Дебош в храме
Добавлено: 21 ноя 2012, 14:15
В иерусалимском храме всегда было много народу. В храме постоянно, от рассвета до заката, священники поочерёдно (каждая череда по 2 недели в году) проводили обряд жертвоприношения. Особенно много паломников приходили в храм в праздники: Песах, Йом Киппур, Суккот и другие.
Незадолго до новозаветных событий Ирод Великий перестроил храм, создав внушительный комплекс, способный вмещать огромное множество людей. К северной стене храмового комплекса была пристроена Антониева башня, в которой тогда располагался гарнизон римской армии. Башня была высотой в 70 локтей, поэтому с неё прекрасно просматривался весь храмовый комплекс. Некоторые исследователи полагают, что здесь же располагалась претория - резиденция наместника Рима. В случае беспорядков даже ночью поднятый по тревоге гарнизон оцепил бы место происшествия за считанные минуты.
При этом во всех канонических Евангелиях есть рассказы о серьёзном нарушении общественного порядка, предпринятом Иисусом. В христианстве этот эпизод называется «изгнание торгующих из храма», ему посвящено множество произведений изобразительного и литературного искусства, о нём часто говорят в проповедях. Рассказы евангелистов значительно отличаются друг от друга в деталях, из чего можно сделать предположение о том, что евангелисты описывают разные события. Иоанн (2:13-21) помещает эпизод изгнания в начало своего повествования, в то время как Марк (11:15-18), Матфей (21:12-17) и Лука (19:45-48) - в конец. Большинство христианских богословов полагают, что Иисус очищал храм от торговцев дважды.
Как же при большом скоплении народа, при множестве священников, под бдительным наблюдением римских легионеров Иисус смог устроить в храме дебош? Хлестать кнутом, переворачивать столы, выгонять из храма людей, сдабривая свои действия злыми ругательствами... Да к тому же неоднократно! Как Вы думаете, сколько это могло продолжаться? Как Иисусу удалось избежать ареста и наказания? Могли бы 12 крепких рыбаков спасти Его от разъярившейся толпы, от гнева священников и от правоохранительных подразделений?
Внешний вид и устройство ветхозаветной скинии представлены в теме «Идолопоклонство vs иконопоклонение». Храм в Иерусалиме был построен Соломоном по тем же принципам. Правда, Соломон перестарался и разукрасил храм рисованными и резными изображениями пальм, огурцов и херувимов. На капителях колонн перед храмом (Воаз и Иахин) и в некоторых других местах были гирлянды из яблок (скорее всего, в Библии имеются в виду гранатовые яблоки). Кроме того, Соломон сделал к храму много пристроек. Выглядеть он должен был примерно вот так:

Высота колонн - около 19 метров, диаметр - около двух.
Святилище не ограничивалось одним отдельно стоящим зданием. Для жертвоприношений перед храмом был установлен жертвенник. Вокруг храма был разбит внушительных размеров двор, на котором священники и осуществляли жертвоприношения. Были помещения для хранения казны храма (корбан), запасов продовольствия, священнических одежд, храмовой утвари. Рядом со зданием храма были установлены умывальники. И т.д. и т.п. План храмового комплекса выглядит где-то так:

Для того, чтобы предотвратить или хотя бы замедлить эрозию Храмовой горы, она была обнесена подпорной стеной. Храмовая стена служила также и защитой от врагов, она была частью крепостной стены Иерусалима. Во время осады и штурма города храмовые сооружения становились последним прибежищем для защитников. Иерусалим неоднократно разрушали и восстанавливали. Сейчас стена храмового комплекса выглядит вот так:

Сравнительно недавние раскопки у южной стены Храмовой горы показали, где находились лавки менял - за пределами храмового комплекса, у подпорной стены Храмовой горы:

