться к ростовщичеству, а отсюда недолгий путь в банковский дом. Не знаю, насколько эта теория верна, но еврейские банкиры издавна известны во многих странах – начиная с Португалии-Испании и вплоть до Греции-Турции.

Кстати, Маркс однажды в запальчивости написал: "У этого народа одно божество, которому он поклоняется – мамона, деньги". – Сильно сказано. Взгляд, правда, дилетантский, но отнюдь не случайный.

Так считают многие, не только антисемиты: евреи любят деньги! Или, по крайней мере, понимают в них толк. Мне нравится эта последняя формулировка…

Так в чем секрет? Прежде чем ответить, укажу, что на протяжении веков, начиная с потери евреями государственной независимости, когда мы ушли в рассеяние, многие из нас становились министрами финансов при монархах и правительствах.

Два примера из разных эпох. Мудрец Абарбанель, прославленный ученый, комментатор Торы, политический деятель. Прожил ярчайшую, но в то же время необычайно трудную жизнь, полную славы и лишений. Родился в Лиссабоне в 15 веке, семья возводила свой род к царю Давиду. Получил блестящее образование. В юности состоял на службе при дворе португальского короля в качестве первого казначея, наделенного самым высоким доверием. В годы смуты был вынужден эмигрировать в соседнюю Кастилию, где был принят королем Фердинандом Католиком и его супругой Изабеллой, будущими гонителями евреев, и стал заведовать финансами государства. Когда царская чета издала указ об изгнании евреев из Испании (31 марта 1492 года), пытался уговорить правителей отменить решение в обмен на выкуп в 30 тысяч дукатов, (это были его личные деньги), но те под влиянием генерал-инквизитора Торквемады отклонили предложение. Вместе с изгнанниками покинул Испанию и поселился в Неаполе, где получил пост королевского министра финансов… Труды Абарбанеля, а он, повторяю, прокомментировал всю Тору, мы по сей день изучаем в ешивах.

Второй пример: энергичный и удачливый еврей по имени Авраам Юзефович, министр финансов при дворе польского короля Сигизмунда Первого. Говорят, при нем Польша вышла на высокий уровень тогдашней мировой торговли. Когда власти начали требовать от него принятия христианства, он, бросив все, бежал в Турцию.

** **

И тем не менее, написано в одном из трактатов: "Занятие финансами и торговлей не делает человека мудрее". Слова принадлежат великому мудрецу древности – Илелю. Спрашивается, причем здесь мудрость – и финансы?

Люди считают, что занятия торговлей, финансами и бизнесом требуют набора специфических качеств, таких как умение четко мыслить, считать, комбинировать и предвидеть. Это верно. Но неверно обратное – будто, для того чтобы приобрести мудрость, надо заниматься именно торговыми операциями. Денежные дела затягивают, она требует напряженной работы и исключительной концентрации мысли. А поэтому здесь таится опасность: человек может оставить регулярные занятия Торой.

Древний раввин советовал торговцам египетской Александрии: "Хотите стать мудрее? Сидите на одном месте и поменьше торгуйте".

Поэтому скажем так: занятия торговлей, возможно, делают ум человека изощреннее, но мудрость он может получить, только изучая Тору.

Легенды передают, что на монетах царя Давида чеканилось два изображения: посох и сума с одной стороны и башня (символ царя) с другой. Все это – как напоминание о том, что, несмотря на высокое положение, которое иногда занимает человек, достигший богатства, он должен помнить, откуда пришел к этому богатству. Царь Давид в молодости был простым пастухом. Став царем, он именно в своем прошлом черпал силы для скромности и человеколюбия.

Для того Творец мира и дает богатство тому или иному человеку, чтобы он помогал людям!

В этом весь секрет: если кто-то делает из денег объект поклонения, то рано или поздно придет к краху – он сам или его дети. Но тот, кто знает, что деньги в мире – не главное, что это всего лишь средство помочь людям, только такой человек получит возможность не просто разбогатеть, но и воплотить свои принципы в жизнь. Таков секрет еврейского богатства.

Итак, богатство – не способ жизни, а средство проявить свое человеколюбие.

А значит, это очень непростое испытание. Потому, наверное, не всем удается пройти его с честью. Легендарные еврейские богачи, начиная с царя Соломона и кончая современными Ротшильдами, это испытание выдержали.

