1 - 47 Пророк следит своим взором за переходом с одного места на другое неприятельских войск, вторгающихся в Моавитскую землю. Неприятель идет с севера - от Есевона и ни один город Моавитский не может устоять пред ним. Моавитяне бегут к югу. В этом опустошении Моавитской страны пророк усматривает праведный суд Божий за высокомерие, с каким Моав относился к избранному народу. Смерть, лишение состояния, плен - вот, что ожидает моавитян. Однако в далеком будущем пророк усматривает восстановление Моавитского государства.
1 О Моаве - см. Ис 15.1. - Нева - см. Ис 15.2. - Кариафаим - город, лежавший в 10 римских милях к западу от Медевы. - Mизгав - крепость, вероятно, другое название Кирхареса, главной твердыни Моава (Ис 15.1).
2Есевон, аммонитский город (см. Иер 49.3), а прежде - моавитский (Ис 15.4; Ис 16.8,9). Отсюда неприятель устремляется на завоевание моавитской страны. - Мадмена - вероятно то же, что Медева (Ис 15.2).
3Оронаим - то же, что Хоронаим у Ис 15.5.
4Дети его - по евр. Zeireiha, но, кажется правильнее, согласно с LXX, читать Zoara - «к Цоару». Моавитяне с криком бегут к г. Цоару, который лежал на юге страны Моавитской (у Исаии - Сигор, Ис 15.5).
5 См. Ис 15.5.
6 См. Иер 17.6.
7Хамос - национальный бог моавитский.
8Как сказал Господь - устами пророка Исаии, еще раньше Амоса.
10 Проклятие или го ре ожидает того, кто будет щадить Моава.
11 Вино через переливку из сосуда в сосуд теряет свой первоначальный вкус и ароматичность. Моавитяне, которых до сих пор никто не уводил в плен, сохраняли, как нетронутое вино, все свои отличительные свойства.
13Вефиль был главным святилищем израильского царства (Ам 3.14).
18Дивон - см. Ис 15.2.
19Ароер - см. Ис 17.2. Некоторые полагают, что у Ароера, лежавшего на берегу потока Арнона, был удобный переход через эту реку, а потому маовитяне, бежавшие с севера, должны были проходить мимо Ароера.
20 Здесь ответ на вопрос жителей Ароера.
21Халон, Яаца и Мофаф - города равнины Моавитской.
22Бет-Дивлафаим - местоположение этого города неизвестно. То же нужно сказать и о Бет-Гамуле. - Бет-Маон - к юго-западу от Медевы.
24Кериоф - вероятно, тоже, что Ар-Моав, который здесь не упомянут. - Восор - город Моавитский, который не нужно смешивать ни с Боцрою идумейскою, ни с Бострою Хауранскою.
27 Если Иегова гневался на Израиля, то Моав не имел, во всяком случае, никакого права издеваться над избранным народом: сам он был нисколько не выше его.
28 Дикие голуби часто свивают себе гнезда над отвесными скалами, над пропастями. Во входе в пещеру - точнее, «по ту сторону пропасти», которая отделяет их от преследователей.
29 См. Ис 16.6.
31 См. Ис 16.7.
32 Свободная передача Ис 16.8 и cл. Плачем Иазера - т.е. как плачу об Иазере. Озеро Иазера - по евр. точнее: море Иазера. Может быть, Иеремия имеет здесь в виду большие пруды - Севамский и Иазерский, которые образовывались рекою Иазер (теперь называемой Сир), впадающей в Иордан, следы коих существуют и теперь.
33Кармил - здесь имя нарицательное: «плодородный холм». Это название Моавитской равнины, отличавшейся своим плодородием.
34 См. Ис 15.4,5,6. - Оронаим здесь назван третьей Еглою, см. Ис 15.5.
35 См. Ис 16.12.
36 Свободная передача Ис 16.11 и Ис 15.7.
38 Ср. Ис 15.3.
40Орел - царь вавилонский (Иез 17.3).
43 - 44 Ср. Ис 24.17 и сл.
45 Здесь есть сходство с кн. Чис 21.28 и 29, где идет речь о пламени войны, которое из Есевона (при Сигоне) пожрало Моавитскую страну. То же самое повторится снова: из Есевона придет погибель на Моава (ср. ст. 2). - Под тению Есевона… Смысл этого трудного выражения и следующих за ним слов лучше всего передать так: спасения моавитяне не найдут. Они подойдут к Есевону, городу крепкому, но этот город уже занят врагами, и отсюда не спасение, а огонь выйдет на Моавитскую землю. Этот город, древнее жилище царя Сигона, изведет из себя пламя (неприятельские войска, которые будут иметь опорный пункт в этом городе) и это пламя сожжет Моава - его бока и темя, т.е. доберется до крайних пунктов земли моавитской и до самых укрепленных и возвышенных ее пунктов. - Сыновья мятежные - название моавитян, которые постоянно готовы были нападать на евреев и производить среди них смятение.
47 Последние дни - см. Иер 23.20.
Особое замечание. Чем объяснить близкое сходство многих выражений пророчества о Моаве с пророчествами Исаии (Ис 15.1 и Ис 16.1 гл.)? Можно полагать, что изречения пророческие о соседних народах, составленные древними пророками, считались у евреев общим национальным достоянием и постоянно повторялись, так что и Иеремия естественно говорил в своем пророчестве этими привычными для слуха иудеев словами Исаии. Точно так же он пользуется, очевидно, и хорошо знакомыми народу изречениями Моисея, Амоса и Софонии. - Что касается исполнения угроз Иеремии, то они осуществились при Навуходоносоре, который в пятом году по разрушении Иерусалима покорил аммонитян и моавитян (Иосиф Флавий Иуд. Древн. 10:9, 7).