Тора

Что значит «Закон Божий»? Чем отличаются Закон Моисея и Закон Христов?
Ответить
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Тора

Сообщение Holy Scripture » 15 ноя 2015, 18:38

Тора или закон?

На пятидесятый день после исхода из Египта, у горы Синай, Бог даровал народу Израиля Тору. Первые десять речений Он проговорил лично, так, чтобы весь народ слышал эти слова. Остальные заповеди давались на протяжении 40 лет через Моше (Моисея). Это событие отмечается как день дарования Торы.
Можно было бы подумать, что до этого момента никаких заповедей не было. Но если обратиться к истории первых людей, то можно увидеть, что Бог предупреждает Каина о грехе. То есть, такое понятие как грех существовало уже тогда. И если обратиться к посланиям Павла, законом познаётся грех.

При заключении союза с Ноем, а через него и со всем человечеством, можно увидеть некоторые заповеди. В частности, запрет убийства, запрет употребления крови в пищу и повеление устанавливать справедливые суды. В еврейской традиции считается, что шесть основных заповедей были даны ещё Адаму, Ною была дана седьмая заповедь: не употреблять кровь. Эти законы напрямую в Торе не перечислены, а в Устной Торе они представлены в следующем виде:
1. запрет поклонения идолам;
2. запрет богохульства;
3. запрет убийства;
4. запрет воровства;
5. запрет прелюбодеяния (в общем смысле, запрет блуда);
6. запрет употребления крови (или запрет употребления мяса от ещё живого животного);
7. повеление устанавливать справедливый суд.


• Немного о значении слова Тора. В иврите оно означает «учение, наставление, закон». Как видим, это достаточно ёмкое слово. Как получилось, что Тора превратилась в закон? Когда царь Птолемей захотел иметь Тору в Александрийской библиотеке, появилась надобность в переводе на греческий язык. Перевод был сделан иудейскими переводчиками и в процессе перевода возникла проблема: как передать понятия иудейского мировоззрения греческими словами. В частности, как перевести слово «Тора». Основное значение слова Тора - учение, но на греческом «дидахе» ближе к обучению, а не к всеобъемлющему учению. И тогда было решено предать слово Тора греческим словом «номос» - закон. Когда в дальнейшем евреи читали Тору в переводе на греческий, то видя слово «номос», они воспринимали его как «Тора».
Мы же, зачастую не знакомые с историей перевода, да и не вникая в смыслы слов и понятий, воспринимаем закон как нечто близкое к уголовному кодексу. И в голове складывается картина о Торе, как о перечне наказаний, как о проклятии, как о чём-то тяжком и неисполнимом.

Согласно подсчётам Рамбама (раби Моше бен Маймон, жил в 12-13 веках) всего заповедей 613, в том числе 365 запрещающих и 248 повелевающих. Заповеди являются кодексом законов, которые охватывают все стороны жизни народа Израиля. Это и уголовный кодекс, и семейный кодекс, и земельный кодекс, и ещё многое другое. Надо сказать, что некоторые заповеди относятся исключительно к евреям, поскольку названы знамениями союза Бога с Израилем, например: суббота и обрезание.
Если подходить строго, то Тора в полном объёме дана именно народу Израиля. Это может быть подтверждено следующими местами из самой же Торы: Когда Бог начинает провозглашение заповедей Торы у горы Синай, Он говорит: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.» Из Египта был выведен именно еврейский народ.
Второе место: «Истинно Он любит народ [Свой]; все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим. Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова.» Ещё можно сослаться на слова Павла из послания римлянам: «Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Божие.» Однако, заповеди, относящиеся к взаимоотношениям между людьми применимы для соблюдения и не евреями.