[1] Телепрограмма "Шалом", канал "Культура", РФ.

[2] Хотя у "представителей", по закону, на столах стоят стационарные аппараты. Зачем – никто мне не объяснил.

[3] Это такая картинка, где я говорю: "А теперь мы с вами, друзья, на бирже! Да-да, на той самой бирже, где каждый из нас хочет побывать, но никому, если он нормальный, это и в голову не придет". (Вот вы думаете, что я сейчас пошутил – и не очень удачно. Но честно сознаюсь, именно такое вступление я в течение двадцати передач предлагал режиссеру – и он однажды согласился – но в тот момент нашу программу прикрыли.)

Кстати, стенд-ап в ролике идет вначале, а отсняли мы его последним, что важно для сюжета рассказа.

[4] Врать я не умею, так что это чистая правда. Первые десять программ финансировал заказчик – "Эш-Атора". Вторые десять – Московская община, фамилий называть не буду. Сюжет про биржу вошел в Седьмую программу, последний киносюжет. Сейчас у этого ролика есть собственное название – "Шалом 07.5". Он вывешен где надо. Там его и ищите.

[5] Вся эта сцена с моей торговлей была благополучно снята. И отложена в специальное хранилище. У нас таких вне-сюжетных кусков накопилось порядочно, хватит, чтобы отдельный ролик смонтировать. И о том, как меня зонтиком били в Кракове (за то, что я вслух назвал его еврейским). И о том, как в Кейсарии я упал с античной "лягушки" в пропасть, но не погиб. И о том, как меня угощали элитным вином из подвалов Ротшильда. И о том, как за мной гнались два дибука по темным коридорам подземного лабиринта под Храмовой горой. При случае расскажу. Кстати, повесть о том, как я стоял экспонатом в музее восковых фигур, – мной в блоге уже приводилась.

[6] Честно копирую сюда все, что приготовил для звуковой дорожки киносюжета, – но там места не хватило. Ибо на все про все мне было дано 1 мин. 47 сек.

© Блог Реувена Пятигорского на Толдот.ру, 30.10.2010 17:38
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Хасидизм

Сообщение FontCity » 25 ноя 2012, 19:13

Еврейская Умань:



Содержание киносюжета: "Рассказ о хасидизме вообще", "Уманьская резня", "Раби Нахман", "Брацлавские хасиды", "Посещение парка", "О Беште, зачинателе хасидизма".

Из всех отснятых сюжетов именно этот лучше всего годится для того, чтобы быть показанным накануне Рош-Ашана, еврейского Нового года. Потому что еще несколько дней - и десятки тысяч евреев со всего мира потянутся в Умань, к могиле святого праведника, раби Нахмана. Так многие поступают перед Новым годом. Народный обычай.

(В чем смысл молитвы у могилы праведника - об этом мы уже говорили в одном из своих выпусков.)

Еще одно предварительное замечание. Прекрасно знаю, что Браслав и Брацлав разные города, но что делать, если бытует много вариантов имени последователей раби Нахмана: хасиды брацлавские, браславские, бреславские. В среде Чернобыльских хасидов, к примеру, их называли браславскими. В самой Умани говорят: брацлавские, что, конечно, вернее.

** **

Моя жена происходит из семьи выходцев из Умани. Теща много рассказывала о своем предвоенном житье в этом городе. Она там родилась. Причем жили они в отдельном еврейском квартале. Не в гетто, а просто от предыдущих поколений так осталось. Говорили и учились исключительно на идиш. Обязательный урок русского языка (украинского не было) посещали не более прилежно, нежели урок немецкого, который давался легче - если говорить об устной речи, а не о грамматике[1].

Рассказывала нам - мне и своей дочери - как с подругами они ходили гулять в парк "Софиевка". На выходе из своего района, задолго до первой продавщицы газированной воды, девушки начинали вспоминать, как по-русски сказать - "два стакана" или "две стаканы"?

** **

Мне часто приходилось приезжать в Умань. Руководители Одесской общины - чистые литаим - почему-то именно здесь любили устраивать выездные семинары для молодежи, привлекаемой к Торе. Ну, я и ездил в качестве обязательного учителя. И каждый раз до субботы (а семинары почему-то проводили вкупе с субботой) успевал с утра пораньше сбегать в прекрасную "Софиевку".

