Энциклопедия Никифора (28)

Толковая Библия Лопухина (66)

Бытие (глав: 51)

Исход (глав: 41)

Левит (глав: 28)

Числа (глав: 37)

Второзаконие (глав: 35)

Иисус Навин (глав: 25)

Судьи (глав: 22)

Руфь (глав: 5)

1-я Царств (глав: 32)

2-я Царств (глав: 24)

3-я Царств (глав: 23)

4-я Царств (глав: 25)

1-я Паралипоменон (глав: 30)

2-я Паралипоменон (глав: 37)

Ездра (глав: 11)

Неемия (глав: 13)

Есфирь (глав: 11)

Иов (глав: 43)

Псалтирь (глав: 152)

Притчи Соломона (глав: 32)

Екклесиаст (глав: 13)

Песнь песней (глав: 9)

Исаия (глав: 67)

Иеремия (глав: 53)

Плач Иеремии (глав: 6)

Иезекииль (глав: 49)

Даниил (глав: 15)

Осия (глав: 15)

Иоиль (глав: 4)

Амос (глав: 10)

Авдий (глав: 2)

Иона (глав: 5)

Михей (глав: 8)

Наум (глав: 4)

Аввакум (глав: 4)

Софония (глав: 4)

Аггей (глав: 3)

Захария (глав: 15)

Малахия (глав: 5)

От Матфея (глав: 29)

От Марка (глав: 17)

От Луки (глав: 25)

От Иоанна (глав: 22)

Деяния (глав: 29)

Иакова (глав: 6)

1-е Петра (глав: 6)

2-е Петра (глав: 4)

1-е Иоанна (глав: 6)

2-е Иоанна (глав: 2)

3-е Иоанна (глав: 2)

Иуды (глав: 2)

Римлянам (глав: 17)

1-е Коринфянам (глав: 17)

2-е Коринфянам (глав: 14)

Галатам (глав: 7)

Ефесянам (глав: 7)

Филиппийцам (глав: 5)

Колоссянам (глав: 5)

1-е Фессалоникийцам (глав: 6)

2-е Фессалоникийцам (глав: 4)

1-е Тимофею (глав: 7)

2-е Тимофею (глав: 4)

Титу (глав: 3)

Филимону (глав: 2)

Евреям (глав: 14)

Откровение (глав: 23)

Библейский словарь Вихлянцева (27)

Толковая Библия Лопухина
(1904-1913, С.-Петербург)

Книга пророка Иеремии

◄◄ | | Глава | | ►►

Глава 48

1-47. Пророчество о Моаве.

1 - 47 Пророк следит своим взором за переходом с одного места на другое неприятельских войск, вторгающихся в Моавитскую землю. Неприятель идет с севера - от Есевона и ни один город Моавитский не может устоять пред ним. Моавитяне бегут к югу. В этом опустошении Моавитской страны пророк усматривает праведный суд Божий за высокомерие, с каким Моав относился к избранному народу. Смерть, лишение состояния, плен - вот, что ожидает моавитян. Однако в далеком будущем пророк усматривает восстановление Моавитского государства.

1 О Моаве - см. Ис 15.1. - Нева - см. Ис 15.2. - Кариафаим - город, лежавший в 10 римских милях к западу от Медевы. - Mизгав - крепость, вероятно, другое название Кирхареса, главной твердыни Моава (Ис 15.1).

2 Есевон, аммонитский город (см. Иер 49.3), а прежде - моавитский (Ис 15.4; Ис 16.8,9). Отсюда неприятель устремляется на завоевание моавитской страны. - Мадмена - вероятно то же, что Медева (Ис 15.2).

3 Оронаим - то же, что Хоронаим у Ис 15.5.

4 Дети его - по евр. Zeireiha, но, кажется правильнее, согласно с LXX, читать Zoara - «к Цоару». Моавитяне с криком бегут к г. Цоару, который лежал на юге страны Моавитской (у Исаии - Сигор, Ис 15.5).

5 См. Ис 15.5.

6 См. Иер 17.6.

7 Хамос - национальный бог моавитский.

8 Как сказал Господь - устами пророка Исаии, еще раньше Амоса.

10 Проклятие или го ре ожидает того, кто будет щадить Моава.

