Молитва

Что означают термины и идиомы Священного Писания?
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Благословение пищи

Сообщение FontCity » 28 ноя 2021, 15:29

Как молиться перед едой? Или почему я не молюсь словами «Господи, благослови и освяти эту пищу…»

Все известные мне христиане из церкви, где я духовно рос, перед едой молились словами: «Господи, благослови и освяти эту пищу…». Так молился и я, пока не встретил в жизни человека, который показал мне в Библии тексты, которые убедили меня пересмотреть подобную практику. Речь не в том, что одни привыкли молиться так, а другие - иначе. Речь о том, чему учит Библия и чему она не учит. И, как оказалось, вопрос о молитве за пищу - намного острее и глубже, чем кажется, и касается воспитания следующего поколения, но об этом немного позже.

В Ветхом Завете Бог дал Израилю такое повеление:
И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе. (Втор. 8:10)
Здесь сказано «когда будешь есть… благословляй Господа за добрую землю, которую Он дал тебе«. Писание призывает Израиль благословлять Бога за блага, которые им даны, включая пищу.Евреи с тех пор и доныне молятся молитвой, которую они называют «благословение на хлеб», но что интересно, благословляется в ней не хлеб, а как и написано во Второзаконии – благословляется Сам Бог:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, НАШ БОГ, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ, ВЫРАЩИВАЮЩИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ! (на еврите это звучит так:БАРУХ АТА, АШЕМ ЭЛО-КЕЙНУ, МЕЛЕХ АОЛАМ, АМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ААРЕЦ!)

Это очевидно для каждого еврея – благословлять перед приемом пищи следует Бога, Даятеляпищи. Вот почему у евреев есть такая молитва и для пищи и есть и подобная для пития.Вот мысли известного шотландского богослова и толкователя Уильяма Баркли по этому поводу:

Когда иудей кушал фрукты, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, создающий плоды на дереве». Когда иудей пил вино, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, создающий плоды вина». Когда он ел овощи, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь Вселенной, создающий плоды земли». Когда он ел хлеб, иудей говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, рождающий хлеб из земли».

Таким образом, каждый прием пищи в еврейской семье сопровождается за столом прославлением Бога и благодарностью Ему.

На страницах Нового Завета, мы неоднократно видим, как Христос молился за пищу:
И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. (Матф. 14:19)

Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. (Мар. 6:41)
Некоторые ошибочно полагают, что слово «благословил» в этих текстах относится к хлебу, но это не так, потому что евреи никогда не благословляли хлеб, но благословляли Бога, благодарили Его. Вот подтверждение этому аргументу. Читаем текст о последней вечере:
И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. (Мар. 14:22)
Здесь мы встречаем оборот «взяв хлеб, благословил» (заметим, что здесь не сказано, что Иисус благословил именно хлеб). Вот как апостол Павел перефразировал это:
Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеби, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. (1Кор. 11:23,24)
Для Павла, как для еврея, было очевидно, что когда Иисус «благословил хлеб» Он воздал Богу благодарность за хлеб, поэтому Павел так и написал «взял хлеб и, возблагодарив…«. Очевидно, что тут слово «возблагодарил» относится не к хлебу, а к Богу. Как и слово «благословил» в контексте молитвы за пищу в Библии всегда относится к Богу.

Молитва о еде в Новом Завете – это молитва благодарения и прославления Бога:
Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. (1Кор. 10:30,31)

Так откуда же пошла практика просить благословения на хлеб? Возможно, изза поверхностного понимания этих двух отрывков — 1Тим. 4:3–5 и Лук. 9:16.
Начинается отрывок словами о лжеучителях, и продолжается мыслью о молитве за пищу:
запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. (1Тим. 4:3–5)
Здесь дважды сказано, что молитва за пищу – это молитва благодарения. И пища «освящается словом Божьим и молитвою». Правильно,а какой молитвой? Не молитвой прошения, друзья, а молитвой благодарения. Этот текст не дает нам никакого основания просить Бога, пославшего нам пищу, еще и теперь благословить и освятить эту пищу, но призывает нас благодарить Творца за еду. Здесь также сказано, что пища «освящается словом Божьим и молитвою» уже как факт нашей молитвы благодарности. Ни о каком прошении нет и речи.