Былого еврейского квартала в городе я уже не нашел. Город как город. В меру серый, в меру обычный, что-то там ремонтируется. Магазины с продуктами стоят, по дорогам иногда можно проехать. Главная особенность города, то, что привлекает туда туристов из-за границы, - это, конечно, район с могилой раби Нахмана.

Местной власти, да и прочим автохтонам надо бы радоваться, что у них туризм процветает. Но особой радости не видно - если судить по рассказам о том, как там приезжих обирают и обворовывают. Отдать бы этот город в серьезные и заботливые руки - как и прочие известные по еврейской истории города и местечки Украины, Белоруссии да Молдавии - рай бы можно было сотворить - и для местных жителей, и для еврейских паломников.

** **

Еще два слова про мою тещу - ибо где я это еще о ней расскажу?

Женщина удивительного характера и страшной судьбы. Мягкая, тихая, после войны проработала главным бухгалтером в райпищторге, если вы помните, что это такое. Ей в голову не приходило, что тут можно воровать, как все начальники и их окружение. Ни дачи себе не отстроила, ни квартиры благоустроенной. А уезжала с нами в Израиль - плакала по оставленной советской России. Привыкла, любила…

Рассказывала нам, как попала на фронт. За пару месяцев до войны призвали всех городских девушек ее возраста, начали учить на медсестер. В первый день войны выстроили всех на плацу и объявили, что отныне они зенитчицы. И тут же посадили на грузовики, чтобы отвести на восток, на запасные, как было сказано, аэродромы, чтобы освоили там "зенитное дело".

Она еще успела сбегать домой, сказала, что им сообщили, будто немцы будут не сегодня-завтра - чтобы мама с папой и детьми немедленно бежали к мосту и спасались. С тем они и расстались. Навсегда. Потом ей рассказали, что они так и сделали - сели на подводы - до мост был уже разбомблен. Вернулись - и все погибли.

Вот так с первого дня войны до последнего, который встретила в Праге, она прослужила зенитчицой на аэродромах. Бомбили их нещадно. Своих подруг она сменила несколько раз. Был способ вернуться из армии - забеременеть. Да разве Мина Григорьевна Зак, молодая комсомолка, могла на это пойти! Да ни за что.

Рассказывала, что в Германии и Чехии они впервые увидели европейские магазины. О запрете на мародерство никакого представления не имели, но, когда к ним приехали артисты, девушки из их полка надели на себя самые красивые обновки из тех разграбленных магазинов. Оказалось, что вырядились они в пеньюары. Но в комплекте с сапогами полупрозрачные наряды смотрелись очаровательно.

Сразу после демобилизации приехала в Москву (других составов из Праги, кажется, не было), чтобы перебраться с Белорусского вокзала на Киевский, да там повстречала свою подругу по Умани, которая только что оттуда вернулась. Та сказала: "Мина, домой не езжай, дома нет, никого не осталась", заплакала и ушла.

Так Мина осталась в Москве. Уже потом другие люди ей сообщили, что им поведали уманьцы о смерти тамошних евреев. По рассказу некоторых, многие евреи были убиты еще до прихода немцев. Другие говорили, что мужчин сожгли уже по немецкому приказу в здании местного клуба, а женщин и детей закопали живьем в пригороде. Ничего наша теща больше нам не говорила - начинала плакать и уходила в свою комнату[2].

** **

Раби Нахман повелел, чтобы его похоронили в Умани, там, где звери уничтожили тысячи евреев. Кто бы тогда мог предвидеть, что эта история будет повторяться с нами из раза в раз. Из раза в раз.

[1] Мой отец, родившийся в Чернобыле, жил в Москве где-то с 1935 года. Говорил, что русский освоил быстро. (Ага, слышали бы вы его акцент в его взрослые годы.)) В школе (392‑я на Знаменской в Черкизове) учился средне. Но по немецкому всегда имел две устойчивые отметки: за устный - 5, за письменный - 3 с минусом, да и то с великой натяжкой.

