Битва израильтян с ханаанским царем Арада. - Ропот народа. - Необыкновенное обилие ядовитых змей. - Медный змей. - Движение к пределам аморрейского царя Сигона. - Посольство к последнему с просьбой беспрепятственного пропуска. - Отказ. - Занятие Аморрейского царства. - Занятие Васана.
1 Маленькое царство Арада было расположено на юге Ханаана. Урочище, известное в настоящее время под именем «Тель-Арад», быть может, указывает на то место, где некогда существовал Арад.
2 - 3 Древнюю Хорму (или Цефаф, см. Суд 1.17) отождествляют с урочищем Ракхма, лежащим невдали от ущелья, ведущего из Вади-ель-Араба на возвышенность юго-восточной окраины Ханаана.
4«Путем Чермного моря» - «путем равнины от Елафа и Ецион-Гавера» (северная оконечность залива Акаба, Втор 2.8), имея слева - Идумею, справа - Аравийскую пустыню.
8«Взглянув на него» с верою исцеляющую силу всемогущего и всеблагого Господа. «Не вещию, - замечает премудрый, - зримою целяшеся, но слово Твое, Господи, исцеляющее вся. Милость Господня прихождаше и исцеляше их» (Прем 16.10-11,7). Преобразовательное значение медного змея ясно выражено в словах Спасителя: «Как Моисей вознес змию в пустыне, - так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3.14-15). Уясняя подробности прообраза, блаж. Феодорит замечает: «Как медный змей был изображением змиев, но не имел змеиного яда; так и Единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. Как угрызаемые змиями, взирая на медного змея, получали спасение; так и уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти, приобретая вечную жизнь» (Толк. на кн. Чис, вопр. 38).
Как непререкаемый памятник чудесного проявления милости Божией, медный змей сохранялся в народе до времени иудейского царя Езекии. Заметив склонность евреев к языческому обожанию памятника, Езекия приказал уничтожить змея (4Цар 18.4).
10 - 13 Пройдя с запада на восток (быть может ущельем Вади-ель-Ифм), в обход гор Едома, израильтяне поворачивают к северу-востоку по направлению к моавитским долинам, идя, по замечанию Еспина, той самой дорогой, по которой и ныне двигаются караваны из Мекки в Дамаск.
Из Чис 33.41-42 видно, что ранее, чем прибыть в Овоф, израильтяне имели станы в Салмане и Пуноне.
Полагают, что Овоф есть нынешнее урочище Ель-Ахса. Маленький ручеек Вади-ель-Ахса теперь составляет границу между двумя областями - Джебал и Керак, - как в древние времена служил, быть может, границей между Едомом и Моавом.
Относительно долины Заред кн. Втор 2.14-16 сообщают, что в пути между означенной долиной и Аром умерли последние израильтяне из того поколения, которое обречено было на смерть в пустыне.
Поток Арнон в настоящее время называется: в верховьях - Сеиль-ес-Саиде, в низовьях - Вади-Моджеб (Властов).
14«Книга браней Господних», т.е. книга, в которую записывались повествования о войнах народа Божия.
16 Колодезь Беер отождествляют с «колодцем Беер-Елим (колодезь витязей) в земле Моавитской» (Ис 15.8).
20Фасги - название одной из высот горного хребта Аварим.
24 Поток Иавок в настоящее время носит название «Зерка», т.е. «Голубой». Расстояние между Арноном и Иавоком 45 миль, или 68 верст.
25 - 26Есевон (Heshbon) находился на возвышенном плато, на одной параллели с устьем Иордана, в 20 милях (30 вопр.) к востоку от него. Развалины его еще и теперь носят название Есбон (Властов, Свящ. лет.).
29Хамос - языческое божество, чествовавшееся моавитянами, подобное Ваалу и Молоху.
30Медева, ныне Мадеба (упоминается в известной надписи моавитск. царя Меши), расположена в 4 милях (6 в.) к юго-востоку от развалин Есбона (Есевона, - Властов).
33 Царство Васан простиралось от потока Иавок на север, вдоль р. Иордана, до горы Ермон (Втор 3.8).