Энциклопедия Никифора (28)

Толковая Библия Лопухина (66)

Бытие (глав: 51)

Исход (глав: 41)

Левит (глав: 28)

Числа (глав: 37)

Второзаконие (глав: 35)

Иисус Навин (глав: 25)

Судьи (глав: 22)

Руфь (глав: 5)

1-я Царств (глав: 32)

2-я Царств (глав: 24)

3-я Царств (глав: 23)

4-я Царств (глав: 25)

1-я Паралипоменон (глав: 30)

2-я Паралипоменон (глав: 37)

Ездра (глав: 11)

Неемия (глав: 13)

Есфирь (глав: 11)

Иов (глав: 43)

Псалтирь (глав: 152)

Притчи Соломона (глав: 32)

Екклесиаст (глав: 13)

Песнь песней (глав: 9)

Исаия (глав: 67)

Иеремия (глав: 53)

Плач Иеремии (глав: 6)

Иезекииль (глав: 49)

Даниил (глав: 15)

Осия (глав: 15)

Иоиль (глав: 4)

Амос (глав: 10)

Авдий (глав: 2)

Иона (глав: 5)

Михей (глав: 8)

Наум (глав: 4)

Аввакум (глав: 4)

Софония (глав: 4)

Аггей (глав: 3)

Захария (глав: 15)

Малахия (глав: 5)

От Матфея (глав: 29)

От Марка (глав: 17)

От Луки (глав: 25)

От Иоанна (глав: 22)

Деяния (глав: 29)

Иакова (глав: 6)

1-е Петра (глав: 6)

2-е Петра (глав: 4)

1-е Иоанна (глав: 6)

2-е Иоанна (глав: 2)

3-е Иоанна (глав: 2)

Иуды (глав: 2)

Римлянам (глав: 17)

1-е Коринфянам (глав: 17)

2-е Коринфянам (глав: 14)

Галатам (глав: 7)

Ефесянам (глав: 7)

Филиппийцам (глав: 5)

Колоссянам (глав: 5)

1-е Фессалоникийцам (глав: 6)

2-е Фессалоникийцам (глав: 4)

1-е Тимофею (глав: 7)

2-е Тимофею (глав: 4)

Титу (глав: 3)

Филимону (глав: 2)

Евреям (глав: 14)

Откровение (глав: 23)

Библейский словарь Вихлянцева (27)

Толковая Библия Лопухина
(1904-1913, С.-Петербург)

Послание к Евреям

◄◄ | | Глава | | ►►

Глава 10

Побуждение к совершенству (1-3). Бесполезность этих побуждений для отпавших (4-6). Печальная участь последних (7-8). Надежда на лучшее состояние слушателей (9-12). Непреложность обетований Божиих за веру и долготерпение (13-20).

1 «Оставивши начатки учения Христова...», т е. не останавливаясь подробно на начатках учения - на том, что более или менее известно и понятно, - поспешим к совершенству..., т е. познания учения Христова, ведущего за собою и нравственное совершенство людей. - «Не станем снова полагать...» - мысль, разъясняющая первое предложение («оставивши начатки...») в отрицательной форме. В числе вопросов, которыми апостол сейчас считает излишним заниматься, откладывая, впрочем, лишь до другого удобного времени, перечисляются: покаяние («обращение от мертвых дел»), вера, крещение, возложение рук, воскресение мертвых и вечный суд. - «Обращение от мертвых дел» - собственно оставление еврейской обрядности или бесплодных дел закона (Рим 3.20), а затем уже - и вообще оставление греховных дел, коим приличествует название мертвых потому, что они ведут к вечной смерти, удаляя от истинной жизни (ср. Евр 9.14).

2 «Учение о крещениях...» Множественное число употреблено, вероятно, в отношении ко множеству крещаемых, а может быть и потому, что апостол мыслит здесь и отличные от христианского крещения иудейские очищения (βαπτισμοι) и Иоанново крещение, различие коих от христианского таинства предполагается известным. Под возложением рук - несомненно - разумеется следовавшее за крещением таинство миропомазания, совершавшееся тогда над всеми через возложение рук с низведением на крещаемых Св. Духа. - «О воскресении мертвых и о суде вечном...» апостол находит возможным не говорить, потому что учение об этом также достаточно должно быть известно и из устной проповеди апостолов, и из посланий их, особенно Апостола Павла (1Кор 15.1; 1Фес 4.17 и др.).