[2] При входе в парк "Софиевка" продается великая пропасть буклетов и красочных альбомов. Можете купить. Картинки на самом деле отличные. Но в большинстве буклетов обязательно присутствует текст, вот беда. А среди текста - кроме описания романтичной любви графа Потоцкого к прекрасной Софии, это еще куда ни шло - вы всегда найдете что-нибудь во славу бандитов-гайдамаков. Так и будет написано - сами посмотрите: "Дума казаков над Днепром", или где они там еще свои думы гадали?((

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 4 сентября, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Крепости крестоносцев в Иордании

Сообщение FontCity » 02 дек 2012, 10:53

Крепости крестоносцев в Заиорданье:



Темы закадрового рассказа. (1) Крепости Карак и Шобак. (2) Войны христиан с Саллах-ад-Дином. (3) Жизнь евреев Европы во времена крестоносцев. (4) Идеи еврейского гуманизма в эпоху средневековых погромов. (5) Легенда о встрече великого Раши с мало кому теперь известным Готфридом Бульонским.

Предыдущие ролики, снятые нами по ту сторону Иордана: сказочная (в смысле фантастическая, великолепная и пр.) Петра (7.1) и римский амфитеатр в Амане (8.4).

Я написал "Заиорданье" неслучайно, именно так раньше и называлась эта земля. Течет по Ближнему востоку река Иордан. Все, что к востоку - Заиорданье, все, что к западу - Западный берег. И если второе название принято всеми сми мира, то почему не первое?

В конечном счете, симпатичное королевство по соседству с Израилем получилось по простому решению английских властей: ни кочевавшие там бедуины, ни редкие оседлые арабы в той области никакого государства себе не просили, о нем не мечтали, его, что называется, не выстрадали. Понятно, что отсюда отнюдь не следует, будто оно им не принадлежит и будто они, ндБ, самозванцы. Нет, они коренные жители своей страны - но англо-званцы. Получившие свою нынешнюю родину в подарочек от Европы. И больше не будем об этом.

Поездка туда была приятной. Люди оказались приветливыми. По крайней мере, такими выглядели из окна машины. В рестораны, как можно догадаться, я не "хож". А на ночь с портье не общаюсь. У них языка нет, а у меня желания. Хотя вот, попытался позвонить домой. Сказали, что сами вызовут линию, а мне надо подождать в номере. Подождал, никто вызван не был. Потом, уже в Иерусалиме, мои мило сообщили мне, что кто-то в течение часа весело названивал, общаясь исключительно по-арабски. Но понят нашими почему-то не был. А деньги с нас за это соединение взяли. И я думаю, это хорошо. Т.е., мы еще хорошо отделались. Все могло быть дороже, я не про деньги.))

А возил нас там по стране приятный гид-дядька, в полтора роста шириной и приятным воронежским (или саратовским?) акцентом, оставшимся у него в память о годах, проведенных в волжских университетах. Говорил, что жена у него тоже русская, но нам он ее не показывал, хотя мы и не просили.

** **

Еще у меня есть тексты для нескольких роликов - про тех же крестоносцев - но уже на их, извините, родине - вдоль Рейна, в Константинополе и пр. местах их боевой блин славы. Лежат (я про тексты) себе на полочке, ждут положенного часа, надежды не теряют.))

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 9 января 2011
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Индейцы + испанцы = евреи

Сообщение FontCity » 10 дек 2012, 09:19

Евреи-индейцы:



Темы киносюжета: (1) Израильские поселения, где живут перешедшие в еврейство перуанские индейцы. (2) История их перехода в иудаизм. (4) Рассказ о книге "Кузари" Йеуды Алеви.

** **

Как вам нравится такой диалог по телефону?

- Гонсалес, ты зачем мне сказал, что вы индейцы майа?
- А что, мы не майа?
- Нет, вы скорее инки.
- Инки? Нет, этого точно не может быть. Мы муиска. Или, по-вашему, чибча.
- По нашему? У нас тут никто такого слова не слышал. А я уже по российскому телевидению сказал, что вы майа.
- Ну так и оставь. Муиска, майа, какая разница? Нам все равно.

Вот, я и решил - после этого разговора, - что если им все равно, если они так крепко от своего родового имени отказались, настолько Торой увлеклись, - то мне-то что спорить? Тем более, редакторы на московском ТВ спокойно к этому отнеслись. Вот если бы я Иерусалим назвал столицей Израиля - тогда да, точно переполох. Что однажды и случилось.))

