2От плеч своих был выше всего народа, т.е. головою выше других.
4 - 5 Ведя свое начало от равнины Ездрилонской, горы Ефремовы простираются по южной границе удела Ефремова до Иерусалима и здесь соединяются с горами Нулиными.
Шалиша, Шаалим, Цуф - местности вблизи г. Рамы Самуиловой (см. примеч. к 1 ст. I гл.).
6В этом городе, т.е. Раме Самуиловой.
Человек Божий - пророк Самуил.
Может быть, он укажет нам путь наш, по которому нам идти, чтобы найти потерянное (ст. 3).
7 - 8 Иные говорят (замечает блаж. Феодорит), что Самуил пророчествовал за деньги, заключая сие из сказанного Саулом: "Вот мы пойдем, а что принесем тому человеку?" - Но это только указание на Саулово предположение, а не на мздоимство пророка. Саул думал, что надобно принести что-либо Самуилу, как начальнику и пророку, однако же ничего не принес; между тем принят им был с великой благосклонностью. Немздоимство пророка показывают и слова его, сказанные (впоследствии) всему народу: "Вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, - у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, - и я возвращу вам. И отвечал народ: ты не обижал нас и не притеснял нас, и ничего ни у кого не взял" (1Цар 12.3-4). (Толк. на 1 Цар, вопр. 16). Четверть сикля серебра - немногим более 20 копеек.
12Сегодня у народа жертвоприношение на высоте: см. примеч. к 9 ст. VII гл.
13 Имеется в виду мирная жертва. См. примеч. к 4 ст. I гл.
16Ибо я призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня. Положение евреев около времени избрания ими царя было далеко не блестяще. С запада их неотразимо теснили филистимляне. Они успели захватить в свои руки некоторые укрепленные места (холмы) евреев, снабдив их собственными охранными отрядами (1Цар 10.5). Чтобы лишить евреев возможности выделывать оружие, филистимляне уничтожили в их земле всех кузнецов; так что даже для починки земледельческих орудий евреи должны были ходить к своим врагам, филистимлянам (1Цар 13.19-22). С востока угрожали аммонитяне.
18В воротах города.
20А об ослицах не заботься. Да и может ли заботиться исключительно о них тот, кому, по определению Божию, уже принадлежит все вожделенное во Израиле?
21 После междуусобной распри (Суд 19.1 - Суд 21.1) Вениаминово колено значительно сократилось в своем населении.