А как же этот текст, где сказано, что Иисус благословил именно хлебы?
Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. (Лук. 9:16)
Так и есть, Иисус «благословил хлеб», но теперь, из общего контекста Библии мы знаем, что это означает – Он воздал Богу благодарность за хлебы, и тем самым «благословил их» (1Тим. 4:3–5).
Никто из христиан, которые молятся словами «благослови пищу» не ответили, мне как именно Бог ответит на эту их молитву-прошение. Должен ли Он как-то изменить свойства пищи? Избавить ее от вредных веществ? Ответ прост: Он просто не просил нас молиться о пище таким образом. Будет ли грехом то, если я продолжу в своей молитве за столом просить Бога благословить пищу, ведь я всегда так молился раньше? Перечитайте тексты, исследуйте эту тему самостоятельно и ответьте себе на этот вопрос сами.

ВОПРОС ГЛУБЖЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ

Понимаете, есть более глубокая причина, почему меня затронула эта тема. Центром молитвы «благослови пищу» является человек. В своей сущности это молитва «о себе», в сердце которой мысль о собственном благополучии и безопасности. Это больше напоминает мне языческую молитву. Заметьте, я не говорю, что просить Бога о Его благословении — неверно (ведь Бог позволяет нам просить Его благословения, например Числ. 6:22–27), но я говорю о том, КТО стоит в центре просьбы об освящении пищи и о том, с каким сердцем совершается эта просьба. Очевидно, что ежедневная практика подобной молитвы лишь поощряет потребительское отношение к Богу.

В центре молитвы «благословен Бог» – находится Творец. Такие молитвы превозносят и возвеличивают Даятеля и упражняют наше сердце в благодарности Творцу, в поклонении Ему.

Вопрос: в какой атмосфере будут расти наши дети? Ведь прием пищи происходит несколько раз в день, и то, что они слышат за столом, как ничто другое, формирует их отношение к Богу! Подумайте, воскресную проповедь мы слышим в двадцать раз реже, чем молитву за столом. Не поэтому ли в наших церквах преимущественно из уст христиан звучат молитвы-прошения, и лишь на Праздник Жатвы (День Благодарения) звучит хорошая проповедь о важности благодарности Богу? Сложно возразить и сказать, что эти вещи не взаимосвязаны. «Потребительство» в современном христианстве формируется несколькими факторами, и молитва за пищу, капля за каплей изо-дня в день – также один из этих факторов.

После изучения этой темы за нашим столом звучит такая молитва: «Благодарим Тебя, Господь, за то, что Ты даешь нам эту пищу. Прославляем Тебя за Твою доброту и щедрость. Аминь». Теперь каждый завтрак, обед и ужин – это наше семейное поклонение Богу и прославление Его. Вопрос не в том, кто как привык, вопрос в том – кто в центре нашей молитвы?

Источники:

• Комментарий У. Баркли на 1 Тим. 4:3: http://azbyka.ru/otechnik/?Biblia/komme ... avetu=22_4
• Благословение на хлеб: http://toldot.ru/tora/articles/articles_9731.html

© Сергей Сологуб. Богоискатель
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Сила молитвы

Сообщение FontCity » 08 янв 2022, 07:16

Однажды Скобелеву подарили очень дорогую книгу на военную тематику. После очередного изучения он оставил её открытой на столе и отправился по своим служебным делам. А когда вернулся, то с ужасом увидел, что уникальное, драгоценное и редчайшее издание было порвано в клочья любимым попугаем, который неизвестно как выбрался из клетки. Праведному гневу генерала не было предела. Он схватил мухобойку и стал гоняться за пернатым шкодником с криками: «Убью!»