Христиане хорошо знают слова, сказанные об Аврааме: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.» И на основании этого делается вывод, что важна только вера, а исполнение заповедей это законничество. Однако не часто (а если честно, то очень редко или почти никогда) не приходилось видеть, чтобы цитировалось другое место. А именно: «ЗА ТО, ЧТО ИСПОЛНЯЛ АВРАhАМ ВОЛЮ МОЮ И СЛЕДОВАЛ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЮ МОЕМУ, ИСПОЛНЯЯ ЗАПОВЕДИ МОИ, УСТАНОВЛЕНИЯ МОИ И ЗАКОНЫ МОИ». (Быт.26:5, Тора Сончино) Таким образом, можно сказать, что праотцам были известны заповеди Торы и они жили в соответствии с этими заповедями.


• Второй вопрос, связанный с Торой: что с ней делать? Надо ли и сейчас исполнять заповеди? Если исполнять, то кому и какие заповеди исполнять?

Есть несколько подходов к этому вопросу.

Иудеи исполняют те заповеди, которые к ним относятся и которые в настоящее время возможно исполнять. Так, в настоящее время невозможно исполнять все заповеди, связанные с Храмом и служением священников. При этом у иудеев не возникает вопроса, исполнять заповеди или нет.

В христианстве есть несколько подходов, но все они говорят примерно об одном. В самом крайнем подходе считается, что закон, то есть Тора, отменена, поскольку Иисус исполнил закон. В другом случае говорится, что закон конечно не отменён, поскольку Павел писал, что мы (то есть христиане) закон утверждаем. Но изучать заповеди не нужно, потому что Дух Святой действует в нас и мы исполняем закон даже не зная точно всех тонкостей. Эти подходы основываются, как мне кажется, на одном месте из посланий Павла, когда он пишет, что теперь мы не под законом, а под благодатью. Но сходятся эти подходы, в принципе, в одном - Тору изучать не нужно, нужно проявлять любовь и мы будем поступать так, как необходимо. Это одна крайность.

Другая крайность часто присуща тем, кто вышел из христианских общин и с головой окунулся в то, что они считают иудаизмом, выражается в том, что заповеди Торы в полном объёме следует исполнять всем верующим. Обоснования этому не совсем весомы и основываются только на том, что Бог дал заповеди, Тора это Божий закон, поэтому все должны все заповеди исполнять. Ещё делается упор на том, что у каждого человека какой-нибудь очень дальний предок может оказаться евреем. И тогда, если ты заповеди не исполняешь, Бог может спросить с тебя как с еврея.

Так что же делать христианам, которые евреями не являются? Исполнять всё или не исполнять ничего? Бытует мнение, основанное на послании Павла галатам (не вполне, впрочем, правильно понятым), что исполнять заповеди не то что не полезно, но и вообще не допустимо, поскольку можно потерять благодать или спасение. Но надо учитывать, что послание галатам было написано в связи особыми обстоятельствами, возникшими в галатийских общинах. И в связи с этими обстоятельствами слова Павла были вполне обоснованы. Однако, если их применять как универсальное учение, можно прийти к неверным выводам.

Если рассмотреть все 613 заповедей, можно заметить, что не все они относятся ко всем без исключения евреям. Например, простой еврей никак не мог исполнять заповеди, которые касались священников, служащих в Храме. Точно так же мужчина никак не мог исполнить специфические заповеди, касающиеся женщин. Человек, который никогда не владел рабами, не мог исполнять заповеди, регламентирующие эту сторону жизни. И, таким образом, не является правильным утверждение, что Иисус исполнил весь закон. (Вообще выражение «исполнить закон» не вполне корректное, поскольку закон, каким бы он ни был, предназначен для того, чтобы его исполнять всё то время, в течение которого закон действует.)

Если принять к сведению сказанное выше, можно прийти к выводу, что определённые группы людей, верующих в Единого Бога, должны исполнять заповеди, которые к ним относятся. Для евреев это те заповеди из 613, которые относятся к конкретному человеку и которые возможно исполнять в данное время. Так, сейчас евреи не могут исполнять те заповеди, которые относятся к Храму, поскольку последнего в настоящее время нет.

