Гордыня

Что означают термины и идиомы Священного Писания?
Ответить
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Гордыня

Сообщение Holy Scripture » 13 апр 2021, 12:12

УРОК ОТ МАРИИ

«Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (От Луки 1:26,27).

Почему именно к ней? Что особенного было в этой юной провинциалке кроме славного имени? Да, – так же звали и сестру Моисея, и хасмонейскую принцессу, взятую в жены царем Иродом. Но Мария из Назарета была обручена простому плотнику. Да, – и сама она, и ее нареченный, были дальними потомками царя Давида. Но их собственные семьи не отличались ни достоинством, ни достатком (за своего первенца, драгоценный дар от Господа, молодые смогут пожертвовать лишь двух горлиц). Да и какие особые таланты могла иметь она, дочь человеческая, необходимые для воспитания Сына Божьего?

О ней Писание вообще ничего не сообщает ни до Благовещения, ни после Вознесения Христова. Из благочестивых побуждений люди пытались заполнить эти пробелы, наделить Марию необыкновенными способностями и всевозможными титулами, приписать ей непорочное рождение и безгрешную природу, назвать соискупительницей мира и посредницей между Богом и людьми. Что ж, рассуждать сверх того, что написано – занятие весьма увлекательное. Писание же ясно утверждает, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» кроме Иисуса, Сына Божьего, Сына Марии (Деяния 4:12).

Мария нуждалась в Спасителе так же, как любой другой. Но, в отличие от многих, сама она прекрасно осознавала это. «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие» (От Луки 1:28-30). Воистину, Господь поступает «с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его» (Псалом 17:27). И «если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать» (Притчи 3:43).

Мария была искренне удивленна, и у нее возник совершенно естественный вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (От Луки 1:34). Но, получивши заверение и свидетельство от Господа, она отвечает в смирении: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (38).

Что же такое – смирение? Понятие это включает две составляющие. Оно – бинокулярно. Во-первых это – правильное видение Бога и понимание того, как Он велик. Во-вторых – правильное видение себя и понимание того, как мы малы. Именно этот урок и преподает нам Мария, матерь Иисуса.

Всякий человек имеет врожденную тенденцию быть правым в собственных глазах. Нам кажется, что мы всё видим правильно. Мы же ВИДИМ это! Заблуждаются же те, кто не согласен с нами. Но «естественное» зрение неизбежно нас подводит. Согласно мудрой притче Андерсена, у каждого в глазу – осколок дьявольского зеркала, искажающий наше восприятие. Величайший из грехов, называемый гордыней, не позволяет нам признать этого.

Отцы церкви называли гордыню матерью всех грехов. Ведь что явилось причиной грехопадения? Голод? Но человеку было дозволено есть «от всякого дерева в саду». Сексуальное влечение? Но плодиться и размножаться было заповедано! Жажда власти? Но человек для того и создан был, чтобы владычествовать «над всею землею». Все то, к чему мы стремимся сегодня, было изначально дано нам любящим Творцом! Причина в ином – люди захотели быть «как боги», захотели сами решать, что есть добро, что есть справедливость, что есть истина. А в итоге лишились и того, и другого, и третьего.

Самая большая опасность – думать, что не имеем гордыни. Так ли это? Следить за собой помогает простой лексический тест. Насколько часто, рассуждая о ком-то, вы употребляете слова «как», «не так как», «иначе чем», то есть, делаете сравнительные суждения? Будьте осторожны, вы – на опасном пути. Сравнение, соперничество, соревновательность – первейшие индикаторы гордыни. Почему Каин убил Авеля? Почему Иуда не стал советоваться с Учителем? Почему сатана восстал против Бога? Все начинается с простого рекламного трюка: «Ты достоин лучшего!». Наша гордыня отзывается на этот посыл таким громким «Да!», что мы уже не в состоянии слышать тихий голос совести: «Не дай мне, Господи, того, чего я заслуживаю на самом деле».

А как нас раздражает гордыня в других! Мы её терпеть не можем! Почему? Да просто их гордыня соперничает с нашей. И чем невыносимее мне чья-то явная надменность, тем, на самом деле, больше тайной надменности в моём сердце. Что заставляет нас высматривать сучек в глазу брата? Нас беспокоит бревно в собственном! Своя же рука служит напоминанием: когда я указываю пальцем на ближнего, тремя я указываю на себя самого.

Если же мы считаем, что неподвластны гордыне – дело совсем худо. Нередко затаённая гордыня принимается нами за смирение. Но есть ли во мне таковое? Не возмущается ли мой дух, когда говорят о моих недостатках или, что еще хуже, меня не замечают? Когда не считаются с моим мнением, перебивают, вмешиваются в мои дела, относятся ко мне покровительственно, похваляются в моем присутствии? Если это так, смирением тут даже не пахнет.