4 В 3 стихе апостол обещает подробнее говорить и обо всем упомянутом, и это обещание отчасти начинает выполнять, говоря о покаянии (в соответствие 1 ст.) после предполагаемого отпадения, которое он изображает как дело страшное и ужасное во всех отношениях. По-видимому, он усматривал некоторые признаки этого отпадения в читателях, и потому говорит с такою силою против него, выражая уверенность, что его собеседники держатся правого пути (9 ст.). - «Просвещенных...», т е. благодатью Св. Духа и Евангельским учением (ср. Евр 6.4; Евр 10.32; Ин 1.9; 2Кор 4.4,6). - «Вкусивших дара небесного...» - оправдания, даруемого Богом верующим во Христа и называемого у апостола еще - неизреченным даром (2Кор 9.15; Рим 5.17; ср. Евр 2.4; Евр 10.20), и вообще благодати Св. Духа.

5 «Вкусивших благого глагола Божия...», т е. испытавших собственным непосредственным чувством силу и сладость Евангельской истины. - «Сил будущего века...» Здесь разумеются не только черезвычайные дары апостольского времени, но и все те силы освящения и прославления, которые и теперь доставляют христианину победу над смертью. Испытывая на себе действие этих сил, христианин предвкушает славу вечной жизни, жизни будущего века.

6 «Отпадших...», что всегда соединяется с ожесточением против Христа и Его Церкви (ср. Евр 10.29), делая это отпадение хулою на Духа Святого, которая не может быть отпущена ни в сей век, ни в будущий (Мф 12.31), потому что для людей такого рода невозможно исправление.

7 - 8 Сравнение людей с землею, добрых - с плодоносною, злых - с негодною. Первая - получает и человеческий труд на возделание и благословение Божие, вторая - ни того, ни другого, и даже проклятие и сожжение грозит ей, потому что производит «тернии и волчцы» - вредящие человеку (ср. Мф 15.13; Ин 15.2; Мф 3.10).

9 - 10 «Возлюбленные...» - ср. Рим 9.3. Уверенность в том, что его слушатели не находятся в опасности потерпеть только что описанную участь отпадших, апостол обосновывает на христианской любви их, проявленной в делах милосердия к своим братьям по вере (святым) (ср. Евр 13.24; Рим 15.25,31; 1Кор 16.1; 2Кор 8.4).

11 - 12 Пожеланием, чтобы и в будущем слушатели преуспевали в ревности к добродетели, апостол, очевидно, ободряет их, указывая, что добродетель - непременное условие получения Божиих обетований, как вообще вера и долготерпение, с коими она неразрывно соединяется.

13 Упомянув о вере и долготерпении, Апостол приводит на память слушателей величайший образец сих добродетелей - отца верующих Авраама, который является вместе с тем и образцам непреложности Божественных обетовании верующим (Быт 22.16-18).

17 «Наследникам обетования...», т е. верующим во Христа, как духовным чадам Авраама (Рим 9.7-8).

18 «Дабы в двух непреложных вещах», в обетовании самом по себе и клятве, как непреложных действиях Божиих... - «Твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду...», т е. чтобы не только без всякого сомнения, но даже с твердым утешением мы ждали исполнения обетований Божиих верующим.

19 - 20 Как за якорь, безопасный и крепкий, держась за эту надежду, мы безопасно проходим бурное житейское море и достигаем нашей пристани, которая простирается в небесное Святое Святых, куда Предтечею за нас вошел наш Первосвященник - Иисус. Таким приемом речи апостол снова возвращается к важнейшему предмету своего послания - первосвященству Христову. - «Предтечею за нас вошел...» - вошел как первый, чтобы показать и нам путь туда и облегчить его.




Глава 10

SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011