1-6. Пророчество об аммонитянах. 7-22. Об Едоме. 23-27. О Дамаске и Сирии вообще. 28-33. Об арабах, 34-39. и об Еламе.
1 - 6 Аммонитяне заняли незаконно области, принадлежащие колену Гадову, и за это пророк возвещает им разрушение их городов и отведение в плен. Впрочем, плененные аммонитяне со временем будут возвращены в свою страну.
1 Аммонитяне, потомки Лота, жившие к востоку от Иордана, между реками Арноном и Иавоком, были сначала оттеснены из своих владений аморреями, наследниками всех земель которых, по праву завоевания, явились израильтяне, особенно колено Гадово и Рувимово. Но уже во время войны израильтян с сирийцами оттесненные к востоку аммонитяне воспользовались стесненным положением Израиля и напали на его владения, чтобы расширить свои пределы. (Ам 1.13). Еще более они усилились после того, как жители Израильского царства были уведены в плен Феглафелассаром (Фулом, см. 4Цар 15.29). Когда Израильскому царству был положен конец в 722 г., аммонитяне, конечно, стали еще более смелыми и незначительное число израильтян колена Гадова, оставшееся в своей области, не могло оказать сопротивления захвату их городов аммонитянами. Пророк и говорит, что аммонитяне напрасно так по-хозяйски распоряжаются за Иорданом: там есть еще израильтяне, не уведенные Ассирийцами в плен, и им, а не аммонитянам, принадлежит право наследовать земли тех израильтян, которые уведены в плен. - Малхом - правильнее: Милком - бог аммонитян.
2Равва Аммон - главный город Амнонитян, при р. Иавоке.
3 Гай - город за Иорданом, к северу от Есевона. Дочери Раввы - маленькие аммонитские города, зависевшие от Раввы. - Скитайтесь по огородам, т.е. вам негде будет жить - города будут разрушены. По другому чтению: «поражайте себя нарезами».
4Долины в земле аммовитян были очень плодородны.
Пророчество это изречено в то же время, как и пророчество на моавитян, т.е. около 4-го года Иоакима, так как здесь еще не упоминается о Навуходоносоре. Об исполнении пророчества см. Особое замечание к XLVIII-й гл.
7 - 22 Едомитяне, несмотря на то, что в их среде были славные мудрецы, не избегнут погибели и им угрожает судьба Содома и Гоморры.
7 Об Едоме см. Ис 21.11. Пророчество Иеремии об Едоме часто до буквальности повторяет собою пророчество Авдия об этом народе. Ср. Иер 49.7 и Авд 1.8 ст.; Иер 49.9 и Авд 1.5; Иер 49.14 и Авд 1.1; Иер 49.15 и Авд 1.2; Иер 49.16 и Авд 1.3. - Жители Фемана, едомской области, известны были своею мудростью (Иов 2.11). Но их мудрость как бы совсем исчезла в виду надвигающейся на их страну опасности.
8Дедан - соседи едомлян, занимавшиеся торговлею (Иер 25.23). - В пещерах Палестины, очень длинных и малодоступных, жители ее нередко спасались при нашествии неприятелей.
9 По закону Моисееву (Втор 24.21), обиратели винограда должны были оставлять по несколько ягод на лозе для сирот и бедняков.
10Потаенные места - тайники, куда прятались наиболее ценные вещи. - Братьями и соседями едомитян были амаликитяне, хорреи, симеониты и др. племена.
11 Так как Едом не может уже сам заботиться о своих вдовах и сиротах, то должен вручить их милосердию Иеговы, Который и обещает им защиту.
12Которым не суждено было - это, конечно, евреи, которые должны были наследовать блага земли обетованной (Исх 3.7-8).
13Восор - Боцра, гл. город Идумеи (ср. Ис 34.6).
16 Жилища свои идумеи высекали в скалах, делали там искусственные, недоступные для пришельцев из других мест, пещеры.
19Он, - конечно, вавилонский царь. - Как лев от возвышения Иордана. - точнее: как лев из высоких зарослей Иордана (ср. Иер 12.5). - На укрепленные жилища, - т.е. на города идумейские. - Но Я заставлю…, точнее: в самом деле, Я заставлю их (едомлян) поспешно уйти… и т.д. - Пастырь - царь, предводитель.
20Самые малые… Toчнee: их, самых малых (т.е. униженных) в стаде (народов), повлекут (завоеватели), и даже их жилище придет (как бы человек) в изумление от постигшей их участи (переселения в плен).
21У Чермного моря. Здесь разумеются страны, лежащие к югу от Едома, до гавани Еланитского залива Черного моря - Елафа. Земля же может означать все государства, лежавшие к северу от Идумеи.
Пророчество об Едоме также принадлежит ко времени царя Иоакима (около 4-го года его правления), потому что и здесь Навуходоносор еще не назван по имени. Об исполнении пророчества см. Ис 21.1 главу.
