Блужение израильтян в Ситтиме. - Поражение согрешивших. - Религиозная ревность Финееса. - Возвращение милости Божией к народу. - Повеление о мадианитянах.
1 - 3 «Ситтим» (Абель-Ситтим) - поле акаций.
Упоминается в кн. Чис 33.49 и в Нав 2.1; Нав 3.1.
Сладострастные оргии входили в число обрядов поклонения некоторым божествам халдейской религии, распространившейся в Финикии и Ханаане.
Зная грубочувственный характер еврейского народа, Валаам не сомневался, что вожделения (Чис 26.16; см. Иосиф Флавий Иуд. Древн. 4:6) чувственных удовольствий заставят израильтян забыть Иегову и соблудить в честь богов иных. «И начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и прилепился Израиль к Ваал-Фегору».
4«Всех начальников народа», согрешивших жертвами и блудом в честь языческого божества, «повесь пред солнцем», т.е. в промежуток времени до захода солнца: по закате солнца тела повешенных должны по закону убираться (Втор 21.22,23).
5«Судьям Израилевым» - начальствующим лицам в израильских коленах.
8«Пронзил их», следуя чувству ревности о славе имени Божия и указаниям закона о смертной казни идолопоклонников (Лев 20.2; Втор 13.8,9). «Право ревнования» - jus. zelotyparum - признается раввинским учением за каждым евреем в случаях опасности соблазна для народа (ср. Ин 2.14,17).
«И прекратилось поражение сынов Израилевых». Кроме казни преступников по приговору Моисея и судей, соблудивший народ был наказан, по-видимому, какой-нибудь опустошительной болезнью.
9 Апостол Павел считает (1Кор 10.8) погибших не 24, а 23 тысячи, держась иудейского предания, по которому тысяча людей умерли не от «язвы», а от меча по приговору Моисея и судей.
13 До первосвященника Илия первосвященство непрерывно находится в потомстве Финееса, сына Елеазара, сына Ааронова. При Илии первосвященство временно переходит из дома Елеазара в дом Ифамара (что Илий был из дома Ифамара, - доказывается тем, что в 3Цар 2.27 удаленный от первосвященства Авиафар назван потомком Илия; в 2Цар 8.17 Ахимелех назван сыном Авиафара, а в 1Пар 24.3 тот же Ахимелех называется потомком Ифамара); но при Соломоне первосвященник Садок вновь возвращает первосвященство дому Финееса. Потомство Садока дает Израилю первосвященников вплоть до Вавилонского плена.
Предание прибавляет, что (с кратким перерывом при Илии, а потом - при Давиде) потомство Финееса священнодействовало до времен самого великого Первосвященника (Властов).
18«За Фегора», т.е. за блужение в честь Ваал-Фегора.