Вторая половина ответной речи Иова. 1-25. Безнаказанность разного рода грешников; примеры этого.
1 Как загадочны страдания праведников, так точно не понятна безнаказанность нечестивых. Так как еврейский глагол "цафан" ("ло ницпену" = "почему не сокрыты" синодального чтения) употребляется для выражения мысли о сбережении, сохранении Богом заслуженного наказания (Иов 21.19), то, очевидно, под "днями и временами" разумеются дни божественного мщения и суда над грешниками (Иез 30.3). Эти дни "не сокрыты от Вседержителя", точнее и яснее, не сохраняются Богом, - их не существует; и потому "знающие Его", - праведники (Иов 18.21; Пс 35.11) не видят проявления Божественного Правосудия по отношению к грешникам (ср. Иов 22.19).
2 - 4 Первый ряд примеров, доказывающих, что на земле царит достойное проклятия, но тем не менее не караемое притеснение слабых сильными.
2 Наказанию подлежат прежде всего "передвигающие межи", - отнимающие у других земельную собственность путем передвижения границ, отделявших владения одного лица от владений другого (Втор 19.14; Втор 27.17; Притч 22.28; Притч 23.10-11; Ос 5.10). Безнаказанными остаются и грабители (ср. Иов 20.19), настолько в силу этого смелые и беззастенчивые, что безбоязненно пасут на глазах у всех угнанный ими скот.
3 Даже обидчики вдов и сирот, несмотря на обещание Божие защищать этих последних (Исх 22.22-24; Пс 67.6), не получают возмездия.
4 Притеснения доходят до того, что бедные лишаются возможности ходить по дорогам и принуждены скрываться. По свидетельству кн. Судей, подобное состояние испытывали евреи во время Самегара от вторжения филистимлян (Суд 5.6; ср. Иов 3.31). Это обстоятельство делает довольно правдоподобным предположение некоторых экзегетов (Делима и др.), что в настоящем и дальнейших стихах идет речь о тех первобытных племенах, населявших землю Уц, владения которых были отняты вторгнувшимися в их страну завоевателями. Что касается вторжения, то оно известно друзьям Иова (Иов 15.19).
5 - 12 Описание состояния порабощенных племен.
5 Их жизнь напоминает жизнь животных и по месту ("как дикие ослы в пустыне", - Иов 6.5; Иов 11.12; Иов 39.5 и д.) и по пище. Ею служат степные травы, корни и ягоды растений (ср. Иов 30.4), которые собираются ими для рано чувствующих голод детей, почему они и выходят на дело свое" (ср. Пс 103.23) ранним утром.
6 Приготовив пищу для детей, они отправляются для добывания собственного пропитания на поля своих поработителей богачей. Им является предназначенный для скота корм ("белило", ср. Иов 6.5) и уцелевшие после настоящего сбора виноградные ягоды.
7 - 8 Сходство с животными восполняется отсутствием одежд и жилищ (ср. Иов 30.6) и беззащитностью от вредных действий атмосферы.
9 - 11 После описания участи порабощенных племен, Иов возвращается от перечислений остающихся без наказания злодеяний. Они состоят в том, что сильные отнимают у слабых грудных детей для обращения их в рабство (ср. Иов 31.17-18), берут залоги с нищих и, пользуясь их несостоятельностью, заставляют работать на своих полях, причем даже не кормят, - лишают того, в чем нельзя отказывать животным (Втор 25.4; 1Тим 5.18). - "Голодных кормят колосьями", буквально: "они голодны и носят снопы". Равным образом, когда даровые рабочие притеснителей "между стенами выжимают", т.е. под строгим надзором, оливковое масло и "топчут" виноград, то им не позволяется утолить жажду.
12 Превратив одну часть коренного населения в рабство, другую поработители избили. Кровь убитых требует отмщения, но Бог не обращает на это внимания.
13 - 16 Особого рода преступники, совершающие свои дела под покровом ночи, дети ее, враги света (ср. Рим 13.12). К ним относятся, во-первых, убийцы, встающие "с рассветом", точнее "пред рассветом" (евр. "лайор"), когда преступлению благоприятствует полумрак; во-вторых, прелюбодеи, ждущие темноты вечера (Притч 7.8-9) и для большей безопасности закрывающие свое лицо, и, наконец, воры, легко подкапывающиеся под стены восточных домов, благодаря отсутствию у них фундамента.
17 Убийцы, прелюбодеи и воры избегают света, он для них ужасен, как ужасна сень смертная. Днем им грозит опасность быть открытыми и наказанными.
18 - 21 Данные стихи содержат описание гибели грешника, чего до сих пор не признавал Иов Ввиду этого большинство экзегетов видит в них изложение взгляда друзей, к которому сам страдалец относится иронически. И действительно, в противном случае Иов впадает в странное самопротиворечие (ср. ст. 12). По тексту LXX, Вульгаты и Пешито гибель грешника представляется Иову только желательною.
18 Нечестивый "легок на поверхности воды", - его счастье не имеет постоянства, так же быстро проходит, как быстро уносится водою легкий предмет (ср. Иов 9.26; Ос 10.7); его имущество подвергается проклятию (Иов 5.3; Иов 18.15,20), и он не может наслаждаться миром и спокойствием: "не смотрит на дорогу садов виноградных" (ср. 3Цар 4.25; Мих 4.4; Зах 3.10).
19 Удел грешника - неотвратимая гибель, подобная неизбежному исчезновению снега под влиянием жары (ср. Иов 6.16-17; Пс 67.3).
20 - 21 И подобною судьбою он ни в ком не вызывает сострадания: его забывают самые близкие ему люди, - мать, и память о нем совсем исчезает (ср. Иов 18.17).
22 - 24 Взгляду друзей Иов противополагает свой собственный.
22 В течение своей жизни нечестивый проявляет такое могущество, что его страшатся даже сильные.
23 Сам Бог помогает беззаконникам. Он видит их злодеяния и тем не менее дает все, служащее к безопасности.
24 Опираясь на свою силу (ст. 22), подкрепляемые божественною помощью, нечестивые достигают наивысшего могущества, а затем умирают такою же смертью, как и все остальные люди. - "Как верхушки колосьев срезываются". Намекая на восточный обычай срезывать при жатве верхушки стебля и оставлять солому на корне, Иов хочет сказать, что стебли и корень нечестивого - его потомство - продолжает существовать, не исчезает, как утверждают друзья (ср. Иов 15.32; Иов 18.19).