Энциклопедия Никифора (28)

Толковая Библия Лопухина (66)

Бытие (глав: 51)

Исход (глав: 41)

Левит (глав: 28)

Числа (глав: 37)

Второзаконие (глав: 35)

Иисус Навин (глав: 25)

Судьи (глав: 22)

Руфь (глав: 5)

1-я Царств (глав: 32)

2-я Царств (глав: 24)

3-я Царств (глав: 23)

4-я Царств (глав: 25)

1-я Паралипоменон (глав: 30)

2-я Паралипоменон (глав: 37)

Ездра (глав: 11)

Неемия (глав: 13)

Есфирь (глав: 11)

Иов (глав: 43)

Псалтирь (глав: 152)

Притчи Соломона (глав: 32)

Екклесиаст (глав: 13)

Песнь песней (глав: 9)

Исаия (глав: 67)

Иеремия (глав: 53)

Плач Иеремии (глав: 6)

Иезекииль (глав: 49)

Даниил (глав: 15)

Осия (глав: 15)

Иоиль (глав: 4)

Амос (глав: 10)

Авдий (глав: 2)

Иона (глав: 5)

Михей (глав: 8)

Наум (глав: 4)

Аввакум (глав: 4)

Софония (глав: 4)

Аггей (глав: 3)

Захария (глав: 15)

Малахия (глав: 5)

От Матфея (глав: 29)

От Марка (глав: 17)

От Луки (глав: 25)

От Иоанна (глав: 22)

Деяния (глав: 29)

Иакова (глав: 6)

1-е Петра (глав: 6)

2-е Петра (глав: 4)

1-е Иоанна (глав: 6)

2-е Иоанна (глав: 2)

3-е Иоанна (глав: 2)

Иуды (глав: 2)

Римлянам (глав: 17)

1-е Коринфянам (глав: 17)

2-е Коринфянам (глав: 14)

Галатам (глав: 7)

Ефесянам (глав: 7)

Филиппийцам (глав: 5)

Колоссянам (глав: 5)

1-е Фессалоникийцам (глав: 6)

2-е Фессалоникийцам (глав: 4)

1-е Тимофею (глав: 7)

2-е Тимофею (глав: 4)

Титу (глав: 3)

Филимону (глав: 2)

Евреям (глав: 14)

Откровение (глав: 23)

Библейский словарь Вихлянцева (27)

Толковая Библия Лопухина
(1904-1913, С.-Петербург)

Книга Иова

◄◄ | | Глава | | ►►

Глава 24

Вторая половина ответной речи Иова. 1-25. Безнаказанность разного рода грешников; примеры этого.

1 Как загадочны страдания праведников, так точно не понятна безнаказанность нечестивых. Так как еврейский глагол "цафан" ("ло ницпену" = "почему не сокрыты" синодального чтения) употребляется для выражения мысли о сбережении, сохранении Богом заслуженного наказания (Иов 21.19), то, очевидно, под "днями и временами" разумеются дни божественного мщения и суда над грешниками (Иез 30.3). Эти дни "не сокрыты от Вседержителя", точнее и яснее, не сохраняются Богом, - их не существует; и потому "знающие Его", - праведники (Иов 18.21; Пс 35.11) не видят проявления Божественного Правосудия по отношению к грешникам (ср. Иов 22.19).

2 - 4 Первый ряд примеров, доказывающих, что на земле царит достойное проклятия, но тем не менее не караемое притеснение слабых сильными.

2 Наказанию подлежат прежде всего "передвигающие межи", - отнимающие у других земельную собственность путем передвижения границ, отделявших владения одного лица от владений другого (Втор 19.14; Втор 27.17; Притч 22.28; Притч 23.10-11; Ос 5.10). Безнаказанными остаются и грабители (ср. Иов 20.19), настолько в силу этого смелые и беззастенчивые, что безбоязненно пасут на глазах у всех угнанный ими скот.

3 Даже обидчики вдов и сирот, несмотря на обещание Божие защищать этих последних (Исх 22.22-24; Пс 67.6), не получают возмездия.

4 Притеснения доходят до того, что бедные лишаются возможности ходить по дорогам и принуждены скрываться. По свидетельству кн. Судей, подобное состояние испытывали евреи во время Самегара от вторжения филистимлян (Суд 5.6; ср. Иов 3.31). Это обстоятельство делает довольно правдоподобным предположение некоторых экзегетов (Делима и др.), что в настоящем и дальнейших стихах идет речь о тех первобытных племенах, населявших землю Уц, владения которых были отняты вторгнувшимися в их страну завоевателями. Что касается вторжения, то оно известно друзьям Иова (Иов 15.19).