Виноватая птица ловко залетела за шкаф и там спряталась. Хитро и мудро поступила. Достать её оттуда не представлялось никакой возможности… Ну, что ж, генерал Скобелев, терпеливый и основательный военный, решил дождаться капитуляции – добровольной сдачи шалуна с повинной. Он сел на диван напротив шкафа и стал терпеливо ждать, когда попугай выберется.

И вот, примерно через полчаса из-за шкафа стали доноситься просительно-покаянные слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»… Слова святой молитвы повторялись вновь и вновь: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго!»… Попугай Кромка не просто запомнил слова, которые каждый вечер слышал от своего хозяина, он даже скопировал его интонацию. И самое главное – из своего великого словарного запаса он выбрал самую нужную в тот момент фразу и очень точно её применил.

Мухобойка выпала из рук онемевшего от неожиданности генерала. Сердце его дрогнуло и умилилось. Бывалый человек, видевший многое в своей сложной жизни, старый воин Михаил Дмитриевич Скобелев расчувствовался и заплакал. А потом крикнул за шкаф попугаю: «Ладно, грешник, вылетай! Ты помилован!»… И уже через несколько мгновений умная птица радостно болтала на плече у Белого генерала.

© Журнал Клубер
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Правила молитвы

Сообщение Holy Scripture » 06 фев 2023, 09:10

МОЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ ВО ВРЕМЯ СЕКСА

Отец Александр Мень говорил прихожанам, что живёт по МОТ. Это было шутливое обыгрывание НОТ, "научной организации труда". Жить так целеустремлённо, отсекая всё лишнее, чтобы любой момент жизни относился либо к Молитве, либо к Отдыху, либо к Труду.
Только это абсолютно неработающая концепция, как и НОТ был тоталитарной пародией на западные способы повышения производительности труда.
МОТ не просто не работает, а не может работать. Это просто логическая ловушка, порочный круг, словесная игра. Язык так устроен, что можно любое занятие человека классифицировать либо как молитву, либо как отдых, либо как труд. Любое!
Мень в качестве примера приводил человека, который во время богослужения тупо слонялся по церковному двору. Ворон считал. Убей Бог мою душу, чистое дело марш! Любой биолог скажет, что подсчёт ворон может быть агхиважным трудом. Любой аскет может молиться, используя ворон в качестве бусин у чёток. Об отдыхе и говорить нечего - сосчитал ворон, успокоил нервы.
Человек безумно сложен, любая классификация его и его поведения условна. Тут в Мене взял верх биолог. Так можно поведение животных классифицировать, но с человеком не пройдёт, потому что человек есть образ Божий в животном. Что такое непрестанная молитва, которую и Мень практиковал? Это как раз преодоление МОТ, это выработка умение параллельно делать несколько дел - молиться и одновременно, к примеру, кадить. Да-да, только кажется, что богослужение это молитва. Богослужение это ритуал, как секс не любовь, а физиологический акт. Но можно совершать богослужение и молиться, заниматься сексом и любить. А можно нет. А можно ли - Господи, помилуй - молиться во время секса? Наверное, но лучше молиться, когда любишь! Ну, и любить, когда молишься, но это легче.
(Читая книгу Юрия Пастернака "Цветочки Александра Меня")

© Священник Яков Кротов · 06.02.2023

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Покаянная молитва рэпера-гангстера

Сообщение FontCity » 27 июл 2023, 11:47

Долина смертной тени

Это образ, запечатлённый царём Давидом в одном из псламов:
Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня.
Псалом 22:4
Трудно сказать, что имел в виду Давид. Может быть, это какая-то конкретная географическая местность. Но, учитывая поэтический стиль псалмов, можно предположить что речь идёт о каком-то периоде невзгод, тяжёлых испытаний, о том, что в обиходе называют «чёрной полосой». А может быть, так царь-псалмопевец охарактеризовал всю земную человеческую жизнь - от воплощения души в теле и до её возвращения к Богу.

