МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ И ХРИСТИАНСТВО

Это должен знать каждый!

Модератор: Полиграф П

Ответить
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ И ХРИСТИАНСТВО

Сообщение Holy Scripture » 05 окт 2011, 21:08

Ортодоксальное христианство провозглашает себя истинной религией. На то же самое претендуют ислам и другие религии. Даже индуизм и буддизм, несмотря на их эклектическую окраску, объявляют себя истинными. Поскольку притязания всех этих религий на истинность являются взаимоисключающими, очевидно, что все они истинными быть не могут. Например, некоторые религии - монотеистические, такие как традиционные иудаизм, христианство и ислам. Другие, такие как индуизм, дзэн-буддизм и «христианская наука» - пантеистические. А язычество, неопаганизм и мормонизм - это разновидности политеизма. Представления этих религий о Боге несовместимы. В конечном счёте, истинной может быть только одна из них, а все остальные ложны.


Исключительность христианства.

Исключительность христианства проявляется в его совершенно особенном учении о Боге, о Христе, о Библии и о пути к спасению. Хотя есть и другие монотеистические религии, христианство объявляет истинными именно свои представления о Боге - доктрину Троицы.

Уникальное учение о Боге.

Ни одна другая религия в человеческой истории не была в явном виде тринитарной. У Платона была триада в высшей реальности его Блага, Демиурга и Мировой Души. Но его Благо не было личностным и не было Богом. Мировая Душа не была личностной. У этих трёх элементов триады не было единой природы. В неоплатонизме появляются Единое, Нус и Мировая Душа. Но этот ряд эманации - не три отдельные ипостаси одной сущности. И Единое, и Мировая Душа безличностны. Единое не имеет сущности, существа. Только в христианской Троице есть единый в Своей сущности Бог, Который проявляется в вечности тремя различными ипостасями - это Отец, Сын и Святой Дух (Мф. 28:19).
Христиане утверждают, что такое учение о Боге - истинное и нет иного Бога (1 Кор. 8:4,6). Все другие учения - это ложные представления об истинном Боге (как в иудаизме) или о ложных богах (как в индуизме). Мусульманское учение о Боге ошибочно, потому что гласит, будто бы Бог имеет только одну ипостась.

Иудаистические (то есть ветхозаветные) представления о Боге - это представления об истинном Боге, но не полные. Иудаизм правильно провозглашает, что есть только один Бог (Исх. 20:2-3; Вт. 6:4). В Ветхом Завете допускается множественность лиц в единой сущности Бога (Пс. 109:1), а иногда говорится о Сыне Божием (Пр. 30:4). Есть место, где в короткой части текста упомянуты все три лица Троицы (Ис. 63:7-10). Но в Ветхом Завете три лица Троицы ни разу не определяются явным образом как три ипостаси единого Бога. Иудейский Бог в Ветхом Завете - это истинный Бог, явным образом раскрытый в Своём единстве. Здесь дано развёртывающееся откровение. Боги, описываемые во всех остальных религиях, ложны. Эти боги совершенно несовместимы с библейскими представлениями о Боге. Исключительность христианства в том и состоит, что только такие представления истинны.

Уникальное учение о Христе.

Ни в одной из остальных мировых религий не верят, что Христос - единственный Сын Божий, Сам Бог, воплотившийся в человека (см. ХРИСТОС: БОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ). ТОЛЬКО в ортодоксальном христианстве исповедуется, что Иисус - полностью Бог и полностью человек, сочетающий две природы в одном лице. Другие религии воздают Христу должное. Но ни в одной из них Он не считается воплощённым Богом. В буддизме и индуизме Он - гуру, показавший путь к высшей реальности (к Брахману). Ислам признаёт Его одним из нескольких пророков. В индуизме воплощение фактически представляет собой реинкарнацию Кришны. Но между Христом и Кришной есть существенные различия. У Кришны воплощение только временное. Это воплощение не монотеистического Бога, а пантеистического. В реальности нельзя даже сравнивать христианское учение о Христе и концепции любой другой религии. Некоторые религиозные течения и культы переняли представления о божественности Христа. Но в каждом таком случае добавляются специфические неортодоксальные воззрения, которые полностью искажают провозглашаемые в Писании истины. В одной из разновидностей буддизма доходит до того, что Будда умирает за наши грехи. Но это чрезвычайно далеко от христианства и даже чуждо природе исконного буддизма.

Относительно мистических религий можно сказать следующее. Фундаментальное различие между христианством и мистериями состоит в исторической основе первого и мифологическом характере последних. Божества мистерий были не более чем туманными фигурами воображаемого прошлого, тогда как Христос, о Котором благовествовала апостольская проповедь, kerygmа, жил и умер всего за несколько лет до появления первых новозаветных документов. А когда апостол Павел писал своё Первое послание к коринфянам, большинство из примерно пяти сотен свидетелей Воскресения были ещё живы.