Те же, кто верит в Единого Бога, но евреями не являются, должны исполнять 7 законов, о которых говорилось выше.

Бытует мнение, что для христиан достаточно двух заповедей: о любви к Богу и о любви к ближнему. Эта позиция вполне обоснована, тем более, что эти две заповеди признаются важнейшими и в иудаизме. И всё было бы хорошо, но есть одно «но»: у каждого человека есть, наверное, своё понимание того, как любить Бога и как любить ближнего своего.
Похожий подход существует в иудаизме и по отношению к 10 речениям (10 заповедей). Мудрецы Торы говорят, что в десяти речениях содержится вся Тора, но вывести из них все заповеди, не зная Торы, невозможно. Поэтому Тору учить необходимо в любом случае. И учить не просто для того, чтобы иметь определённый набор знаний, но для того, чтобы учиться применять изученное в жизни.
Можно ещё раз подчеркнуть, что Тора является не просто набором заповедей, исполняя которые в точности, можно угодить Богу. Видно, что в Торе, Пятикнижии, содержится много описаний, начиная от описания сотворения мира, до историй жизни патриархов и истории народа Израиля. Заповеди появляются только в середине второй книги. И Тора призвана научить человека как жить, как поступать в ситуациях, которые в жизни могут возникнуть. И иногда необходимо совершать поступки, которые, вроде бы, идут вразрез с заповедями.


• Можно отметить ещё несколько моментов, связанных с Торой. Во-первых, надо сказать, что и сам Иисус, и его ученики, и Павел исполняли Тору. Павел ссылается на закон в послании коринфянам: «жены в церквах да молчат, ибо не разрешается им говорить, но пусть будут послушны, как и Закон говорит.» (1Кор.14:34) О себе Павел пишет: «…тогда как Павел говорил в свою защиту: я ни в чем не погрешил ни против Закона Иудейского, ни против храма, ни против Кесаря.» (Деян.25:8)
В этих словах Павла можно увидеть, что он был законопослушен и в отношении Торы, и в отношении законов Римской империи. Ещё одно свидетельство Павла приведено в конце книги Деяний. Там он свидетельствует о себе перед иудеями Рима.

«Было же через три дня, что он созвал тех, которые были первыми среди Иудеев, и когда они сошлись, он начал говорить им: я, мужи братья, не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, был, как узник, из Иерусалима предан в руки Римлян…» (Деян.28:17)

Упоминание Павлом отеческих обычаев говорит о том, что помимо Письменной Торы, Павел не нарушал также и Устную Тору, то есть те постановления мудрецов Торы, которые были выведены из Торы Письменной.

Об исполнении Павлом Торы говорит и описанная в 21-й главе история, когда по просьбе Иакова Павел совершил очищение в Храме, показав тем самым, что он продолжает жить по Торе.
Кроме того, в книге Деяний написано, что Павел обрезал Тимофея, поскольку мать того была иудейкой, то есть, Тимофей считался иудеем, хотя отец его был греком. В переводах причина такого поступка Павла указана как «ради иудеев», хотя при таком прочтении может возникнуть ощущение, что Павел лицемерил, поскольку учил об отмене закона, а сам поступал по закону. И это понимание, как правило, приводится для обоснования такого поступка Павла. Но надо отметить, что обрезание для иудея было отнюдь не косметической операцией. Обрезание это знак завета между Богом и народом Израиля. Кроме того, Павел не был моэлем, то есть специалистом по обрезанию. Ток что, скорее всего, Павел обрезал Тимофея «через иудеев», то есть прибёг к помощи моэля из синагоги в Листрах. К тому же греческое слово διά в других местах переводится в основном как «через».


• Во время общения на форумах и в социальных сетях я встречал некоторые воззрения, связанные с законом.