Этими словами начал свою песню рэпер Coolio. Его нельзя назвать праведником. Воровал, попался, сидел. Говорят, был членом уличной банды. Завёл детей от разных женщин. Умер от передоза наркотиков. Слова песни выглядят очень автобиографичными.

Тем не менее, будем говорить о лирическом герое. Цитирование им Библии не случайно. Под долиной смертной тени он явно считает свою жизнь, жестокий материальный мир, с которым ему довелось столкнуться. Он добился успеха, у него есть деньги и авторитет, его друзья хотят быть похожими на него. Но всё это кажется ему пустым. Суета сует. Он признаёт себя рабом обстоятельств. Он понимает, что ни он сам, ни деньги, ни власть, ни воспитавшая его улица на самом деле не управляют этим миром. Он ищет выход. Он штудирует книги в библиотеке. Очевидно, он знаком и с Библией. Он молится по ночам в коленопреклонённой позе.

Песню можно назвать исповедью. Но этого мало. Герой песни не дошёл до осознания Бога и сатаны. Осталось сделать главный шаг - признать юрисдикцию Бога. Дальше должны последовать покаяние и тшува.

Во имя этой песни Coolio отказался от нецензурной лексики, что, как говорят, для него не характерно. Нет, не по религиозным соображениям. Автор мелодии - Stevie Wonder. Рэпер боялся, что незрячий певец не даст разрешения на использование его музыки. Но кто может влезть в душу к человеку? Может быть, всё-таки были и другие мотивы? Может, песня воплощает личные переживания Coolio? Может, гангстер успел покаяться и прийти к Богу? Как говорят Евангелия, и разбойник имеет право на прощение.

Coolio ft. L.V.: «Gangsta's Paradise»


As I walk through the valley of the shadow of deathКогда я иду по долине смертной тени,
I take a look at my life and realize there's nothin' leftЯ смотрю на свою жизнь и понимаю, что не осталось ничего.
‘Cause I've been blastin' and laughin' so longПотому что я так долго раздувался и смеялся,
That even my momma thinks that my mind is goneЧто даже моя мама думает, что я сошёл с ума.
But I ain't never crossed a man that didn't deserve itНо я никогда не встречал мужчины, который бы не заслуживал того же.
Me be treated like a punk, you know that's unheard ofСо мной обращались как с панком, ты знаешь, это неслыханно.
You better watch how you talkin' and where you walkin'Следи лучше за собой, как ты говоришь и куда ходишь!
Or you and your homies might be lined in chalkИначе тебя и твоих корешей могут обвести мелом.
I really hate to trip, but I gotta locЯ действительно ненавижу метаться, но я должен быть на виду.
As they croak, I see myself in the pistol smokeПока все каркают, я вижу себя в пистолетном дыму.
Fool, I'm the kinda G that little homies wanna be likeДурак, я вроде той Ж, на которую хотят быть похожими маленькие кореша.
On my knees in the night, sayin' prayers in the street lightСтою на коленях ночью, читаю молитвы при свете уличных огней.
Been spending most our livesПровели большую часть своей жизни,
Livin' in a gangsta's paradiseЖивя в гангстерском раю.
Been spending most their livesПровели большую часть их жизни,
Livin' in a gangsta's paradiseЖивя в гангстерском раю.
We keep spending most our livesПродолжаем проводить нашу жизнь,
Livin' in a gangsta's paradiseЖивя в гангстерском раю.
We keep spending most our livesПродолжаем проводить нашу жизнь,
Livin' in a gangsta's paradiseЖивя в гангстерском раю.
Look at the situation they got me facin'Оцени ситуацию, с которой меня заставили столкнуться.
I can't live a normal life, I was raised by the streetЯ не могу жить нормальной жизнью, меня воспитала улица.
So I gotta be down with the hood teamТак что я должен быть с бандой из района.
Too much television watching, got me chasing dreamsСлишком много смотрю телевизор, из-за чего гоняюсь за мечтами.
I'm a educated fool with money on my mindЯ образованный дурак, у которого на уме деньги,
Got my ten in my hand and a gleam in my eyeВ руке ствол 10-го калибра, а в глазах блеск.
I'm a loc'd out gangsta, set trippin' bangerЯ отъявленный гангстер, я сбиваю с толку бандитов.
And my homies are down, so don't arouse my angerИ мои кореша не в духе, так что не вызывай моего гнева.
Fool, death ain't nothin' but a heart beat awayДурак, смерть - это не что иное, как прекращение ударов сердца.
I'm livin' life do or die, what can I say?Я живу в стиле: делай или умри - что я могу сказать?
I'm 23 now, will I live to see 24?Сейчас мне 23, но доживу ли я до 24?
The way things is going I don't knowКуда всё идёт, я не знаю.
Tell me why are we so blind to seeСкажи мне, почему мы так слепы, чтобы увидеть,
That the ones we hurt are you and me?Что те, кому мы причиняем боль, это ты и я?
Power and the money, money and the powerВласть и деньги, деньги и власть.
Minute after minute, hour after hourМинута за минутой, час за часом.
Everybody's running, but half of them ain't lookin'Все бегут, но половина из них не смотрит,
It's going on in the kitchen, but I don't know what's cookin'Что-то происходит на кухне, но я не знаю, что готовится.
They say I gotta learn, but nobody's here to teach meГоворят, что я должен учиться, но нет никого, кто мог бы научить меня.
If they can't understand it, how can they reach me?Если они не могут этого понять, как они могут достучаться до меня?
I guess they can't, I guess they won'tЯ думаю, они не могут, я думаю, они не будут.
I guess they front; that's why I know my life is out of luck, fool!Я думаю, они впереди, вот почему я знаю, что в моей жизни нет удачи, дурак!
© Coolio ft. L.V. - «Gangsta's Paradise»© Перевод - «Священное Писание»
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Правильная молитва

