Храм на крови

Какими должны быть отношения христиан с иноверцами?
Ответить
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Храм на крови

Сообщение Holy Scripture » 02 июл 2018, 11:46

Статуи из тысяч черепов, массовые человеческие жертвоприношения и огромный город-храм, возносящийся к небесам — так когда-то выглядело место, на котором стоит современный Мехико. Археологи обнаружили древнее наследие ацтеков и свидетельства небывалых по своему размаху ритуальных убийств.

Изображение


Путешествие длиною в смерть

Жрец воздел руку и одним ловким движением рассек грудную клетку жертвы и выдернул еще горячее, трепещущее сердце. Это — лишь одно из тысячи жертвоприношений, призванное накормить алчных до человеческого мяса богов священного города Теночтитлана и обеспечить продолжение существования материального мира.

Однако смерть — это всего лишь первая стадия, ожидающего жертву в ритуалах ацтеков. Жрецы снимают тело с алтаря и несут его в комнату, где кладут на стол лицом вверх. Вооруженный многолетним опытом и острым как скальпель ножом из обсидиана, один из них аккуратно вводит лезвие в узкую щель между двумя шейными позвонками и обезглавливает тело. Служители культа постепенно освобождают череп от кожи и мышц с помощью ножей и скребков, после чего вырезают по обеим сторонам широкие отверстия и водружают его на толстую деревянную жердь, где уже ждут своего часа другие черепа. Они послужат для возведения цомпантли — частокола, усеянного черепами ритуально убитых людей. Цомпантли, в свою очередь, является украшением Темпло Майор — огромного храмового комплекса, возвышающегося над ритуальным районом города на целых 60 метров. Его венчают два храма: один посвящен богу солнца Уицлопочтли, а другой — повелителю дождя, богу плодородия Тлалоку.

Изображение
Некоторые черепа превращались в ритуальные маски:
в носовую щель этой продет обсидиановый клинок, символизирующий ритуальное убийство


Но плоть не вечна. Спустя месяцы и годы, проведенные под палящим солнцем и проливными дождями, черепа начнут раскалываться и терять зубы, а иногда и целые челюсти. Жрецы снимут их с цомпантли и затем, с помощью специального раствора, закрепят на двух башнях из черепов, стоящих по бокам от частокола. В глазах ацтеков эти черепа — не просто останки умерших, но зерна, из которых произрастет следующее поколение человечества.

Однако испанские конкистадоры, пришедшие в Теночтитлан в 1519 году, увидели лишь бесчисленные горы костей, варварские жертвоприношения и кровь, текущую рекой. В 1521 году храм будет разорен, святыни — уничтожены, а на руинах некогда великого города-государства будет заложен фундамент того, что позже станет Мехико. Стена из черепов, могучие башни и храмы — все канет во мрак истории. Согласно свидетельствам некоторых современников, одна лишь стойка этого величественного сооружения несла в себе до 13 000 черепов. Историки и археологи знают о том, что конкистадоры были склонны преувеличивать факты, чтобы подчеркнуть варварство аборигенов и собственные заслуги. По прошествии веков ученые все чаще задаются вопросом — а существовали ли на самом деле все эти величественные сооружения и ритуалы?


Наши дни

Начав раскопки в 2015 году, археологи Национального института антропологии и истории (INAH) обнаружили одну из башен и остатки деревянного частокола под фасадом дома, возведенного в колониальный период на улице, которая проходит позади собора Мехико. Ученые сразу начали подозревать, что другая башня находится прямо под задним двором собора. Масштабы постройки и в самом деле позволяют предположить, что она была рассчитана на многие тысячи черепов, фрагменты которых сохранила земля. Изучая останки, археологи узнают все больше о ритуальном умерщвлении и последующей судьбе органов убитых людей. Рауль Баррера Родригес (Raùl Barrera Rodríguez), директор программы городских раскопок, уверяет, что перед ученым раскрывается «настоящий мир новой информации». Они и не надеялись наткнуться на такое богатство, начиная работу. Программа приносит свои плоды: всякий раз, когда кто-то хочет возвести постройку на территории, окружающей руины Темпло, археологи выезжают на место первыми и спасают все историческое наследие, которое удается отыскать в земле. Сам храм был обнаружен в 1970-х годах и был назван учеными в честь Койольшауки — богини луны, которую ее брат Уицилопочтли расчленил и бросил в глубокое ущелье.



