Тавера. - Народное недовольство по поводу отсутствия мяса, рыбы и некоторых видов растительной пищи. - Смущение Моисея. - Избрание LXX-ти старейшин, помощников пророка Моисея. - Наказанное вожделение; Киброт-Гаттаава. - Движение в Асироф.
1 Под «огнем Господним» в данном случае (ср. ст. 3) можно разуметь необыкновенно сильную молнию, посланную Богом в наказание роптавших, - подобно тому, как «огнем небесным», «огнем Божьим» молния названа в кн. Иова (Иов 1.16) и 4 кн. Цар (4Цар 1.10,12).
2 В полном списке станов Израиля (Чис 33 гл.) Тавера не встречается. Полагают, что это название приурочено было лишь к той части еврейского лагеря (в Киброт-Гаттаава, которая подверглась пожару).
7 По предположению одних, «бдолах» (ср. Быт 2.1) означает жемчуг (что подтверждается и позднейшим иудейским пониманием), по предположению других - род кристаллизовавшейся благовонной аравийской смолы светло-желтоватого цвета (LXX: το ειδος αυτου ειδος κρυσταλλου, слав.: яко вид кристалла).
10 - 15 Явная неблагодарность и постоянный ропот народа не могли не влиять даже на такого крепкого духом человека, каким был Моисей: ведь и Моисей, замечает блаж. Феодорит, был не пророк только, но и человек (Толк. на кн. Чис, вопр. 19).
В качестве постоянных помощников пророку Моисею по управлению народом в духе богодарованного закона Господь повелевает вождю избрать из старейшин Израиля 70 человек и, когда те были избраны и, согласно Его повелению, приведены к скинии, - наделяет их Духом Святым.
По мнению христианских экзегетов, 70 избранных и одаренных Духом Божиим старейшин послужили началом специально пророческого служения в еврейском народе и образцом для тех пророческих школ, которые приготовили вдохновенных истолкователей и неумолимых стражей закона Божия на протяжении всей ветхозаветной истории.
По еврейскому преданию, 70 старейшин, помощников Моисея, послужили прототипом для создания верховного Синедриона.
20«Пока не сделается для вас отвратительным»: по греческому тексту (LXX) - «χολεραν»; по переводу Симмаха - «несварением».
21 - 22 Моисей недоумевает относительно того способа, каким может быть осуществлено обетование божественного всемогущества.
25«Пророчествовать» на библейском языке не всегда означает «предсказывать». В данном случае, как и нередко в Библии (напр., 1Цар 10.5,6,10,13; 1Цар 19.20), выражение «пророчествовать» можно понимать в смысле - прославлять Бога и Его чудные дела в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает, разумеется, особенный подъем духовных сил человека. С временным прекращением этого подъема старейшины переставали и «пророчествовать».
26 Двое из 70 избранных старейшин могли не явиться к скинии по случаю какой-нибудь законной нечистоты или болезни, оставаясь внутренне достойными сообщения им Духа Божия.
31 Стаи птиц, несомых ветром в таком количестве, что они затмевали собою солнце, были неоднократно наблюдаемы путешественниками.
33«Язва», т.е. какая-нибудь резко выраженная желудочная болезнь, как последствие неумеренного потребления испортившегося от лежания мяса, к тому же после продолжительной диеты. См. прим. к 20 ст.
34 - 35 Станы Киброт-Гаттаава и Асироф отыскивают на с.-в. от Синая.
Вообще нужно заметить, большинство географических предположений, отождествляющих пункты еврейских остановок с известными ныне местностями, суть не более, как только предположения. Известно лишь главное направление движения еврейских полчищ. Из сборного египетского пункта Раамсеса евреи двинулись на восток, по направлению к северной оконечности Суэзского залива, где совершился известный переход «через Чермное море». По выходе из моря и вступлении на Синайский полуостров, пошли на юг, по направлению к группе Синайских гор, придерживаясь западного берега полуострова. От группы Синайских гор пошли на с.-в., по направлению к северной оконечности залива Акаба. Отсюда - на север, к южный пределам Ханаана (Кадас-Варни). После известного осуждения на 40-летнее странствование - обратное возвращение в пустыни Синайского полуострова; новое прибытие в Кадес-Варни; обходное движение около юго-восточного угла земли обетованной; занятие восточного Заиорданья; расположение близ Иерихона; занятие Ханаана.