Сообщение Holy Scripture » 10 окт 2023, 10:18

МОЛИТВА БЛЕЗА ПАСКАЛЯ

«Я не прошу у Тебя ни здоровья, ни болезни, ни жизни, ни смерти; но прошу: распоряжайся моим здоровьем, моими болезнями, моей жизнью и смертью для Твоей славы. Только Ты знаешь, что целесообразно для меня; Ты - Владыка, Ты - Господин. Поступай со мной согласно Своей воле. Давай мне, отнимай у меня, только формируй мою волю согласно Твоей. Я одно знаю, Господи: за Тобой идти - хорошо, обижать Тебя - плохо. А сверх этого я не различаю, где добро, а где зло.
Я не знаю, что лучше для меня: здоровье или болезнь, богатство или бедность, - ничего в этом мире не знаю. Это знание лежит за пределами досягаемости людей или ангелов, оно сокрыто в тайнах Твоего Провидения, которому я поклоняюсь, но которое не пытаюсь понять».

© Galina Vucheva · 06.10.2023

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

За рамками слов

Сообщение FontCity » 14 ноя 2023, 13:30

Нет, молитва – это не разговор (в обычном смысле этого слова)


«Ты меня не слушаешь!» – мы с моей дочерью разговаривали на довольно «щепетильную» тему: почему Бог повелел Израилю истребить Хананеев.
«Не говори так, папа. Я слушаю. Честно. Просто ты повторяешь одно и то же, а я не понимаю, что ты говоришь. Сколько бы ты ни повторял».
Дочь была права. Я предполагал, что простая модель коммуникации, заученная мной еще в колледже, здесь вполне уместна.

Модель эта работает так:
• У меня (передатчика) есть идея (это то, что по-гречески мы называем логос);
• Я использую слова (ремата) для выражения этой идеи;
• Ты (приемник) слышишь мои слова (ремата), у тебя теперь есть та же идея (логос), что и у меня.

