Четвертая речь Елиуя. 1-33. Бог поражает человека страданиями, чтобы предохранить от греха и побудить к покаянию.
2 Молчание Иова дает Елиую повод обратиться к нему с просьбою о продлении его, так как он имеет сказать в защиту Бога еще нечто иное, более лучшее ранее им сказанного.
3 - 4 Новые рассуждения Елиуя заимствуются из отдаленной области, - из действий Творца в истории человечества и природе ("издалека" = евр. "лемерахок", ср. Иов 39.29; Ис 37.26) и, отличаясь безусловною справедливостью, всецело соответствуют своему назначению оправдать Бога.
5 В буквальном переводе с еврейского данный стих должен читаться так: "Бог могуществен и не презирает никого. Он могуществен силою сердца". Принимая во внимание заявление Иова, что божественное всемогущество переходит в произвол, нарушающий требования правды (Иов 9.4-12), Елиуй утверждает, что при всем своем всемогуществе Бог не попирает ничьих прав, - "не презирает никого". Причина и объяснение этого в том, что Его могущество - чисто духовное: "Он могуществен силою сердца", т.е. разума. В силу этого он обладает способностью различить правду от несправедливости и водворить повсюду мудрый порядок (ср. Иов 12.13).
6 - 15 Примеры беспристрастного правосудия из истории человечества.
6 - 7 Обладая полнотою духовных сил, Бог и среди людей поддерживает духовное совершенство: не допускает торжества зла (ст. 6; ср. Иов 34.19) и охраняет добро, - "не отвращает очей" ("праведников посаждает на престол" ср. 1Цар 2.8; Пс 112.7-8; Пс 112.12).
8 - 10 Не нарушается Божественное Правосудие и страданиями праведников, будут ли это цепи в буквальном смысле, - превращение прежних царей в узников, или же всякого рода бедствия ("узы бедствий" - ср Иов 13.27; Ис 28.22, Пс 106.10 и д.). Они вызываются впадением праведников в грех, несмотря на божественные предостережения ("потому что умножились", буквально: "потому что они поступали гордо" ср. Иез 33.13,18), и направляются к исправлению, - просветлению рассудка и совести ("открывает ухо", ср. Иов 33.10) и укреплению воли ("отстали от нечестия", евр. "овен" = ничтожество, грех слабости; ср. Иов 13.10; 1Ин 1.9).
11 - 12 Двоякий результат страданий: раскаяние возвращает впавшему в грех прежнее благополучие (ср. Ис 1.19; Иез 33.14-16), а при нераскаянности бедствия доводят человека до гибели (Иез 33.13; Ис 1.20), он умирает "в неразумии", - греховности (по кн. Притчей, глупость - синоним нечестия, греховности).
13 - 14 В то время как в согрешившем праведнике несчастья могут возбудить раскаяние, нечестивых (синодальное "лицемеры") они приводят в состояние ожесточения, раздражения (ср. Иов 5.2), при котором не может быть молитвенного обращения к Богу. В наказание за это они умирают в юности (ср. Иов 5.26) и проводят такую же позорную жизнь, как "кедешим" ("effeminati" Vulg.), - официальные блудники, посвятившие себя гнусному служению в честь языческих богов (Втор 23.18; 3Цар 14.24; 3Цар 15.22; 3Цар 22.47).
15 - 16 Применение сказанного к Иову. Спасая страждущего праведника, Господь подобным же образом поступил бы и с раскаявшимся Иовом: избавил бы от бедствий ("вывел бы из стеснения на простор", ср. Пс 4.2; Пс 17.20; Пс 117.5; Пс 118.45) и возвратил бы прежнее счастье, богатство: "поставляемое на стол твой было бы наполнено туком" (ср. Пс 21.27; Пс 22.5; Притч 9.2).
17 - 18 Сомнение в исполнимости только что сказанного. Ввиду греховного настроения Иова ("преисполнен суждениями нечестивых", ср. Иов 34.7), проявляющегося в нечестивых речах, которые навлекают божественный гнев ("суждение и осуждение близки"), Елиуй сомневается в исполнимости своих обещаний и потому предостерегает Иова от излишней раздражительности, могущей привести к оскорблению Бога, "Пусть гнев не вовлечет тебя в оскорбление" (буквальный перевод первой половины 1 в ст.; ср. ст. 13; Иов 34.37), и советует терпеливо переносить страдания, которыми он может искупить себя ("пусть величие выкупа не отвращает тебя от раскаяния", - вторая половина 18 ст.).
