Логос
Добавлено: 12 сен 2013, 20:44
... В еврейской традиции говорится, что Тора была до сотворения мира и мир творился согласно ей. Конечно, имеется ввиду не книга, а именно замысел, некий план, устройство мироздания. Тора - именно как Хохма́ (Премудрость), персонифицированная, «ипостазированная»:
«…Господь имел меня началом пути Своего…
От века я помазана...
Я родилась, когда еще не существовали бездны…
…Я была при Нем художницею, и была радостью…» (Прит. 8, 22–30)
Тора, по преданию - всегда была в духовных мирах, т.е. еще до сотворения мира. Вот одно из преданий: "Тора говорит: «Я была орудием Святого Мастера, благословен Он». Принято в миру, что царь из плоти и крови строит дворец не по своему разумению, а по разумению мастера, но и мастер строит не по своему разумению - пользуется он черновиками и табличками, чтобы делать комнаты и двери. Так и Святой, благословен Он, глядел в Тору и творил мир. А Тора говорит: «В начале сотворил Б‑г»; «начало» - это не что иное, как Тора" (Берешит раба, 1:1).
В иудейской традиции, в поэзии, Тора часто называлась "Словом": "Поклонюсь храму святому Твоему и восславлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, потому что возвеличил Ты СЛОВО Твое больше имени Твоего" (Пс. 138:2).
Во времена Давида, не было еще Платона, Гераклида, Филона ... Да и вообще, тогда греческая культура была в самом своем зачатии. А вот Тора уже имела силу и влияла на все аспекты жизни иудеев. В том числе и на поэзию. Маловероятно, что учение Филона Александрийского о Логосе имело хождение между последователями Мессии до конца первого века, когда были написаны основные послания Нового Завета ("В начале было Слово").
Его учение о Логосе, стало популярно тогда, когда эллинское большинство завладело властью в церкви и начало искать объяснение природы Иисуса. И тут как раз кстати подвернулось учение еврея Филона Александрийского, который хотел примирить Иудаизм с греческим учением о Логосе. Ну, а дальнейшая история нам уже известна.
Филон же хотел наиболее ярко и красноречиво (а возможно и наиболее успешно) высказать результаты адаптации иудейской теософии к языку греческой философии. Но имел успех только у эллинов и евреев, придерживающихся эллинской философской мысли. Иначе говоря - у тех, кто оторвался от иудейских корней, или у тех, у кого иудейские корни очень ослабли.
Но мне кажется к Иоанну это не относится. Восточные церкви были более проиудейские, нежели западные. Павел более почитался на западе, а Иоанн на востоке. Для него "Слово" - это не "Логос", а "Тора". Именно так называлась Тора в иудейской поэзии того времени.
Не могло ли случиться так, что когда Иоанн написал свое Евангелие, где говорится о Логосе, то он подразумевал все же не философское греческое понятие, а именно Тору? Тогда бы, возможно, это открыло нам более ясное представление о значении Торы в учении Иисуса и жизни церкви.
©
Игорь Цыба, Facebook, 11 сентябрь 2013 г. в 16:50
«…Господь имел меня началом пути Своего…
От века я помазана...
Я родилась, когда еще не существовали бездны…
…Я была при Нем художницею, и была радостью…» (Прит. 8, 22–30)
Тора, по преданию - всегда была в духовных мирах, т.е. еще до сотворения мира. Вот одно из преданий: "Тора говорит: «Я была орудием Святого Мастера, благословен Он». Принято в миру, что царь из плоти и крови строит дворец не по своему разумению, а по разумению мастера, но и мастер строит не по своему разумению - пользуется он черновиками и табличками, чтобы делать комнаты и двери. Так и Святой, благословен Он, глядел в Тору и творил мир. А Тора говорит: «В начале сотворил Б‑г»; «начало» - это не что иное, как Тора" (Берешит раба, 1:1).
В иудейской традиции, в поэзии, Тора часто называлась "Словом": "Поклонюсь храму святому Твоему и восславлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, потому что возвеличил Ты СЛОВО Твое больше имени Твоего" (Пс. 138:2).
Во времена Давида, не было еще Платона, Гераклида, Филона ... Да и вообще, тогда греческая культура была в самом своем зачатии. А вот Тора уже имела силу и влияла на все аспекты жизни иудеев. В том числе и на поэзию. Маловероятно, что учение Филона Александрийского о Логосе имело хождение между последователями Мессии до конца первого века, когда были написаны основные послания Нового Завета ("В начале было Слово").
Его учение о Логосе, стало популярно тогда, когда эллинское большинство завладело властью в церкви и начало искать объяснение природы Иисуса. И тут как раз кстати подвернулось учение еврея Филона Александрийского, который хотел примирить Иудаизм с греческим учением о Логосе. Ну, а дальнейшая история нам уже известна.
Филон же хотел наиболее ярко и красноречиво (а возможно и наиболее успешно) высказать результаты адаптации иудейской теософии к языку греческой философии. Но имел успех только у эллинов и евреев, придерживающихся эллинской философской мысли. Иначе говоря - у тех, кто оторвался от иудейских корней, или у тех, у кого иудейские корни очень ослабли.
Но мне кажется к Иоанну это не относится. Восточные церкви были более проиудейские, нежели западные. Павел более почитался на западе, а Иоанн на востоке. Для него "Слово" - это не "Логос", а "Тора". Именно так называлась Тора в иудейской поэзии того времени.
Не могло ли случиться так, что когда Иоанн написал свое Евангелие, где говорится о Логосе, то он подразумевал все же не философское греческое понятие, а именно Тору? Тогда бы, возможно, это открыло нам более ясное представление о значении Торы в учении Иисуса и жизни церкви.
©
