1-9. Ничтожество идолов. 10-16. Величие Иеговы. 17-25. Необходимо преклониться пред приговором Иеговы.
1 - 9 Все языческие приметы и самое языческое служение богам, в особенности поклонение разным истуканам, в высшей степени бессмысленно. С иронией пророк говорит о том, как делаются эти истуканы.
1Дом Израилев - т.е. находящиеся в плену северные колена (ср. Иер 3.11 и сл. Иер 7.12).
2Пути язычников - образ жизни язычников и особенно их религия. - Знамения небесные - некоторые необыкновенные явления в мире небесных светил.
3Уставы - т.е. основные положения веры. (Об идолах ср. Ис 40.19 и сл. Ис 41.7; Ис 44.12 и сл.)
5Как обточенный столп - точнее: как пугало для птиц в огороде. (Ср. Ис 46.7 и Ис 41.23).
10 - 16 В противоположность ничтожеству идолов пророк изображает величие Иеговы, пред которым все идолы падают.
13О хранилищах ветра см. Иов 37.22.
17 - 25 Пророк предвидит нападение вавилонян на Иерусалим, падение города и отведение народа иудейского в плен. Роптать против такого решения Иеговы не следует, потому что иудеи сами виновны в своей погибели. Притом нельзя смотреть на поражение иудеев как на окончательное.
17 Здесь пророк, очевидно, обращается к жителям Иерусалима.
19Моя скорбь - т.е. она заслужена мною. Пророк говорит от лица лучшей части иудейского народа.
24 Народ умоляет Бога об уменьшении меры заслуженного им наказания.
Особые замечания. Отдел с 1 по 16-й ст. является вполне самостоятельным, тогда как 17-25 ст. по форме и содержание явно примыкают к предыдущим изречениям из времен Иосии и Иоакима и, может быть, образуют заключение к храмовой речи, заключающейся в VI-IX гл. - В тексте LXX не имеются 6, 7, 8 и 10 ст. Довольно сильно различие между подлинным текстом и текстом LXX и в отделе с 17 по 25 ст.