РС. Кстати, настоящие чибча, судя по Вики, тоже не в Перу живут, а в Колумбии. Ох, темная история с евреями-индейцами. Один к одному, что и с евреями хазарскими. Ни эндоэтнонима не сохранилось, ни языка толком никто не знает, ложки деревянной от кузаров в музее не сыщешь, ужас.

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 23 января, 2011
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Развалины Рима в Заиорданье

Сообщение FontCity » 18 дек 2012, 12:18

Аман, прогулка по столице Иордании:



Приехали мы в Аман почти случайно. В Иордании нашей целью были Петра и крепость крестоносцев. А сюда мы заглянули, чтобы высмотреть - нет ли тут чего-нибудь интересного в смысле иудаизма, Торы и заповедей. И чтобы переночевать. Ибо наш гид по Иордании владел в одном из столичных отелей своей долей бизнеса.

Кстати, о гиде. Бывший кадровый офицер иорданской гвардии. В свое время учился в Союзе, где-то в волжском городе (сегодня уже не помню где), там женился, привез жену в Иорданию. Прекрасно говорит по-русски. Со всеми в стране знаком. Сам происходит из какого-то древнего бедуинского, или как их там, племени. Когда говорил об умершем короле, чуть не заплакал - так его любил. В израильтянах врагов не видит, но, если они снова нападут (так он нам сурово сказал) - ружье у него висит на стене.

Итак, мы походили по Аману, ничего ценного не нашли - и вдруг глядим, в самом центре города стоят на пару римский амфитеатр и крепость-цитадель той же эпохи. Так родилась идея сказать несколько слов о наших былых отношениях с Римом.

Да! В первых кадрах я еще успел произнести дежурную фразу о гостеприимстве иорданцев (мы ведь российское телевидение, вы не знали?) и о том, что, оказывается, "мирный процесс возможен". То была взятка редакторше передачи, перед которой я в неоплаченном долгу, поскольку где-то раньше, в одном из сюжетов, громко на всю Россию назвал Иерусалим еврейской столицей, о ужас! Впрочем, про дружественность. Ко мне подошли полицейские и сказали, что лучше мне посидеть в машине, а не ходить по улице вместе с оператором, режиссером и нашим продюсером, моим другом Тувьей, который всю эту поездку и организовал.

Тувья знает по-арабски, правда, только несколько предложений. Одно из них примерно такое: "Комендантский час, из дома не выходить, а то застрелю". Он этому научился за время своих призывов в армию - тиранут. Вся его служба прошла в патрулировании арабских городков на склонах Шомрона. Теперь его арабский нам пригодился. Он знал, когда надо сказать "да", а когда "нет", хотя иногда и путал.

Итак, подошли ко мне полицейские и сказали по-английски, чтобы я не расхаживал тут. Почему? Потому! Ну, я и забрался внутрь, наблюдая мирный процесс, который из машины просматривался еще резче, чем снаружи. Однако прохожие замечали меня и в машине. Тогда один полицейский вернулся и сказал, что постоит рядом. Мало ли что! Потом помолчал и виновато пояснил: люди у нас мирные. Но можно нарваться и на палестинцев, ой-вей… Т.е., палестинцы там у них - отдельное и мало любимое местным населением племя.

Что касается меня, то я тех от других так и не научился отличать. Помню лишь одно - тамошние арабы здорово отличаются от израильских. Я вот сейчас скажу, чем они отличаются, а вы не обижайтесь, ладно? Они отличаются тем, что нормально смотрят тебе в глаза - ни с ненавистью, ни со страхом, как наши, ни даже с легким презрением. Иорданцы на вас смотрят, как в любой стране местные смотрят на туристов. Ну, чуть "поактивней", поскольку приезжих там полно - немцы, голландцы, - а тут явно еврей сидит в шляпе и черном костюме.

Вот и все про иорданцев и Иорданию. Все остальное - про Рим и его развалины. Чистый, конечно, ликбез - кто про Рим не читал?

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 8 июня, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Еврейская Варшава

Сообщение FontCity » 25 дек 2012, 13:05

Еврейская Варшава:



Заседание "Клуба еврейских кинопутешественников" продолжается. Один за другим на моем блоге идут показы роликов с вояжами по загранице (имеется в виду заграница Израиля). На днях Аман иорданский, сегодня Варшава польская. А где собственно еврейские темы (хупа, бар-мицва, брис-мила наконец), как было заявлено в анонсах программы "Шалом"? - Их полно, но я пока не знаю, как разрезать свои телепередачи на сюжеты, чтобы вывесить их на youtube. Изолировать удается каждый раз только первый сюжет, а он у нас во всех киновыпусках - чистый Сенкевич.