Уникальные представления о записанном слове Божием.

Священные или мудрые книги есть в большинстве религий, в том числе - во всех главных мировых религиях. В иудаизме есть Тора, в исламе - Коран, а в индуизме - «Бхагавад-гита». По сравнению с этими и другими текстами христианская Библия уникальна:
• Только в Библии провозглашается, что она создана исключительным, богодухновенным образом. В Коране утверждается, что его текст был продиктован вслух Мухаммеду архангелом Гавриилом (Джибрилом).
• Только в Библии содержатся сверхъестественные пророческие предсказания. Другие религии претендуют на пророческие предсказания, но не в состоянии привести примеры ясного предсказания, которое было сделано за сотни лет до того, как исполнилось буквальным образом, примеры, аналогичные тем, что встречаются в Библии. Мусульмане, например, заявляют, что Мухаммед оставил в Коране ряд предсказаний. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что они не соответствуют подобным притязаниям.
• Только Библия удостоверена сверхъестественным образом (см. БИБЛИЯ: СВИДЕТЕЛЬСТВА ИСТИННОСТИ; ХРИСТОС: БОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ). Ибо только Библия написана Божиими пророками, относительно которых особые деяния Бога свидетельствовали (ср. Исх. 4:1 и далее; Евр. 2:3-4), что они говорят о Боге истину.

Уникальность пути к спасению.

Хотя в некоторых других религиях (например, в «школе Кошки» индуистского течения бхакти) встречаются представления о благодати, христианство уникально в своём пути к спасению:
• Оно объявляет человека греховным и отчуждённым от святости Бога (Быт. 6:5; Пс. 13; Екк. 7:29; Лк. 13:3; Рим. 3:23).
• Оно настаивает, что никакое количество праведных дел ещё не позволяет человеку попасть на небеса (Ис. 64:6; Рим. 4:5; Еф. 2:8-9; Тит. 3:5-7).
• Оно провозглашает, что есть только один путь к Богу, открытый через смерть и воскресение Иисуса Христа ради наших грехов (Ин. 10:1,9; 14:6; 1 Кор. 15:1-6). В это нужно уверовать сердцем и исповедовать устами, чтобы спастись (Рим. 10:9). Никакого другого пути нет. Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6; ср. Ин. 10:1; Деян. 4:12).


Спасение и другие религии.

Христианство, таким образом, не допускает возможности спасения в каких-то других культах или религиях. Ибо Христос не признаётся Сыном Божиим, Который умер за наши грехи и воскрес из мёртвых, ни в одной нехристианской религии.

Важно не делать из этой строгости христианской позиции ложных выводов:
Из этого не следует, будто бы Бог не любит в этом мире неверующих. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Апостол Павел указывает, что Бог хочет, чтобы все люди познали истину (1 Тим. 2:4).

Из этого не следует, что Бог не предлагает спасение всем. Иоанн учит нас, что Христос есть искупительная жертва как за наши грехи, так и «за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2). Христос умер не только за избранных, но и за всех «нечестивых» (Рим. 5:6). Он искупил даже тех, кто лжеучительствует, «отвергаясь» Его (2 Пет. 2:1).

Из этого не следует, что Благая Весть будет проповедана только нескольким избранным народам. Иоанн пророчествует: «после сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7:9).

Из этого не следует, что спасение недоступно тем, кто никогда не слышал о Христе (Деян. 10:35; Евр. 11:6). Всякий, кто бы ни искал Бога, найдёт Его. Пётр говорит о Боге, что «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:35). Священнописатель Послания к евреям указывает, что Бог «ищущим Его воздаёт» (Евр. 11:6).
Всем явственно виден свет творения (Рим. 1:19), и у всех есть совесть (Рим. 2:12-15), хотя этого достаточно только для осуждения, а не для спасения. Есть много путей, которыми Бог может открыть Благую Весть тем, кому предстоит спастись. Обычный путь - через миссионерскую проповедь (Рим. 10:14-15). Но Бог властен спасать и Своим словом, которое может ниспослать в видении, во сне, как глас с небес или как речь ангела (Откр. 14:6). Для Бога нет ограничений в способах, которыми Он может открыть спасительную весть тем, кто Его ищет (Евр. 1:1). Но если люди отвращаются от света, который видят, Бог не ответственен за то, чтобы света для них стало больше (Ин. 3:19).


Истина и другие религии.

Многие христиане готовы допустить, что в других религиях есть своя доля истины или своя ценность. Все люди получают общее откровение (Пс. 18; Деян. 17; Рим. 1:19-29; 2:12-15). Бог раскрывает для них истину, так что не приходится удивляться, если в их верованиях можно встретить как истину, так и благо.