1. Закон дан для оправдания (или для спасения, согласно христианской терминологии). Однако, нигде в Торе не сказано, что закон предназначен для оправдания. Напротив, говорится, что закон дан для того, чтобы народу Израиля хорошо было на той земле, которую Бог даёт им. (напр. Втор.30:15-16) Можно в качестве примера привести Закон о дорожном движении. Понятно, что этот закон принят не для того, чтобы наживались дорожные полицейские, не для того, чтобы был повод оштрафовать водителя (хотя штрафы там тоже предусмотрены). Закон принят в первую очередь для безопасности на дорогах.

2. Закон невозможно исполнить. На вопрос, какие конкретно заповеди невозможно исполнить, следуют или невнятные словесные построения, или короткий ответ: «Ни одной». Но в таком случае следует признать, что Бог дал евреям заведомо неисполнимый закон. Но в таком случае Бог представляется садистом: дал закон, который невозможно исполнять и за неисполнение же наказывает свой народ. Думаю, что такое восприятие Бога совершенно неприемлемо.

3. Бог дал закон для того, чтобы евреи поняли, что они не в состоянии его исполнять и обратились к Спасителю. В этом варианте мы опять возвращаемся к пункту 2.

4. Бог дал закон, а через некоторое время увидел, что евреи его исполнить не могут. В этом варианте возражения связаны не с самим законом, Торой, а с восприятием свойств Бога. Дело в том, что хотя в Библии употребляются выражения «Бог увидел», «Бог узнал», «Бог услышал», тем не менее их нельзя воспринимать так же, как мы восприняли бы их по отношению к человеку. Если, допустим, выражение «я узнал» применить к человеку, то это понимается так: человек чего-то не знал, затем получил некую информацию и после этого стал что-то знать. Так как Бог по определению не имеет ни в чём недостатка, то неприемлемо такое понимание, что Бог может чего-то не знать.

5. Возможно, что есть ещё какие-то странные воззрения на Тору, но нельзя объять необъятного.


• Какие выводы можно сделать из всего изложенного?

Тора дарована народу Израиля для регулирования всех сторон жизни в земле Израиля. Жизнь по заповедям Торы должна была сделать народ Израиля тем народом, с которого все другие народы брали бы пример. Об этом, кстати, не один раз говорится в книгах пророков.
Верующим из народов необходимо соблюдать законы сыновей Ноя. Но если следовать тому пути, которому учил Иисус, то очень желательно изучать и применять в жизни заповеди Торы, регулирующие отношения между людьми. При этом не нужно пытаться исполнять заповеди, которые даны исключительно евреям: обрезание, шаббат, кашрут.
И главное, надо помнить, что мы исполняем заповеди не для спасения, не для получения награды, а исключительно из-за любви к Творцу.

© Александр Виноградов · 10 ноября 2015 г.

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Закон свободы

Сообщение FontCity » 19 мар 2020, 17:50

Недельная глава Торы «Мишпатим» — מִּשְׁפָּטִּים — «Законы».

Прочитая эту главу, сразу понимаешь, что речь идёт, если говорить современным юридическим языком, о гражданском и уголовном кодексе Торы. Если же говорить библейским или языком Иешуа, то идет речь о Евангелии Царствия, которое проповедовал Сам Спаситель.

Итак, народ Божий находился в рабстве Египта на протяжении столетий. Бог выводит их оттуда и уже на пятидесятый день, в день Пятидесятницы, не Моисей, а Бог дает им законы Царствия или же Евангелие Царствия Божия для народа Божия.

И если мы прочтем, то увидим, что эти законы даны для жития-бытия для уже спасенного народа, а не для спасения. Спасенному народу нужны Божии законы, а не неспасенному народу. Следовательно, житие-бытие по Божьему закону есть докозательство спасения, а не наоборот, как говорят некоторые, которые отвергают закон. Отвержение закона есть доказательство неспасения, доказательство его нахождения в рабстве греха. Вот как Пишет Апостол Иаков о законе:

Иак. 1:25 "Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии"

В греческом тексте мы читаем: склонившийся в закон совершенной свободы. Только вдумайтесь в эти слова Апостола.

