Вторая половина речи Елифаза. 1-7. Упорство Иова, продолжающийся с его стороны ропот может навлечь на него божественный гнев. 8-27. Иов должен смириться пред Богом, под этим условием изменится его судьба, - он будет награжден.
1 "Святые", т.е. ангелы (Иов 15.15; Пс 88.7-8; Дан 8.13) нечисты в очах Божиих (Иов 4.18); следовательно, они не могут допустить мысли о безгрешности низшего по сравнению с собою существа - человека. Поэтому ни один из них не поручится и за него, Иова, за его невинность, незаслуженность наказаний. У Иова нет защитников ни среди людей (Иов 4.7-9), ни среди небожителей.
2 Если же, несмотря на это, он будет роптать, проявлять нетерпеливость, то его постигнет участь глупца, призывающего на себя своим ропотом божественный гнев (ср. Еккл 10.4). Дальнейшее (ст. 8) описание "глупца" теми же чертами, что и нечестивого (Пс 36.35-6), дает понять, что под глупцом Елифаз разумеет грешника.
3 Примеры гибели нечестивых известны Елифазу. Неоднократно наблюдая ее, он имел возможность предсказать ожидающее грешника несчастье ("проклял день его") даже в то время, когда еще не было на лице очевидных признаков бедствия, - когда "грешник укоренялся" (ср. Пс 36.35-36), находился в поре силы, могущества.
4 - 5 Проявлением его благоденствия, счастья служат дети и имущество (Иов 21.8 и д.). Но первые с течением времени подвергаются наказанию со стороны представителей правосудия ("будут бить у ворот", - Быт 34.20; Втор 22.24; Притч 22.22; Ам 5.10), второе расхищается: жатвою, защищенною от разграбления изгородью из терна ("из-за терна возьмет ее") пользуются неимущие, голодные (ср. Пс 36.25), а всем имуществом - "жаждущие", т.е. такие или иные грабители (Иов 18.19).
6 - 7 Наблюдаемые Елифазом случаи гибели грешника дают ему право установить то общее положение, что причина страданий и бедствий - не вне человека, а в нем самом. Его природа такова ("человек рождается на страдание"), что он совершает преступление, за которым неизбежно следует возмездие. Данное свойство так же неотъемлемо у человека, как у искры - свойство подниматься вверх (евр. "решеф" употребляется и переводится в различных, значениях: в Пс 77.48 - словом "молния", в Пс 75.4 - "стрелы"; "решеф". Втор 32.24 и Авв 3.5 LXX, Онкелос, Акила и Симмах передают словом "птица". Последнее значение усвояют данному выражению греческое и славянское чтение настоящего стиха: "птенцы суповы", т.е. "коршуна").
8 Если в природе человека коренится склонность к греху, то Иову не составляет особенного труда сознаться в своей греховности пред Богом и просить у Него прощения. Так рассуждения 6-7 ст. подготовляют положение 8: вместо того, чтобы роптать, Иов должен смириться и обратиться к Богу.
9 - 16 Ближайшим побуждением к такому обращение, обеспечивающим его успех, является мысль, с одной стороны, о благости и милосердии Божием по отношению к несчастным, а с другой - о тех наказаниях, которыми Господь поражает всех гордых, противящихся Ему.
10 - 11 Господь, орошающий водами землю (Пс 103.10-13; Пс 146.8; Иер 14.22) и превращающий пораженные засухой местности в продородные (ср. Пс 106.35-36), превращает людские страдания и горесть в радость (1Цар 2.7-8).
12 - 14 Бог - отмститель гордых, уповающих на свою силу. Он обращает в ничто их намерения и предприятия, так что "руки их не довершают предприятия", буквально с еврейского: "не сделают ничего прочного". (Еврейское слово "тушийа", переведенное в настоящем случае выражением "предприятие", в трех других местах кн. Иова передается различно: в Иов 6.13 - "опора", в Иов 11.6 - "следовало бы понести", в Иов 12.6 - "премудрость". Производимое экзегетами от арабского глагола "йаса" - "твердо стоять, быть постоянным", "тушийа" означает: "твердость, постоянство, прочное счастье, успех"). Нечестивые гибнут от собственного лукавства (ст. 12-13; ср. 2Цар 17.1-7,14,23; 1Кор 3.20), их успешно начатые дела встречают впоследствии неустранимые препятствия, влекущие за собою гибель (ст. 14; ср Втор 28.29; Пс 34.5; Иер 23.12).
15 - 16 Господь - защитник угнетенных и бедных (ст. 15; ср. Пс 56.5; Пс 63.4), спасающий их от вреда, наносимого им сильным словом и делом (ср. Пс 106.42).
17 - 27 Применение мыслей 9-16 ст. к Иову.
17 - 18 Из связи второй половины ст. 17 с первою видно, что Бог вразумляет человека наказаниями. Вразумление состоит в том, что наказуемый не раздражается, подобно глупцу (ст. 2), а приходит к сознанию своей греховности, смиряется пред Богом. Результатом этого и является блаженство, счастье вразумляемого. Бог смиренных возвышает и спасает; подобный же удел ожидает и вразумившегося. Бог, нанесший ему раны, Сам и исцелит их (ст. 18 ср. Втор 32.39; Плач 3.32; Ос 6.1). Имея в виду спасительные последствия вразумления, Иов не должен противиться постигшим его бедствиям (Притч 3.11; Евр 12.5), роптать и раздражаться, как это делал до сих пор.
19 Если Иов последует совету Елифаза, то Господь спасет его от бедствий неограниченное число раз ("шесть-семь" - Притч 6.16; Притч 30.15,18).
20 - 23 Господь избавит его от смерти, причиняемой голодом и мечом; от вреда, наносимого языком клеветников (21 ст. ср. 15-16; Пс 56.5; Пс 63.4; Сир 28.20 и д., Сир 51.3); от враждебных отношений неодушевленной и одушевленной природы: камни не будут вредить плодородию его полей (4Цар 3.19; Ис 5.2), а дикие звери ему самому и его стадам (Лев 26.22; Втор 32.24; 3Цар 20.36; 4Цар 2.24; Иез 5.17; Иез 14.21; Ос 2.20).
24 - 26 Иов будет награжден благами характера положительного.
24 Не тревожимый ни людьми, ни внешнею природою, он будет наслаждаться миром: "шатер твой в безопасности" и избытком во всем: "будешь смотреть за домом твоим и не согрешишь", точнее, "не найдешь недостатка", так как евр. "лотехета", переведенное выражением "не согрешишь", происходит от глагола "хата" - "иметь недостаток", "промахиваться" (Суд 10.16; Притч 19.2).
25 - 26 Взамен умерших детей у него будет многочисленное, как трава (Пс 143.12), потомство, и сам он умрет в глубокой старости, пресыщенный днями.