1-7. Царь Седекия спрашивает Иеремию о судьбе Иудейского государства. Ответ Иеремии. 8-10. Совет Иеремии народу. 11-14. Увещание царскому дому.
1 - 7 Когда Навуходоносор осадил Иерусалим, царь Седекия послал спросить пророка Иеремию о судьбе города, говоря, что может быть Господь поможет иудеям. Иеремия говорит, что Бог не только не поможет, а Сам будет воевать против иудеев и предаст и самого царя и всех, кто останется в живых, в руки Навуходоносора.
2 Седекия, очевидно, полагал, что Господь может ответить ему то же, что в подобном случае ответил царю Езекии (4Цар 19.2 и сл.). Но Седекия, конечно, не заслуживал милости Божией (ср. Иер 37.1 сл.; 4Цар 24.19 и сл.). - Собственно осада еще не началась - ожидались схватки с врагами вне города (ст. 4).
4 Отряды иудейские, находящиеся вне города, все скроются за его стенами.
8 - 10 Обращаясь теперь к народу, пророк советует тем, кто хочет спасти свою жизнь, сдаться халдеям.
11 - 14Дому царскому, т.е. всем членам двора царского, которые ведают производством суда, Иеремия внушает, чтобы они производили суд по правде. Иначе Господь сокрушит Иерусалимские твердыни.
13 Иерусалим был окружен горами, но и сам он на долине Иерусалимской выдавался как скала, так что для того, чтобы к нему подойти, врагам нужно было взбираться на горы, а потом, чтобы взять его, снова приходилось из долины взбираться на холмы, на каких расположен Иерусалим. Отсюда - уверенность жителей Иерусалима в своей безопасности.
Особое замечание. Обращение к царскому дому (ст. 11-14) имеет, вероятно, в виду не Седекию, а Иоакима. В самом деле, тут двор царский призывается совершать правый суд и, таким образом, спасение Иерусалима предполагается еще возможным. Между тем оно не было уже возможно при Седекии (см. ст. 5-7).