23 - 27 Дамаск и соседние с ним сирийские города Емаф и Арнад также подвергнутся опустошенно и разорению от неприятеля.
23Дамаск - см. Ис 17.1 гл. Емаф и Арпад - см. Ис 10.9. - Тревога на море - правильнее: подобно постоянно волнующемуся морю.
24 Сирийцы недавно вытерпели опустошение, произведенное в их стране фараоном Нехао, который подчинил себе Сирию доселе бывшую в вассальных отношениях к царству ассирийскому. Теперь Сирии предстоит вынести ужас второго нашествия - Навуходоносора, который подчинит эту страну себе как наследник Ассирии.
25 Слова жителя г. Дамаска или, может быть, восклицание Дамасского царя.
Об исполнении этого пророчества, сказанного также, по-видимому, до сражения при Кархамисе (около 4-го года Иоакима) см. Ис 17.1 гл.
28 - 33 Арабские племена, покоренные Навуходоносором, должны ждать еще новых нападений халдеев.
28Кидар - арабы-кочевники см. Иер 2.10 и Ис 21.16,17. Асор - это племена арабские, ведшие жизнь оседлую (Асор - по eвp. hazor = укрепление) и управлявшиеся особыми шейхами, имевшим власть царя (отсюда: царства Асорские). Эти племена, жившие между Каменистой Аравией и Вавилонией и близ Персидского залива, были покорены Навуходоносором после битвы при Кархамисе (ср. Ис 21.13-17).
31 Арабы-скотоводы были незнакомы с городскими обычаями и не заводили у себя дверей и запоров.
32Стригущих волосы - см. Иер 9.25.
Об исполнении этого пророчества можно читать в паралл. месте кн. Исаии (гл. Ис 21.13 и сл). Навуходоносор, разоряя Аравию, имел при этом в виду заставить ее прекратить торговые сношения с Финикиею и все богатства свои отправлять на продажу в Вавилон, чего и достиг отчасти (Платон, Древний Восток, с. 636).
34 - 39 Еламу пророк возвещает суд Божий, в силу чего он отчасти будет рассеян по разным странам, отчасти же поражен вражескими мечами. Но в далеком будущем милость Божия возвещается и Еламу.
34Елам - см. Иер 25.25. Это пророчество сказано на семь лет позднее, чем большинство пророческих речей этой группы.
35 Очень вероятно, что еламитяне составляли часть войск Навуходоносора, разрушивших Иерусалим и за это им возвещается суд Божий. - Лук Елама - см. Ис 22.6.
37 Какие народы здесь названы врагами еламитян - решить трудно. С падением Ассирийского царства еламитяне почувствовали себя свободными, но скоро Навуходоносор должен был сделать попытку подчинить себе и это государство. Некоторые толкователи, впрочем, видят этих врагов в персах, которые завоевали Елам, и еламитяне принимали уже участие в разорении персами Вавилона (Ис 21.2).
Особые замечания. Критики весьма сомневаются в подлинности отдела с XLVI по XLIX-ю главу, а также и в подлинности относящегося сюда «индекса», как называют главу ХXV-ю. Говорят, что все это собрание пророчеств возникло после плена вавилонского и даже - как, напр., пророчество об Еламе, под которым будто бы необходимо разуметь Персию, - во времена Александра Македонского. Основания для такого подозрения следующие: Иеремия здесь высказывает не отвечающее его понятиям мнение о Боге только как о Боге мести, Который непременно решил погубить язычников. Он ни слова не говорит о возможности раскаяния для язычников, а без такой проповеди о раскаянии самое его пророчество представляется крайне односторонним. Точно также Иеремия - говорят - не мог угрожать разным народам погибелью, не разъясняя их отношений к его собственным соплеменникам. Наконец, указывают на то, что ясное спокойное развитие мыслей, какое мы находим в других речах Иеремии, здесь отсутствует; мысль здесь стремится порывами, скачками и часто встречаются повторения ранее высказанных пророчеств.
Но все эти рассуждения о том, что и как должен был говорить Иеремия, едва ли могут считаться серьезными основаниями к тому, чтобы объявить означенные пророчества не подлинными. Ведь уже в 1-й главе (ст. 10) языческие народы выставляются как предмет особого внимания пророка, и очень естественно, что он их судьбе посвятил целый отдел своей книги. Затем, к чему было бы Иеремии здесь особенно обстоятельно раскрывать мысль о виновности разных народов пред праведным Богом? Это было достаточно ясно и не требовало постоянных повторении в каждом отдельном случае. Далее, что не могло быть речи о проповеди покаяния языческим народам с целью педагогического на них воздействия, какое возможно было по отношению к иудеям, это ясно для всякого непредубежденного человека. Впрочем, тогда уже исполнялось время долготерпения Божия по отношению к этим народам, и Иеремия мог возвещать им только суд Божий, хотя и не окончательную гибель (см. Иер 46.26; Иер 48.47; Иер 49.6,39). - О подлинности L-LI-й глав сказано отдельно.