К счастью, большая часть храма сохранилась до наших дней. Комплекс возводился в семь этапов, с 1325 по 1521 года — каждый этап соответствовал правлению того или иного царя. Каждая следующая секция ансамбля возводилась по бокам или вокруг главной святыни — Темпло Майор. Испанские конкистадоры причинили огромный ущерб, однако малые храмы остались почти нетронутыми. В результате они, как и многие другие структуры, были погребены под фундаментом новой колониальной застройки, а потом и под современным мегаполисом.

Поэтому, когда Баррера Родригес получил разрешение раскопать участок там, где Гватемала-Стрит упирается в Темпло Майор, он знал, что стоит на пороге крупного открытия. Начиная с февраля 2015 года его команда осуществила раскопы в 20 местах: сначала им попадался современный мусор, потом колониальный фарфор и лишь после этого они наткнулись на базальтовые плиты Храма Луны. После этого земля стала буквально извергать из себя сотни черепов. «За последние 20 лет Мехико не видел ничего подобного», говорит археолог.


Хранилище черепов

Баррера Родригес и его коллега Лорена Васкес Валлин (Lorena Vázquez Vallín) узнали из колониальных карт Теночтитлана, что цомпантли, если он в самом деле существовал, мог быть погребен где-то неподалеку от их раскопок. Конечно, дерево сгнило за века, проведенные в земле, однако подсказку могли дать черепа с двумя большими отверстиями. Конкистадоры старались превратить их в труху, однако в суматохе часть жуткого наследия ацтеков уцелела. Сопоставив размеры черепов и отверстий, исследователи поняли, что цомпантли представлял собой внушительную прямоугольную структуру длиной 35 метров и шириной 12−14 метров (что немногим больше баскетбольной площадки), с высотой до 4−5 метров. Судя по всему, эта постройка была возведена в период между 1486—1502 годами, хотя жертвоприношения ацтеки практиковали в Теночтитлане с момента его основания в 1325 году.

Изображение
RAÚL BARRERA RODRÍGUEZ
Черепа, снятые с цомпантли и сложенные в подобие конической башни


Как и ожидалось, неподалеку были обнаружены фрагменты башни черепов, в которой человеческие останки завершали свое посмертное путешествие. Команда провела целый сезон, с октября 2016 по июнь 2017 года, раскапывая фрагменты цомпантли и малые башни. Диаметр самой крупной из них составлял примерно 5 метров, а высота — порядка 1,7 метров. Ученые подсчитали, что все они могли вместить в себя как минимум несколько тысяч черепов одновременно.


Кто и зачем приносил в жертву людей

Прочие мезоамериканские культуры также не брезговали человеческими жертвами и возводили цомпантли или иные структуры из черепов. Однако, как заявляет Вера Тислер (Vera Tiesler), биоархеолог в Автономном университете Юкатана в Мериде, «Мексика определенно превзошла остальных». Шесть черепов с похожими отверстиями были обнаружены по время раскопок древнего майянского города Чичен-Ица, однако сами отверстия были менее аккуратными, что наводит на мысль о том, что у майя подобная практика была не столь стандартизирована. «Теночтитлан достиг вершин традиции цомпантли», уверена Вера.