11 Вино через переливку из сосуда в сосуд теряет свой первоначальный вкус и ароматичность. Моавитяне, которых до сих пор никто не уводил в плен, сохраняли, как нетронутое вино, все свои отличительные свойства.

13 Вефиль был главным святилищем израильского царства (Ам 3.14).

18 Дивон - см. Ис 15.2.

19 Ароер - см. Ис 17.2. Некоторые полагают, что у Ароера, лежавшего на берегу потока Арнона, был удобный переход через эту реку, а потому маовитяне, бежавшие с севера, должны были проходить мимо Ароера.

20 Здесь ответ на вопрос жителей Ароера.

21 Халон, Яаца и Мофаф - города равнины Моавитской.

22 Бет-Дивлафаим - местоположение этого города неизвестно. То же нужно сказать и о Бет-Гамуле. - Бет-Маон - к юго-западу от Медевы.

24 Кериоф - вероятно, тоже, что Ар-Моав, который здесь не упомянут. - Восор - город Моавитский, который не нужно смешивать ни с Боцрою идумейскою, ни с Бострою Хауранскою.

26 Напоить Моава нужно вином гнева Божия (Иер 13.13; Иер 25.15).

27 Если Иегова гневался на Израиля, то Моав не имел, во всяком случае, никакого права издеваться над избранным народом: сам он был нисколько не выше его.

28 Дикие голуби часто свивают себе гнезда над отвесными скалами, над пропастями. Во входе в пещеру - точнее, «по ту сторону пропасти», которая отделяет их от преследователей.

29 См. Ис 16.6.

31 См. Ис 16.7.

32 Свободная передача Ис 16.8 и cл. Плачем Иазера - т.е. как плачу об Иазере. Озеро Иазера - по евр. точнее: море Иазера. Может быть, Иеремия имеет здесь в виду большие пруды - Севамский и Иазерский, которые образовывались рекою Иазер (теперь называемой Сир), впадающей в Иордан, следы коих существуют и теперь.

33 Кармил - здесь имя нарицательное: «плодородный холм». Это название Моавитской равнины, отличавшейся своим плодородием.

34 См. Ис 15.4,5,6. - Оронаим здесь назван третьей Еглою, см. Ис 15.5.

35 См. Ис 16.12.

36 Свободная передача Ис 16.11 и Ис 15.7.

38 Ср. Ис 15.3.

40 Орел - царь вавилонский (Иез 17.3).

43 - 44 Ср. Ис 24.17 и сл.

45 Здесь есть сходство с кн. Чис 21.28 и 29, где идет речь о пламени войны, которое из Есевона (при Сигоне) пожрало Моавитскую страну. То же самое повторится снова: из Есевона придет погибель на Моава (ср. ст. 2). - Под тению Есевона… Смысл этого трудного выражения и следующих за ним слов лучше всего передать так: спасения моавитяне не найдут. Они подойдут к Есевону, городу крепкому, но этот город уже занят врагами, и отсюда не спасение, а огонь выйдет на Моавитскую землю. Этот город, древнее жилище царя Сигона, изведет из себя пламя (неприятельские войска, которые будут иметь опорный пункт в этом городе) и это пламя сожжет Моава - его бока и темя, т.е. доберется до крайних пунктов земли моавитской и до самых укрепленных и возвышенных ее пунктов. - Сыновья мятежные - название моавитян, которые постоянно готовы были нападать на евреев и производить среди них смятение.

47 Последние дни - см. Иер 23.20.

Особое замечание. Чем объяснить близкое сходство многих выражений пророчества о Моаве с пророчествами Исаии (Ис 15.1 и Ис 16.1 гл.)? Можно полагать, что изречения пророческие о соседних народах, составленные древними пророками, считались у евреев общим национальным достоянием и постоянно повторялись, так что и Иеремия естественно говорил в своем пророчестве этими привычными для слуха иудеев словами Исаии. Точно так же он пользуется, очевидно, и хорошо знакомыми народу изречениями Моисея, Амоса и Софонии. - Что касается исполнения угроз Иеремии, то они осуществились при Навуходоносоре, который в пятом году по разрушении Иерусалима покорил аммонитян и моавитян (Иосиф Флавий Иуд. Древн. 10:9, 7).




Глава 48

SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011