Поражение мадианитян. - Гибель Валаама. - Очищение воинов и добычи. - Раздел добычи.
1 - 4 Повеление об истреблении мадианитян дается согласно закону о наказании подстрекателей к идолослужению (Втор 13.6-10) и в целях гарантирования евреев от будущего опасного соседства.
6 Главным священником при войсках посылается сын первосвященника Елеазара Финеес, наглядно засвидетельствовавший свою ревность о славе имени Божия в момент увлечения народа языческим блуждением (Чис 25.6-8,10-13).
7«И убили всех мужеского пола», за исключением, конечно, тех, кто спасся бегством, или отсутствием в данной местности.
В кн. Суд 6.1; Суд 8.1 в числе народов, делавших нападение на израильтян, упоминаются и мадианитяне. Но после того, как «смирил» их Гедеон, «мадианитяне уже не стали поднимать своей головы» (Суд 8.28).
8 В кн. Нав 13.21, Евий, Рекем, Цур, Хур и Рева названы «князьями Сигоновыми», т.е. князьями царя Сигона, - вероятно по причине доминировавшего положения Сигона аморрейского в пределах южного Заиорданья (Чис 21.29).
17 - 18 Мальчики рассматриваются как вероятные продолжатели жизни своих отцов. Женщины, «познавшие мужа на мужеском ложе», - как постоянная возможность соблазна для евреев повторить свое ситтимское увлечение (Чис 25). Девочки, не оскверненные постыдными обрядами в честь Ваал-Фегора, могли быть перевоспитаны (по сравнительной мягкости своего характера) в среде благочестивых евреянок и впоследствии стать членами израильской общины.
19 - 24 Закон об очищении прикоснувшихся к человеческому трупу и предметам, имевшим соприкосновение с последним, изложен в ХIX гл.
Чис 25 - 31 Способ, каким разделена была мадианитская добыча (пополам между ходившими на войну и оставшимися в стане, при обозе), получил впоследствии силу всегдашнего закона (1Цар 30.24,25).
Воины, не участвовавшие в экспедиции, обязались сделать из полученной ими добычи вклад в скинию в размере 1/50 части добычи; принимавшие участие - в размере 1/500 части добычи. Первая часть добычи должна была поступить в пользование левитов, вторая - в пользование священников.
48 - 54«Приношение Господу», как начаток от добычи и как знак благодарности за благополучное окончание похода (ст. 32-46, 49). «Для очищения душ наших», осквернившихся убийством и прикосновением к убитым и их вещам.