1. Погибель Самарии. 2-5. Увещание к Израилю. 6-9. Исцеление язв Израиля и дарование ему милости. 10. Заключительное увещание.
1 Пророк обращает свою угрозу к столице Израильского царства Самарии, которая была гнездилищем нечестия.
2Обратись Израиль... выражение подлинного текста дает мысль о полном и всецелом обращении к Богу. Упал (kaschal) от нечестия твоего... речь не о нравственном падении, а об общем упадке Израиля.
3 - 4 Пророк указывает, в чем именно должно состоять обращение народа к Иегове. Возьмите с собою слова... т.е. слова молитвенные, слова искреннего раскаяния во грехах и молитвы о прощении. Прими во благо, vekach tov, "прими благое", - т.е. вероятно, то доброе, что мы, обращающиеся желаем принести тебе, именно жертвы уст наших (Бродович). Обращение Израиля к Богу должно, по мысли пророка, состоять также в том, чтобы народ не надеялся на ассириян, или на военную силу (на кони), уповал только на Иегову и не служил идолам. У Тебя милосердие для сирот - в этом побуждение к покаянию и надежда на прощение. Отступление текста LXX от подлинника не подтверждается другими переводами. Слова слав. т. (ст. 3): можеши всяк отвращи грех читаются только в немногих греческих кодексах и могут считаться позднейшей вставкой.
5Уврачую отпадение их (meschubotam - отступничество), возлюблю их по благоволению. LXX читали moschubotam и потому перевели - "исцелю селения их", разумея восстановление селений Израильских, после плена. Вместо слов по благоволению (nedavam - добровольно) в слав. "явленно" (δμολιγως), т.е. так, чтобы все видели и знали, возлюблю особенно.
6 - 7 Образное описание милости Божией к Израилю и благоденствие народа. Пустит корни свои, как Ливан, т.е. как горы Ливанские. В образе отражается то представление, что горы являются как бы фундаментами земли, стоящими твердо и несокрушимо. И будет красота (chod) его, как маслины, с греч. в словах: "будет якожа маслина плодовита"; LXX eвp. chod (красота, блеск) свободно перевели словом χατακαρπος плодовитый.
8 Речь идет об отдельных членах народа Израильского. Возвратятся сидевшие под тенью его, т.е. Израиля. Израиль представляется здесь под образом ветвистого дерева, прикрывающего своею тенью отдельных членов народа. Будут изобиловать хлебом; в слав. "утвердятся пшеницею", - чтение: στρριχθησονται (утвердятся) во многих кодексах, но первоначальным должно считать чтение принятого текста LXX μεθυσθησονται, будут упояться.
9 После того Ефрем забудет идолов, Господь явится для него "зеленеющим кипарисом", т.е. постоянным, неисчерпаемым источником жизни и благоденствия. Вместо слов: как зеленеющий кипарис! (kiberosch raanan) в слав. "аки смерчие учащенное" αρχευθος ποικαζουσα, густой можжевельник.
10 Ст. 10 относится ко всей книге пророка и представляет обобщение того учения, которое изложено в книге. Сущность этого учения в том, что пути Господни (ср. Втор 32.4 водительство Божие) правы и что праведников они ведут к жизни, а нечестивых в погибель.