Но разговор так не получается. Разговор ведь нельзя свести к передаче идеи от передатчика к приемнику. Слишком уж много «шумовых» факторов: плохая дикция, невербальная коммуникация, физический шумовой фон, персональная история, культурные различия. Просто повторение слов раз за разом и перекладывание всей вины за непонимание на приемник – это все-таки наивный подход к коммуникациям. И такой подход обычно приводит к разговорам на повышенных тонах.

Все это заставило меня вдруг задуматься на тему молитвы, которую многие евангельские христиане называют разговором с Богом. Ой ли? Я вам честно признаюсь – большинство моих молитв – монологи. Я говорю Богу, что у меня на уме, и на этом моя молитва заканчивается. Однонаправленная связь у меня получается. Более того, зачастую я даже не облекаю свои молитвы в слова. Я просто выдаю Богу мысли в моей голове. Для Бога это не проблема. Он и так знает все мои мысли. А раз Он умеет читать мои мысли, то проблем с непониманием у нас возникнуть не должно.

Но если открывшийся человеку Бог Библии не только «приемник», но и «передатчик», то каким образом Он говорит? Кто-то рассказывает, что Бог помещает мысли в голову человека, кто-то утверждает, что Он обращает внимание слушателя на определенные стихи из Библии, через которые Он более ясно может выражать свои мысли нам. Я не против. Так оно может и быть. Но в Новом завете ответы Бога выглядят иначе.


Вербальная коммуникация Бога

Библейская лексика, когда дело касается молитвы, совсем не похожа на описание разговоров. Наиболее часто молитвы в Библии описываются как хвала, плач, благодарность, исповедь и мольба – это однонаправленные действия.

Хотя не всегда молитва – это монолог. После молитвы Христа о прославлении имени Бога «с небес был глас»: «И прославил и еще прославлю» (Ин. 12:28). Народ, стоявший и слышавший [то], говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему (ст. 29). Иисус не стал уточнять, что это был за источник звука, назвав его просто «гласом» (ст. 30). Но в других ситуациях глас с небес был назван исходящим от Бога (Мф. 3:17;17:5; Отк. 4:1).

Когда Павел молился об избавлении от жала в плоти, Господь ответил Ему: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:8-9). Мы точно не знаем, услышал ли Павел настоящий голос или почувствовал ответ Бога. Но вполне возможно, что Бог использовал в этом случае слова, чтобы обратиться к Павлу. Ведь по дороге в Дамаск именно так и было (Деяния 9:3-6). А из всех случаев, когда Бог что-то говорит в Новом завете, произошедшее с Павлом в Иерусалиме больше всего напоминает диалог (Деяния 22:17-22). Павел молился, а затем Иисус повелел ему оставить город, чтобы избежать преследования. А Павел ответил на это так: «Просто уехать отсюда – мало. Меня в синагогах повсюду узнают в лицо». Тогда Иисус отвечает ему: «Иди, я пошлю тебя к язычникам».

Случаев таких в Новом завете, правда, очень мало. Даже с Павлом и Иисусом такое редко случалось.

А уж примеров того, как во время молитвы обращались к Писанию за ответами, и того меньше. Это ни в коем случае не значит, что Писание не помогало молиться новозаветным верующим. После того, как синедрион арестовал и допросил Петра и Иоанна, члены узкого круга «своих» возвысили свои голоса в молитве и цитировали псалмы, обращая свои слова к Богу (Деяния 4:23-30). Но то, что здесь берется описывать Лука, отличается от современных традиций молиться с открытой перед глазами Библией в поиске стихов в качестве ответа на молитвы.

Во времена ранней церкви у большинства людей не было на руках собственной копии Писания. Нужно было идти в синагогу или храм, чтобы услышать, как ее читают. И те, кто там поклонялся, они не просто читали, они цитировали отрывки и пели Псалмы. Для них Писание было больше помощником для поиска слов, которые хотелось сказать Богу, а не для поиска ответов Бога на конкретные просьбы. И на сегодняшний день это не изменилось. Недавно, ожидая исхода небольшой операции, которую медики рекомендовали моей дочери Грейс, я начал вспоминать слова песни, которая очень тесно перекликалась с Писанием: «О, Господь, ты всего дороже, всех сокровищ этой земли. Ты прекрасней радужных бриллиантов. И все, в чем я нуждаюсь – это Ты». Словно Сам Божий Дух в этот момент говорил мне слова мудрости, чтобы обратите мое сердце к Нему и утешить меня (Притчи 3:14-15).


