1-34. Разрушение Иерусалима и перемена в положении плененного царя Иехонии.
1 - 34 Во исполнение пророчеств Иеремии, Иерусалим был взят халдеями и разрушен, жители его - частью выселены, частью умерщвлены, храм - сожжен, а все вещи из него, частью в изломанном виде, были унесены в Вавилон. В конце главы говорится о благоприятной перемене в положении пленного царя иудейского Иехонии.
1 Эта глава, образующая прибавление к книге Иеремии, не стоит в прямой связи с предшествующими главами книги. Она, по содержанию, представляется почти тождественною с последним отделом 4-й книги Царств (4Цар 24.18 - 4Цар 25.30). Только вместо того, что находится в 4Цар 25.22-26, у Иеремии вставлено, неизвестно откуда взятое, перечисление уведенных Навуходоносором иудеев (ст. Иер 2.8-30).
2 - 3 Этих стихов нет в перев. LXX. Объяснение см. 4Цар 24.18-20.
4 - 11 представляют почти повторение 4Цар 25.1-8. Объяснение см. там.
6 Указания на 4-й месяц нет ни в кн. Царств, ни у LXX, хотя было необходимо сказать о девятом дне какого месяца там идет речь.
7 У Иеремии сказано обстоятельнее, что в бегстве с Седекией участвовал и весь гарнизон Иерусалима (ср. 4Цар 25.4).
10 - 11 У Иеремии излагают дело полнее, чем 4Цар 25.7. - Дом стражи - точнее с евр.: «исправительный дом», где, вероятно, Седекия с другими пленниками должен был молоть муку, как некогда Самсон (Суд 16.21). На это указывает перевод LXX: дом жерновный.
12 - 16 представляют собою повторение 4Цар 25.8-12; 4Цар 25.8 указывает, что прибытие Навузардана и сожжение храма имело место в седьмой день 5-го месяца, а Иеремия относит то и другое к десятому дню. Какая дата правильнее - решить едва ли возможно.
17 и сл. до 23 - ср. 4Цар 25.13 и сл. У Иеремии здесь все изложено полнее, чем в 4 Цaрств.
18 - 19 И в том, и в другом стихе говорится о чашах, но это не повторение: в одном случае, чаши разумеются медные, в другом - золотые и серебряные. Можно полагать, что после того как Навуходоносор взял храмовые сосуды в 597 г. при отведении в плен Иехонии (4Цар 24.13), таковые сосуды были сделаны, в короткое время, вновь.
20 Двенадцать медных волов. Этого выражения нет в 4Цар 25.16. Оно взято кем-то из 3Цар 7.23-26 и, притом, неудачно, так как волы эти еще при Ахазе были отданы в дань Ассирийскому царю Феглафелассару (4Цар 16.17). Нужно читать: «море и (десять) подстав…»
23 Этого указания нет в 4 Цaрств.
24 - 27 стихи сходны с 4Цар 25.18 и сл.
28 - 30 Это стихи, не имеющиеся в 4Цар и даже у LXX, устанавливают, что иудеев уведено в плен Навуходоносором 4600 душ. Здесь заметны некоторые хронологические неточности. Именно первое переселение (при Иехонии) иудеев отнесено к 7-му году царствования Навуходоносора, следовательно, к 597-му г. до Р. X., а в 4 Царств - к 8-му г. Какое показание вернее - сказать трудно. Новейшие толкователи не считают даже возможным видеть у Иеремии указание на пленение Иехонии и читают вместо седьмой год - семнадцатый год, следовательно, имеют в виду пленение иудеев из Седекии, в 10-й год его царствования… Затем, в 30-й ст. указывается на какое-то переселение иудеев, в числе 745-ти душ, которое имело место в пятом году по разрушении Иерусалима. Ни о каком подобном случае из других источников не известно, да и странным представляется переселение иудеев из разрушенного уже Иерусалима. Можно допустить только, что здесь ведется какой-то особый счет годам царствования Навуходоносора…