Существует, однако, важное различие между истиной, которую исповедуют христиане, и истиной, как её понимают нехристиане. Христианская религиозная система - это истинная система, содержащая некоторые ошибки. А все нехристианские религиозные системы - это ошибочные системы, содержащие некоторые истины. Единственно истинная система - это система христианская. Поскольку христиане - существа лишь финитные, в нашем понимании этой истинной системы будут встречаться некоторые ошибки. Именно поэтому нам надлежит и дальше возрастать в познании истины (2 Пет. 3:18), помня, что сейчас наше знание ещё не совершенно (1 Кор. 13:9,12). И напротив, ни одна нехристианская система не истинна как система, хотя в ней могут содержаться некоторые истины. Однако сама система затемняет и преломляет эти истины, так что даже они искажены. И ни одна нехристианская система не освещает путь к спасению.


Ответы, на некоторые возражения.

Уникальные по своему характеру утверждения христианской религии для нехристианского разума выглядят вызывающе. «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор. 1:18). И всё же чувствующие себя задетыми критики христианства заслуживают ответа.

Обвинения в узости мышления и эксклюзивизме.

Говорят, что христианству свойственны узость мышления и эксклюзивизм (антиплюрализм). На взгляд современного человека, нет худшего недостатка, чем узость мышления. Но это довод скорее эмоциональный, чем рациональный: истинным может быть только одно мировоззрение. Если в различных мировоззренческих системах содержатся взаимоисключающие утверждения, истинной может быть только одна из них. Истинная система мышления должна быть исчерпывающей в вопросах мышления и жизни. Она должна характеризоваться последовательностью и непротиворечивостью своих фундаментальных утверждений. Но самое главное, такая система должна соответствовать реальности, прошлой, настоящей и будущей, естественной и сверхъестественной. И каждая из основных систем мышления содержит такие ключевые утверждения относительно важнейших истин, что эти утверждения противоречат своим аналогам во всех остальных системах. Либо христианское учение о Троице, о божественности Христа (см. ХРИСТОС: БОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ) и единственном пути к спасению истинно, либо верна какая-то другая система, а христианство ложно.

Истина ограниченна по самой своей природе. Возможно, говорить, что для задачи «3+3=?» единственно правильным ответом будет «6», - это эксклюзивизм, но ведь все остальные ответы неверны. Точка зрения неверующего точно так же ограниченна. Утверждать, что «христианство истинно, а все нехристианские системы ложны», - это не бóльшая узость мышления, чем утверждать, что «индуизм истинен, а все другие системы ложны». Утверждение об истине не может быть абсолютно инклюзивным.

Сказанное не означает, что какие-то дополнительные утверждения в рамках противоположных систем мышления не могут быть истинны одновременно. Нехристиане тоже считают, что убивать нельзя и что Земля круглая. Но только в христианстве (и в иудаизме, из которого оно возникло) верят, что мир был сотворён триединым Богом ex nihilo, «из ничего». Христиане и нехристиане наравне могут считать Иисуса высоконравственным человеком. Но только христиане верят, что Он был Богочеловеком. Итак, хотя возможно согласие относительно ряда истин, относительно основополагающих истин, уникальных для христианской веры, согласия с другими системами быть не может.

Все религии претендуют на истинность. Как уже отмечалось, притязания на исключительное обладание истиной присущи любой религиозной системе, в которой высказываются утверждения об истине. Это оказывается так даже в случае «широких», эклектических религий. Индуизм претендует на истинность своего утверждения о том, что «к Богу ведёт много путей». Это может показаться открытостью мышления, широтой взглядов, однако в этом утверждении ровно столько же эксклюзивизма, сколько и в христианских. Оно исключает все противоположные мнения.

Обвинение в несправедливости.

Не будет ли нечестно, несправедливо утверждать, что ни в какой другой религии пути к спасению нет? Такое возражение несостоятельно. Достаточно указать, что Бог предлагает спасение всем (Ин. 3:16; 1 Ин. 2:2). Каждый, кто действительно к нему стремится, его обретёт (Деян. 10:35; Евр. 1:6).

Заключение.

Любое утверждение об истине эксклюзивно. Система, которая абсолютно инклюзивна, не содержит утверждений об истине. И любое высказывание, что-либо утверждающее, в силу своих логических следствий что-нибудь да отрицает. Такие высказывания, как «Бог есть всё», противоположны таким высказываниям, как «Бог не есть всё». То и другое не может быть истинно одновременно. Любое утверждение об истине исключает свою противоположность. В самом деле, любая религия претендует на обладание истиной - даже если эта истина сводится к вере в то, что все другие внутренне непротиворечивые религиозные системы тоже истинны. Но если две или несколько религий исповедуют одни и те же истины, то это, по сути дела, одна и та же религия. И лежащая в их основе обобщённая религиозная система будет точно так же претендовать на истинность, отрицая все противоположные религиозные системы. Итак, утверждения христиан о том, что христианство есть истинная религия, - это не в бóльшей степени узость мышления, чем в случае всех остальных религий.

Ответить
 

Вернуться в «Справочник теиста»