Ответы за рамками слов

Если есть желание понять, насколько сильно молитва похожа на разговор, следует для начала взглянуть на дела Святого Духа. Павел говорит: «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями» (Рим. 8:26).

Обычное дело, когда люди, услышав страшную новость, выражают свои чувства словами: «У меня нет слов, чтобы это описать…» Иногда невербальная коммуникация сильнее любых слов. Например, стоны матери, потерявшей ребенка, или отца, чей сын погиб в аварии, не требуют никаких дополнительных слов. И если вам довелось утешать человека в такой ситуации, вы знаете, что слова порой больше вредят, чем утешают. Невербальная коммуникация, объятия или просто нахождение рядом – вот, что действительно утешает в такой момент.

Подобно тому, как мы не находим, что ответить людям, мы иногда не находим слова для молитвы. Иногда у меня сил или даже веры нет, чтобы молиться. Все, на что я способен в такой момент – стонать, зная, что Бог понимает меня и мою боль. Судя по всему, Павел о такой молитве и говорит, когда напоминает, что Дух производит в нас молитвы. Молитва, таким образом, не ограничивается словами человеческого языка. Бог не только понимает наше «невербальное», но Он даже вдохновляет нас на это.

И, возможно, это именно тот самый способ, который Бог использует для общения с нами чаще всего. Ответ на молитву – когда Бог дарует нам то, о чем мы просили – это форма божественной невербальной коммуникации. Молитвы-прошения совершаются в надежде, что Бог слышит наши просьбы и позаботится о наших нуждах соответственно. Возможно, Он ничего не скажет. Но Он ответит.

В Новом завете предостаточно примеров о божественной невербальной коммуникации. Когда 11 апостолов спросили Бога, кем заменить Иуду Искариота, и жребий пал на Матфия (Деяния 1:24-26). Когда Бог в ответ на молитву послал ангела верующим, чтобы дать свои повеления и пообещать дары (Лк. 1:11-17, Деяния 10:1-8).

Если мы будем подходить к молитве с позиции вербального диалога, мы совершенно точно разочаруемся. Но, если мы понимаем, что Бог отвечает невербально, нам удается разглядеть, как его любовь и верность проявляется разными способами. И даже тогда мы зачастую не очень четко понимаем Его невербальные намеки. Бог говорит, что любит нас, но мы не всегда чувствуем Его любовь. Многие люди сегодня молятся «хлеб наш насущный дай нам на сей день», и тем не менее продолжают голодать. Иисус проповедовал: «Приблизилось Царствие Божие» (Мк. 1:15), но где тогда справедливость в этом мире? А когда Иисус вопрошал: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15:34), небеса молчали. Тучи сгустились, земля затряслась. Бог, казалось, разгневался.

Божественное возмездие, главный ответ Бога на зло, несправедливость, грех и смерть – воплощение божественной невербальной коммуникации – воскрешенный Христос. «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею», – пишет в своем послании апостол Павел (1 Кор. 6:14). Мы можем поддаться искушению поверить, что зло, страдания и смерть – это доказательства, что Бог молчит. Но на самом деле все это – всего лишь внешний шум, который однажды стихнет, раз и навсегда. У Бога последнее слово, когда Он воскресит нас из мертвых, когда мы сами станем ответом на молитвы.

До тех же пор давайте продолжать молиться: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Отк. 22:20) Бог понимает нас и не устает от разговора с нами (Лк. 18:1-5), потому что разговор этот Он Сам и начал (Ин. 1:1-14).

© Автор — Родни Ривз / hristiane.ru
© Источник — Ieshua.org, 27.07.2023
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Библейский словарь»