Итак, Варшава. Поездку нам организовала "Эш-Атора". Вернее, так вышло, что наша группа (режиссер, я и оператор) схватили "тремп", присоединившись к группе минских студентов, которых иерусалимское отделение "Эш-Атора" прокатило на автобусе по всей Польше. Мы посетили несколько городов, а также концлагеря, показ которых вошел в другие ролики. (С ужасом жду их появления на своем блоге. Одиннадцать лет прошло со съемок, а я и сейчас нервничаю, как вспомню заезд в Аушвиц.) В кадре иногда появляются люди из "Эш-Атора". Так, в финале мы видим профиль рава Шолома Шварца. И где-то рядом - аккуратная голова Марика Брука, если не ошибаюсь. (Он тогда руководил или что-то другое делал - тоже полезное - в киевском отделении "Эш-Атора".)

Собственно по поводу сюжета расскажу только самое короткое, то, что сейчас вспомнилось.

Видите, как в первом же "стенд-апе" какой-то низенький человек с усами подходит ко мне совсем близко и останавливается за моей спиной? Стоит долго, неподвижно, якобы всматриваясь в варшавскую даль, а на самом деле внимательно слушает, что я тут "паяю" по-русски. Мы сделали четыре дубля. И в трех из них он проделывал один и тот же трюк. Появлялся в кадре справа, стоял за моей спиной, потом быстро уходил влево, делал стремительный полукруг сзади оператора с камерой - и снова объявлялся справа в самой середине моей реплики. Когда мы озвучивали фильм в Москве, вся "киношная братия" потешалась, наблюдая за ним из дубля в дубль и комментируя его маневры.

Потом по этому поводу - чтобы хоть как-то объяснить явно навязчивое поведение усатого персонажа - я сочинил некий детективный ход, на основе которого написал короткую новеллу. Терпеть не могу детективы. Дочитал до конца в 11 классе только один из них - что-то из Достоевского. Но тут не утерпел - уж больно фактурным был тот серенький тип из нашего варшавского сюжета. Он явно бутафорски отвлекал наше внимание от кого-то другого, тоже появляющегося в кадре с каким-то заданием. (О как!)

Ну, написал я свой опус - и отправил на конкурс начинающих "детективщиков". Места там никакого не занял. По-моему, конкурс был чистой воды "подставой". Но вдруг через год получил письмо от какой-то организации в Москве (я проверял, ее имени в иннете не оказалось), которая открытым текстом сообщила мне, что по такому-то телефону я могу поговорить с "экспертами". Оказывается, описанная мной (цитирую) "тактика наблюдения за резидентами на фоне города" им показалась интересной и перспективной. Понятно, что никуда я не позвонил. Но еще не поздно! Поэтому вступать со мной в активные споры "на фоне комментов" вам лучше не стоит. Эксперты ФСБ не дремлют (даже когда спят).

Это про вступительный эпизод в Варшаве. А во время такого же пролога в другом городе произошла настоящая неприятность. Моя вводная фраза была стандартной: "Дорогие телезрители, сейчас мы с вами находимся в старинном еврейском городе Кракове". Эти слова я произнес ровно пять раз, ибо столько было у нас дублей. Причем с каждым новым дублем за моей спиной росла толпа чем-то не очень довольных прохожих. Я начинал догадываться, что они понимают по-русски. От этого все больше нервничал - и речь моя в кадре становилась все более волнительной. Оператору это не нравилось, и он требовал повтора.

Между тем флюид враждебности, исходящий от той толпы за моей спиной, рос и накалялся. В результате - на пятый раз я получил зонтом наотмашь прямо по спине. (Оператор флегматично этот удар тоже заснял. Регистратор падения нравов! Вся его профессия такая.) И если вы скажите, что заявлять о еврейском характере древнего Кракова в центре нынешнего Кракова было с моей стороны неразумно, то у меня есть доказательство, что вы неправы. Редакторша на "Культуре" в этом месте даже глазом не моргнула - и о том, что Краков некогда был напрочь еврейским, узнали как минимум 6 миллионов телезрителей в России. Узнали и молчаливо со мной согласились.

