1-12. Горшечник и глина. 13-17. Неверность иудеев Иегове. 18-23. Их замыслы против пророка.
1 - 12 Иегова, как Верховный Владыка, совершенно вправе и давать обетования и отменять их, подобно тому как горшечник может распоряжаться глиною, находящеюся у него в руках, как ему угодно. Изменяется состояние того или другого народа - изменяется и отношение к этому народу со стороны Иеговы. Но это увещание, переданное пророком народу, встретило со стороны народа полное противодействие.
1Сойди. Горшечники жили внизу, под городом, где они могли добывать себе глину - может быть, около долины Гинном.
3Кружало - гончарный станок, состоящий из двух кругов и приводившийся в движение ногою (у древних египтян - левою рукою). Горшечник правою рукою округлял внешнюю сторону сосуда, а левою постепенно расширял внутренность его.
6 Образ Бога как горшечника нередко встречается и у других св. писателей (Иов 10.9; Иов 33.6; Ис 29.16; Ис 45.9; Ис 64.7; Прем 15.7; Сир 36.13; Рим 9.21).
13 - 17 Неверность Израиля Иегове, - своему Благодетелю, - дело в высшей степени неестественное и очень печальное для Израиля по своим последствиям, так как Господь отвратит от него лицо Свое и оставит иудеев на произвол их врагов.
14 Снег на самых высоких скалах Ливана никогда, даже и в знойное лето, не тает. - Из других мест текущие воды. Это воды, текущие из окрестностей Ливана, из Сирии, - следовательно, чужие для Палестины. Ливан питает их своим снегом и они постоянно текут с его вершин. Пророк, очевидно, противопоставляет эти чужие, иностранные воды водам ханаанским, т.е. народу израильскому, который похож на поток ханаанский, летом засыхающий.
17Восточный ветер в Палестине отличается особенною силою и иссушающей знойностью (Пс 47.8; Иов 27.1; Ис 23.8 и Иер 13.24).
18 - 23 Ввиду замыслов врагов своих против него пророк просит Бога наказать их по всей справедливости. Эти враги - священники, мудрецы и пророки, считавшие себя законными и способными руководителями избранного народа.
18 Священники являлись в народе хранителями закона Моисеева, мудрецы - советниками правителей и руководителями народа, пророки - передавали божественные откровения. - Сразим языком, т.е. выставим против Иеремии серьезное обвинение (ср. ст. 23 и Иер 19.2,7; Иер 11.18 и cл.).
20 Ср. Пс 34.1-2.
Особые замечания. Приточная речь пророка содержащаяся в этой главе, сказана была, всего вероятнее, в царствование Иоакима. Это доказывается ее сходством с речью XIХ-й главы, которая, по всем данным, произнесена именно в царствование названного царя.