19 Неудовлетворительность синодального чтения доказывается упоминанием о богатствах, которые Иов готов предложить в качестве выкупа. Все его имущество погибло, следовательно, не может быть и речи о нем, как существующем. Правильным чтением данного стиха признается следующее: "твои вопли выведут ли тебя из несчастия, а равно и все усилия твоего могущества?" Побуждением последовать совету Елиуя (ст. 18) является бесполезность в деле избавления от несчастия воплей Иова (ср. Иов 19.7), а равно и обращения к силе (ср. 9:19). Спасти Иова может лишь тот путь раскаяния, смирения пред Богом, который указывается его другом.
20 К числу таких воплей принадлежит неоднократное страстное ("не желай", буквально "не вздыхай"; ср. Иов 7.2) требование "ночи", т.е. божественного суда (Иов 34.20,25; Иов 35.10; ср. Иов 13.18 и д.; Иов 16.21; Иов 23.3 и д.) В деле оправдания Иова оно бесполезно, так как эта "ночь", суд кончается гибелью целых народов ("истребляются", буквально - "уносятся, как прах", ср. Пс 1.4; Ис 5.26); уцелеют ли же в это время отдельные личности?
21 Противополагая "нечестию" "страдание", Елиуй, очевидно, разумеет под первым ропот на Бога, нетерпеливое перенесение бедствий. Ввиду бесполезности, даже явного вреда от подобного настроения он еще раз и советует Иову прекратить его, смириться пред правосудным Богом.
22 - 33 Явления видимой природы, - откровение божественного всемогущества и премудрости, - как доказательство Божественного Правосудия. Введением в этот новый ряд мыслей служат ст. 22-25, из которых первый начинается в качестве начала нового отдела выражением "вот" (ср. ст. 5).
22 Бог - всемогущий, верховный правитель, и потому Его нельзя упрекнуть ни в одном из действий (ср. Иов 34.17-18). Еврейские "море", передаваемое в синодальном тексте, равно в Таргуме, Пешито и у новейших гебраистов, - Делича и др., выражением "наставник", следует, кажется, по смыслу самого стиха перевести словом "правитель", "βυναοτης" - LXX.
23 В качестве верховного правителя Бог не нуждается в постороннем руководительстве ("кто укажет", точнее - "кто Ему предписал пути Его"? ср. Иов 34.13,33), и Его действия, определяемые исключительно личным всесовершенным сознанием и волею, не подлежат обвинению в несправедливости.
24 - 25 Всесовершенные по характеру они должны вызывать со стороны Иова не порицание, осуждение (ср. Иов 12.15), а восхваление. Свою хвалебную песнь он обязан присоединить к таковым же песнопениям (Пс 103.33) других людей ("дела, которые воспеты другими людьми", вместо неправильного синодального: "дела, которые люди видят"), видящих дела Божии "издали", смотрящих на них с почтением.
26 Чувство подобного рода вызывается прежде всего неисследимостью существа Божия, а отсюда и дел божественных, что объясняется в свою очередь Его вечностью. Вечный, он не может быть постигнут ограниченным умом человека.
27 Показателями величия Божия, - мудрости и всемогущества, служит атмосферическое явление дождя. Бог "собирает", буквально "привлекает" (евр. "йегара"; ср. Иов 15.8) "капли воды". Силою Его всемогущества и премудрости носящиеся над земною поверхностью испарения поднимаются вверх, превращаются здесь в капли и падают на землю в виде дождя "при Его паре" (евр. "леедо", ср. Быт 2.6; синодальное "во множестве"), т.е. в то время, когда воздушное пространство наполнено созданным Богом паром. В дождь превращаются не все испарения, а только часть их; он дается облаками, изливающими воду на пользу людей.
29 Величие Божие сказывается далее в том способе, которым распростираются (ср. Пс 103.2; Пс 104.29; Иез 27.7) в атмосферических областях облака, и в происходящем же среди тех же облаков ("шатер", ср. Пс 17.12) громе.
30 Дающий знать о Себе этим последним, Бог распоряжается также молнией, которая во время грозы прорезывает облака и освещает океан до самых "корней его", до самой глубины.
31 Из своего жилища Бог является как в роли судьи, так и в положении благодетеля, дает дождь, поддерживает растительность и тем поставляет пищу.
32 - 33 Свой суд Он осуществляет при посредстве повинующейся Ему молнии, направляя ее против Своих врагов (ср. Пс 10.6; Пс 17.14 и д.; Прем 19.12), а страшную силу суда сознают даже неразумные животные, - намек на их беспокойство перед наступлением грозы.