5 - 12 Описание состояния порабощенных племен.

5 Их жизнь напоминает жизнь животных и по месту ("как дикие ослы в пустыне", - Иов 6.5; Иов 11.12; Иов 39.5 и д.) и по пище. Ею служат степные травы, корни и ягоды растений (ср. Иов 30.4), которые собираются ими для рано чувствующих голод детей, почему они и выходят на дело свое" (ср. Пс 103.23) ранним утром.

6 Приготовив пищу для детей, они отправляются для добывания собственного пропитания на поля своих поработителей богачей. Им является предназначенный для скота корм ("белило", ср. Иов 6.5) и уцелевшие после настоящего сбора виноградные ягоды.

7 - 8 Сходство с животными восполняется отсутствием одежд и жилищ (ср. Иов 30.6) и беззащитностью от вредных действий атмосферы.

9 - 11 После описания участи порабощенных племен, Иов возвращается от перечислений остающихся без наказания злодеяний. Они состоят в том, что сильные отнимают у слабых грудных детей для обращения их в рабство (ср. Иов 31.17-18), берут залоги с нищих и, пользуясь их несостоятельностью, заставляют работать на своих полях, причем даже не кормят, - лишают того, в чем нельзя отказывать животным (Втор 25.4; 1Тим 5.18). - "Голодных кормят колосьями", буквально: "они голодны и носят снопы". Равным образом, когда даровые рабочие притеснителей "между стенами выжимают", т.е. под строгим надзором, оливковое масло и "топчут" виноград, то им не позволяется утолить жажду.

12 Превратив одну часть коренного населения в рабство, другую поработители избили. Кровь убитых требует отмщения, но Бог не обращает на это внимания.

13 - 16 Особого рода преступники, совершающие свои дела под покровом ночи, дети ее, враги света (ср. Рим 13.12). К ним относятся, во-первых, убийцы, встающие "с рассветом", точнее "пред рассветом" (евр. "лайор"), когда преступлению благоприятствует полумрак; во-вторых, прелюбодеи, ждущие темноты вечера (Притч 7.8-9) и для большей безопасности закрывающие свое лицо, и, наконец, воры, легко подкапывающиеся под стены восточных домов, благодаря отсутствию у них фундамента.

17 Убийцы, прелюбодеи и воры избегают света, он для них ужасен, как ужасна сень смертная. Днем им грозит опасность быть открытыми и наказанными.

18 - 21 Данные стихи содержат описание гибели грешника, чего до сих пор не признавал Иов Ввиду этого большинство экзегетов видит в них изложение взгляда друзей, к которому сам страдалец относится иронически. И действительно, в противном случае Иов впадает в странное самопротиворечие (ср. ст. 12). По тексту LXX, Вульгаты и Пешито гибель грешника представляется Иову только желательною.

18 Нечестивый "легок на поверхности воды", - его счастье не имеет постоянства, так же быстро проходит, как быстро уносится водою легкий предмет (ср. Иов 9.26; Ос 10.7); его имущество подвергается проклятию (Иов 5.3; Иов 18.15,20), и он не может наслаждаться миром и спокойствием: "не смотрит на дорогу садов виноградных" (ср. 3Цар 4.25; Мих 4.4; Зах 3.10).

19 Удел грешника - неотвратимая гибель, подобная неизбежному исчезновению снега под влиянием жары (ср. Иов 6.16-17; Пс 67.3).

20 - 21 И подобною судьбою он ни в ком не вызывает сострадания: его забывают самые близкие ему люди, - мать, и память о нем совсем исчезает (ср. Иов 18.17).

22 - 24 Взгляду друзей Иов противополагает свой собственный.

22 В течение своей жизни нечестивый проявляет такое могущество, что его страшатся даже сильные.

23 Сам Бог помогает беззаконникам. Он видит их злодеяния и тем не менее дает все, служащее к безопасности.

24 Опираясь на свою силу (ст. 22), подкрепляемые божественною помощью, нечестивые достигают наивысшего могущества, а затем умирают такою же смертью, как и все остальные люди. - "Как верхушки колосьев срезываются". Намекая на восточный обычай срезывать при жатве верхушки стебля и оставлять солому на корне, Иов хочет сказать, что стебли и корень нечестивого - его потомство - продолжает существовать, не исчезает, как утверждают друзья (ср. Иов 15.32; Иов 18.19).

25 Взгляд Иона не может быть опровергнут.




Глава 24

SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011