Итак, Божий закон есть закон совершенной свободы, а не закон греха, как это говорят те, которых мне их жаль.

Исх. 21:1 "И вот законы, которые ты объявишь им"

В оригинале: הַמִּשְׁפָּטִים (mishpatim)
1. суд;
2. правосудие, справедливость, правда;
3. закон, устав; приговор, постановление (суда), осуждение.

То есть, эти законы даны для судебных инстанций, для судей, а не для самосуда.

Исх. 21:2 "если купишь раба Еврея, пусть он работает [тебе] шесть лет, а в седьмой [год] пусть выйдет на волю даром"

Первое, что бросается в глаза: если купишь. Не силой возьмешь, а купишь. Вопрос: где купишь? Ведь в Израиле никогда не было базара, где продавали рабов. Следовательно, идет речь о еврее, у которого были долги и он не был в состоянии их вернуть. Долги его покупались в судебной инстанции и должник отрабатывал долги не больше, чем шесть лет.

Исх. 21:3 "если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его"

А теперь посмотрите внимательно на эту ситуацию: "если он пришел один, пусть один и выйдет". Здесь ситуация как бы понятная, но вот дальше: а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его. Возникает вопрос: ведь должником является только муж, но никак не жена и дети. Как это понять? Вот как это понималось всегда в Божьем народе: то выйдет жена его с ним. Но кто ввел ее (продал ее в рабство), чтобы ей выходить (на свободу)? Однако Писание говорит о том, что купивший раба-иври обязан доставлять средства к жизни его жене и его детям [Мехильта: Кидушин 22а]. Вы представляете себе ситуацию? Тот, кто купил женатого должника, обязан был содержать семью должника.Его семья не оставалась на произвол судьбы, как это происходит и сегодня во всех христианских странах ,а была полностью на содержание хозяина должника. Даже сегодня в христианских странах таких законов нет.

В общем, что сказать? Читаешь и восхищаешься Божьим законом, Его мудростью и той совершенной свободой, которую Бог дал Своему народу в Его законе.

Христиане!!! Прислушивайтесь к совету Апостола Христа. В греческом тексте παρακύψας (паракЮпсас)

1. заглядывать;
2. присматриваться, всматриваться; перен. вникать, проникать.

Заглядывайте в закон, присматривайтесь, вникайте, проникайте в закон совершенной свободы. И кто будет исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

Шабат шалом.

© Vasile Croitoru · 22 февраля в 13:56
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Доброе наставление, а не жестокое предписание

Сообщение FontCity » 24 апр 2021, 05:56

"Толковать еврейское слово «Тора» как «закон» - всё равно, что переводить слово «отец» как «поборник дисциплины».Отец стоит за дисциплину, но он намного больше, чем просто поборник дисциплины. Точно так же и Тора - намного больше, чем «закон». Родительская тора — это свод учений, или инструкций, жизненных наставлений, чтобы воспитать и вырастить зрелых людей; поставить их на правильный путь. Такую же функцию Тора выполняет и по отношению к нам. Если ребенок послушен наставлениям и указаниям, он получает похвалу, благословение. Если ребенок нарушает инструкции вследствие непочтения или открытого неповиновения, он получает наказание, или нарушение функционирования. Однако если ребенок хочет следовать инструкциям из любви и послушания, но не оправдывает ожиданий родителей, его хвалят за усилия и дают наставления, как в следующий раз лучше исполнить инструкции. В отличие от этого, «закон» — это свод правил, неточное исполнение которых влечет наказание и не подразумевает наставление. Бог, будучи Отцом человечества, дает Своим детям Тору с теми же целями. Пс. 93:12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим (Торой)".

Равви Ральф Мессер.СТБМ.

https://facebook.com/100007021560434/po ... 226344068/
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Закон»