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 13 июня, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Крепость Нимрода

Сообщение FontCity » 05 янв 2013, 17:06

Крепость Нимрода:



Содержание ленты:
/1/ история крепости (Салах-Аддин Аюб, Фердинант Второй, мамелюки, монголы)
/2/ рассказ про Нимрода (он же царь Хаммурапи), современника нашего праотца Авраама.

Собственно, добавить к этому ролику нечего. На съемках ничего странного не случилось, никто никуда не упал (падение произошло с балкона древнеримского портика совсем в другом городе Израиля, на съемках совсем другого выпуска нашей программы; мне и сейчас страшно вспомнить; расскажу сБп, когда буду вывешивать тот сюжет).

Ах, вот вспомнил. Примерно через месяц после "премьеры" получил я письмо от заинтересованной публики, она всегда заинтересована.

Среди прочей критики, а мне порой ничего кроме критики не присылали (эпоха доинтернетная!), человек убивался: вот ведь жалко-то как: вы тут сказали два слова про саму крепость - кто возвел да от кого защищал, а дальше пошли вымыслы - ибо никакого Нимрода не существовало, а Хаммурапи тут вообще притянут вами за уши, поскольку жил в другом конце ойкумены и в другие юги.

По-моему, переписка в те времена не требовала обратной связи. Но скажи мне такое на семинаре (а я только что вернулся с семинара: Одесса, 2010, "Что, где, когда") - у меня с ответом "не заржавит". Мы живем в той действительности, которая началась с Авраама. Независимо от того, был ли он на самом деле! Ибо если мы наблюдаем следствия от какого-то явления, то уже не столь важно само явление.

Это не моя мысль. Она давно бытует в философии. Для нас с вами: если евреи выстраивают свое моральное бытование по Аврааму-Ицхаку-Яакову, то все, что нам остается, это только ознакомиться с данной моралью. И сие безумно интересно тем более, что вся западная цивилизация стоит на этом фундаменте.

** **

Но раз так, то что нам дало появление Авраама? Ответ: все, практически все. До него мир был нимродовым (даже если сам Нимрод - выдумка составителей древних эпосов, была такая профессия). После него мир стал авраамовым.

И всего-то он - наш праотец - принес людям малую толику, мизер, нечто зыбкое и вовсе неочевидное, то, о чем впору спросить: нам оно нужно? Нет, ответим, не нужно. Более того, в тягость придется. Без этой толики легче и проще. Так что можете смело отказываться. А Авраама объявляйте никогда не существовавшим - и делу конец.

** **

О чем речь-то? Да о любви и хеседе, о чем еще! От Адама до Авраама любви в мире было ровно в той мере, которая нужна для выращивания моркови в огороде и детей в доме. После Авраама ничего, кроме любви, нет! В любом нашем действии, любом слове, повороте головы, в любой мысли, которая посещает наши выдающиеся мозги и сердца, - во всем этом человеческого ровно столько, на сколько мы любим людей. О, как.

Сказал отец сыну, чтобы тот сходил за хлебом - вот отец и человек, если говорил с любовью. Посмотрела жена на мужа, который только что вошел в комнату - вот настолько она и человек, если в ее взгляде впрямую прочиталась любовь. Пропустили вы другого в дверях, чтобы вышел спокойно, не толкаясь с вами за право первоочередного выхода, - вот вы и оправдали статус своей человечности.

А если мы делаем что-то с равнодушием - вот и не живем мы в эти минуты. А уж тем более, если делаем что-то, защищаясь, т.е. ведя борьбу, войну, спор, отражая натиск, сами нападаем, ибо обстоятельства вынудили, ибо с нами не считаются, ибо пора поставить выскочек на место, показать свой родительский-учительский-командирский авторитет, если мы переделываем и исправляем все вокруг себя, а то без нас тут ничего бы не стояло, - так это вообще дорога вспять, назад к Нимроду, самому крутому чуваку из всех царей.

Вот и все, что надо было бы сказать про Нимрода, вернее - про Авраама, который вышел из нимродова мира.

© Блог Реувена Пятигорского в Живом Журнале, 10 октября, 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Живые свидетельства»