Изображение
C. BICKEL AND A. CUADRA/SCIENCE; (MAP)
ADAPTED FROM «CARTA GEOGRÁFICA DEL DISTRITO FEDERAL» (1899) AND «CARTA HIDROGRÁFICA DEL VALLE DE MÉXICO» (1900)
Главные атрибуты религиозных сооружений ацтеков: цомпантли, выставленный на площадке в Темпло Майор и окруженный башнями из человеческих черепов


До сих пор ученые не могут объяснить, почему феномен человеческих жертвоприношений (которые также были распространены на территории Европы и Азии) достиг такого размаха именно в Мезоамерике. «Самая ценная жертва — это всегда человеческая жизнь», поясняют специалисты: вероятно, массовое жертвоприношение помогало укрепить групповую идентичность, особенно когда численность общества стала возрастать и среда, в которой все люди знают друг друга, уже не могла удовлетворять потребности социума. Некоторые исследователи также утверждают, что убийства пленных и рабов помогали укреплять иерархию и вертикаль власти, что не лишено смысла.

Чтобы понять, насколько подобная практика была важна для ацтеков, следует обратить самое пристальное внимание на их государство. Сравнительно молодая империя всего за 200 лет завоевала огромную территорию по всей центральной и южной части современной Мексики, нередко сталкиваясь с серьезным сопротивлением со стороны локальных общин (некоторые из которых позже даже станут союзниками испанцев в войне против Теночтитлана). В жертву приносили самых разных людей, но, к примеру, в одной испанской хронике говорится о пленниках, захваченных после военного рейда на ближайшего врага — республику Тласкала. Доктор Верано уверен, что убийство пленников даже в контексте ритуала являлось сильным политическим заявлением. «Это был отличный способ продемонстрировать свою власть и политическое влияние, к тому же помогавший держать в подчинении население самой империи», поясняет он.

Изображение
WIKIMEDIA COMMONS
На кодексе, начертанном испанским священником в 1587 году, изображены жрецы в ритуальных одеждах и цомпантли — огромный частокол, унизанный черепами


Химена Чавес Балдерас (Ximena Chávez Balderas), биоархеолог INAH, который много лет изучал останки жертв на территории Темпло, также добавляет, что «чем мощнее государство, тем больше жертв оно могло принести — в данном случае религия и политика идут рука об руку». За два сезона раскопок археологи собрали коллекцию из 180 наиболее сохранившихся черепов, а также различные фрагменты костей. Техника обезглавливания во всех случаях очень чистая, а надрезы на кости не оставляют сомнений, что после отсечения головы с нее соскабливали все мягкие ткани. «Жрецы ацтеков обладали внушительным набором знаний об анатомии человека, которые без сомнения передавались из поколения в поколение».

Гомез Валдас (Gomóz Valdás) обнаружил, что примерно 75% изученных на данный момент черепов принадлежали мужчинам, возраст которых преимущественно колеблется от 20 до 35 лет. Оставшиеся 20% принадлежали женщинам и 5% - детям. Вероятно, это были военнопленные, а также (судя по смеси возрастов и полов) рабами, купленными на городском рынке. Изотопы стронция, следы которых сохранились в костях и зубах жертв — это отличный естественный маркер, позволяющий определить место жительства человека до его смерти. Выяснилось, что жертвы родились в разных частях Мезоамерики, однако им не пришлось проделывать долгое путешествие для того, чтобы в итоге быть принесенными в жертву. Балдерас отмечает, что они каким-то образом ассимилировались с местными жителями Теночтитлана: сохранились исторические свидетельства того, как семьи захваченных в рабство людей жили вместе со своими захватчиками в течение нескольких месяцев или даже лет (очевидно, в качестве прислуги), прежде чем их ритуально убивали.


Заключение

Изображение
HÉCTOR MONTAÑO/INAH
Археологи собрали почти 200 черепов разной степени сохранности, принадлежавших людям со всех концов Мезоамерики


В настоящее время анализ находок продолжается, и его результаты ученые не могут назвать иначе как «беспрецедентными». В цомпантли оказались собраны представители самых разных народов, населявших Мезоамерику, что лишний раз подчеркивает масштаб завоеваний и ритуальных убийств. Вероятно, спустя долгие века мертвецы, принесенные в жертву прожорливым богам, вновь смогут поведать человечеству свою историю.

© Василий Макаров. Популярная механика, 26 июня 2018 15:35

Ответить
 

Вернуться в «Христианство и другие религии»