Клайв Люьис пишет: «Гордыня – абсолютно враждебное Богу состояние духа. Мы ставим свои отношения с Ним в зависимость от кого-то еще, с кем пытаемся состязаться». Соперничество – естественная форма существования гордыни. Так, когда двух друзей одновременно привлекла одна девушка, это – случайность. Их могли привлечь и разные. Но гордый человек отобьет у приятеля девушку, которая ему вовсе не нравится – лишь для того, чтобы показать свое превосходство».

Часто гордыню отождествляют с гордостью. Но это не совсем верно. Гордость, стремление быть оцененным – не всегда гордыня. Порой отсутствие таковой – одна из наиболее тяжких форм гордыни. Мать похвалила ребенка, жена выразила восхищение своим мужем, Иисус говорит «хорошо, добрый и верный раб! ... войди в радость господина твоего». Является ли гордыней охватывающий при этом восторг? Нет! Это – удовольствие, что доставили радость тому, кого любим. Действительно, плохо, кода похвала становится вашей главной целью. Но это еще не гордыня. Это – незрелость. Во всяком случае, вам не безразлично мнение других. Но когда вам наплевать, ругают вас или хвалят, потому что вы «выше этого», такое не может не вызывать беспокойства.

Богу небезразлично, как мы относимся к Нему. Он любит нас, и хочет, чтобы мы познавали Его. Но гордец не может видеть Бога. Превозносящий себя на всё привык смотреть свысока. Он не в состоянии видеть того, что выше его самого. И апостол предупреждает нас: «Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петра 5:5-8).

А рыкает этот лев не только за пределами церковной ограды. В церкви дьявол уготовил нам ловушку из самой опасной формы гордыни – веры в собственную праведность: «благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи» (От Луки 18:11). Попавшие в нее неизбежно станут глухи к обличению, «здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тимофею 4:3). И вот уже всякую похвалу мы считаем исходящей от Бога, а любую критику – от дьявола. Поклоняемся не истинному Богу-Творцу, который возлюбил нас такими, как мы есть, и заповедал нам так же любить других, но служим вымышленному божку, на которого возложена обязанность во всем одобрять нас. Еего работа – помогать нам считать, что мы лучше других.

Но «если кто-то, ничего из себя не представляя, воображает себя невесть кем, тот самого себя дурачит. Так пусть каждый трезво судит о своих делах, и тогда он сможет гордиться собственными успехами и не будет сравнивать их с чужими, ведь у каждого своя ноша» (Галатам 6:3-5, РБО).

Бет Мур пишет:

«Меня зовут гордыня, и я обману тебя.
Я уведу тебя от Бога, дающего лучшее, потому что ты потребуешь своего.
Я уведу тебя от счастья, потому что ты заслуживаешь большего.
Я уведу тебя от мудрости, потому что ты и так уже все знаешь.
Я уведу тебя от прощения, потому что нельзя позволять так с собой обходиться.
Я уведу тебя от святости, потому что ты ни в чем не виноват.
Я уведу тебя от видения – куда важнее смотреть в зеркало, чем в окно.
Я уведу тебя от дружбы – никто не сможет оценить тебя по-настоящему
Я уведу тебя от любви – почему именно ты должен идти на жертву?
Я уведу тебя от Небес, потому что ты не станешь мыть ноги другим.
Я уведу тебя от славы Божьей, потому что из-за меня ты ищешь своей славы.
Меня зовут гордыня, и я обману тебя».

Мария правильно видела своё место в Божьем плане: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Она была уверенна, что Божья воля – лучшее для нее. Так что быть смиренным не значит быть неуверенным. И не значит меньше думать о себе. Это значит думать о себе меньше.

Приняв благую весть, Мария тут же отправляется проверить – верно ли знамение, данное ангелом? Но её реакцией на удостоверение и благословение, услышанные от Елизаветы, становится славословие: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и воз¬нес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века» (От Луки 1:46-55). Часто ли нашей реакцией на комплимент становится прославление Бога? Далеко не всегда.

Да и вообще стали бы мы сегодня слушать длинные речи бездомного босого бродяги, говорящего обидные вещи, водящего дружбу с привокзальными проститутками и придорожными рэкетирами, не брезгующего поесть-попить со случайными встречными сомнительной репутации? Пригласили бы мы такого человека к себе домой? Позвали бы мы его в нашу церковь? Или это было бы слишком оскорбительно для НАШЕЙ «праведности», для НАШЕЙ «святости»? Именно так и отвергали Иисуса и религиозные лидеры Израиля, и самые праведные люди того времени – фарисеи. За своими нормами праведности они не разглядели Божью любовь, не поняли, что обличения эти были не против них, а ради них. Они оказались не способны сказать: се рабы Господни.

Христос воплотился в материнской утробе Марии, потому что еще до этого Его смирение воплотилось в ее сердце. Да воплотится оно и в наших! Не дай нам, Господи, того, чего мы заслуживаем!

© Sergei Golovin · 24 декабря 2015 г.

Ответить
 

Вернуться в «Библейский словарь»