Отсюда до двора, на котором совершались жертвоприношения, идти не меньше пяти минут. Между лавками менял и собственно храмом уместился бы целый квартал современного города.
Эти фото с некоторыми комментариями тоже можно увидеть в теме «Идолопоклонство vs иконопоклонение». Там же вкратце рассказывается о том, что делалось и что категорически не допускалось в храме, сколько народу могло в нём быть, а также что могли иметь в виду евангелисты, употребляя слово «храм».
В любом случае наличие коммерческих структур непосредственно на территории храмового комплекса даже предполагать невозможно.
На всякий случай: храм - очень маленькое, тесное и тёмное помещение. Доступ внутрь храма предельно ограничен, входить в него могут только священники. Ни Иисус, ни Апостолы не смогли бы попасть внутрь храма, даже если бы сильно захотели. Кроме священников при храме несли службу левиты. Они выполняли в том числе функцию стражников. У них был «ордер на убийство» всякого, кто нарушает предписанные Богом правила. См. Числа 3:10 и др. Максимум, где мог находиться Иисус - это на одном из дворов храмового комплекса.
Ну и ещё один коммент.
Библия предписывает каждому мужчине трижды в год являться пред Господа (Второзаконие 16:16). При этом паломники должны были приносить дары «...смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал ...» (Второзаконие 16:17). Естественно, нести что-либо из места своего жительства в Иерусалим было затруднительно. Это правило было плавно заменено на традицию продавать свой дар перед выходом из дома и что-то покупать уже в столице. Так возник храмовый рынок.
Т.к. Иудея веками была в оккупации, бывшие в обороте деньги имели изображения символов оккупационных властей и портреты завоевателей (Лука 26:24, Матфей 22:20-21, Марк 12:16). Вносить такие монеты на территорию храмового комплекса ну никак нельзя! Танах категорически запрещает всяческие изображения. Ссылок на соответствующие стихи в теме «Идолопоклонство vs иконопоклонение» более, чем достаточно. Вот со временем и появился запрет на покупку жертвенных животных за обычные деньги. Их предварительно требовалось поменять на специальные храмовые священные шекели, которые не имели «некошерных» изображений. Так возник прихрамовый валютный рынок.
Таким образом одно маленькое отступленьице порождало другое, за ним третье и т.д., вплоть до полного забвения Слова Божьего, замены его новоиспечёнными преданиями и традициями. Иисус все три года своего земного служения посвятил именно этому - очищению библейского учения от налипших «неудобоносимых» фарисейских предписаний. Дебош, который Он устроил в храме, надо рассматривать как один из пунктов Его программы.
Глядя на Иисуса, народ, естественно, разделился на две половины: у одних Он вызвал сочувствие и благодарность, а другие возненавидели Христа за то, что Он поднял этот вопрос (Марк 11:18, Лука 19:47-48). При этом обе группы отдавали себе отчёт в том, что Он прав, прекрасно понимая лицемерность всех тех сложных процедур, которые были установлены фарисеями для паломников. Соответственно, никто не стал бы Ему открыто противодействовать. Меновщики денег и все торгующие предпочли ретироваться, не поднимая лишнего шума, паломники обратились к Иисусу с просьбами об исцелении, а фарисеи и священники перевели нарушение общественного порядка в религиозный диспут.
© Игорь Шиповский, 20 апреля 2011 - 28 ноября 2012
Незадолго до новозаветных событий Ирод Великий перестроил храм, создав внушительный комплекс, способный вмещать огромное множество людей. К северной стене храмового комплекса была пристроена Антониева башня, в которой тогда располагался гарнизон римской армии. Башня была высотой в 70 локтей, поэтому с неё прекрасно просматривался весь храмовый комплекс. Некоторые исследователи полагают, что здесь же располагалась претория - резиденция наместника Рима. В случае беспорядков даже ночью поднятый по тревоге гарнизон оцепил бы место происшествия за считанные минуты.
При этом во всех канонических Евангелиях есть рассказы о серьёзном нарушении общественного порядка, предпринятом Иисусом. В христианстве этот эпизод называется «изгнание торгующих из храма», ему посвящено множество произведений изобразительного и литературного искусства, о нём часто говорят в проповедях. Рассказы евангелистов значительно отличаются друг от друга в деталях, из чего можно сделать предположение о том, что евангелисты описывают разные события. Иоанн (2:13-21) помещает эпизод изгнания в начало своего повествования, в то время как Марк (11:15-18), Матфей (21:12-17) и Лука (19:45-48) - в конец. Большинство христианских богословов полагают, что Иисус очищал храм от торговцев дважды.
Как же при большом скоплении народа, при множестве священников, под бдительным наблюдением римских легионеров Иисус смог устроить в храме дебош? Хлестать кнутом, переворачивать столы, выгонять из храма людей, сдабривая свои действия злыми ругательствами... Да к тому же неоднократно! Как Вы думаете, сколько это могло продолжаться? Как Иисусу удалось избежать ареста и наказания? Могли бы 12 крепких рыбаков спасти Его от разъярившейся толпы, от гнева священников и от правоохранительных подразделений?
Внешний вид и устройство ветхозаветной скинии представлены в теме «Идолопоклонство vs иконопоклонение». Храм в Иерусалиме был построен Соломоном по тем же принципам. Правда, Соломон перестарался и разукрасил храм рисованными и резными изображениями пальм, огурцов и херувимов. На капителях колонн перед храмом (Воаз и Иахин) и в некоторых других местах были гирлянды из яблок (скорее всего, в Библии имеются в виду гранатовые яблоки). Кроме того, Соломон сделал к храму много пристроек. Выглядеть он должен был примерно вот так:

Высота колонн - около 19 метров, диаметр - около двух.
Святилище не ограничивалось одним отдельно стоящим зданием. Для жертвоприношений перед храмом был установлен жертвенник. Вокруг храма был разбит внушительных размеров двор, на котором священники и осуществляли жертвоприношения. Были помещения для хранения казны храма (корбан), запасов продовольствия, священнических одежд, храмовой утвари. Рядом со зданием храма были установлены умывальники. И т.д. и т.п. План храмового комплекса выглядит где-то так:

Для того, чтобы предотвратить или хотя бы замедлить эрозию Храмовой горы, она была обнесена подпорной стеной. Храмовая стена служила также и защитой от врагов, она была частью крепостной стены Иерусалима. Во время осады и штурма города храмовые сооружения становились последним прибежищем для защитников. Иерусалим неоднократно разрушали и восстанавливали. Сейчас стена храмового комплекса выглядит вот так:


Сравнительно недавние раскопки у южной стены Храмовой горы показали, где находились лавки менял - за пределами храмового комплекса, у подпорной стены Храмовой горы:

Отсюда до двора, на котором совершались жертвоприношения, идти не меньше пяти минут. Между лавками менял и собственно храмом уместился бы целый квартал современного города.
Эти фото с некоторыми комментариями тоже можно увидеть в теме «Идолопоклонство vs иконопоклонение». Там же вкратце рассказывается о том, что делалось и что категорически не допускалось в храме, сколько народу могло в нём быть, а также что могли иметь в виду евангелисты, употребляя слово «храм».
В любом случае наличие коммерческих структур непосредственно на территории храмового комплекса даже предполагать невозможно.
На всякий случай: храм - очень маленькое, тесное и тёмное помещение. Доступ внутрь храма предельно ограничен, входить в него могут только священники. Ни Иисус, ни Апостолы не смогли бы попасть внутрь храма, даже если бы сильно захотели. Кроме священников при храме несли службу левиты. Они выполняли в том числе функцию стражников. У них был «ордер на убийство» всякого, кто нарушает предписанные Богом правила. См. Числа 3:10 и др. Максимум, где мог находиться Иисус - это на одном из дворов храмового комплекса.
Ну и ещё один коммент.
Библия предписывает каждому мужчине трижды в год являться пред Господа (Второзаконие 16:16). При этом паломники должны были приносить дары «...смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал ...» (Второзаконие 16:17). Естественно, нести что-либо из места своего жительства в Иерусалим было затруднительно. Это правило было плавно заменено на традицию продавать свой дар перед выходом из дома и что-то покупать уже в столице. Так возник храмовый рынок.
Т.к. Иудея веками была в оккупации, бывшие в обороте деньги имели изображения символов оккупационных властей и портреты завоевателей (Лука 26:24, Матфей 22:20-21, Марк 12:16). Вносить такие монеты на территорию храмового комплекса ну никак нельзя! Танах категорически запрещает всяческие изображения. Ссылок на соответствующие стихи в теме «Идолопоклонство vs иконопоклонение» более, чем достаточно. Вот со временем и появился запрет на покупку жертвенных животных за обычные деньги. Их предварительно требовалось поменять на специальные храмовые священные шекели, которые не имели «некошерных» изображений. Так возник прихрамовый валютный рынок.
Таким образом одно маленькое отступленьице порождало другое, за ним третье и т.д., вплоть до полного забвения Слова Божьего, замены его новоиспечёнными преданиями и традициями. Иисус все три года своего земного служения посвятил именно этому - очищению библейского учения от налипших «неудобоносимых» фарисейских предписаний. Дебош, который Он устроил в храме, надо рассматривать как один из пунктов Его программы.
Глядя на Иисуса, народ, естественно, разделился на две половины: у одних Он вызвал сочувствие и благодарность, а другие возненавидели Христа за то, что Он поднял этот вопрос (Марк 11:18, Лука 19:47-48). При этом обе группы отдавали себе отчёт в том, что Он прав, прекрасно понимая лицемерность всех тех сложных процедур, которые были установлены фарисеями для паломников. Соответственно, никто не стал бы Ему открыто противодействовать. Меновщики денег и все торгующие предпочли ретироваться, не поднимая лишнего шума, паломники обратились к Иисусу с просьбами об исцелении, а фарисеи и священники перевели нарушение общественного порядка в религиозный диспут.
© Игорь Шиповский, 20 апреля 2011 - 28 ноября 2012