До сих пор говорилось о возвращении Израиля в свою землю, как о чем-то само собою понятном. Но для такого возвращения есть препятствия: окрестные языческие народы, главным образом, идумеи. Восстановление избранного народа, описанное в XXXIV гл., невозможно без восстановления св. земли, без возвращения ее Израилю. А тут, Едом говорит: «эти два народа и эти две земли будут мои» (Иез 35.10). «Едом или Иегова?» (Берт.). Ответ, может быть, только один. Едом, являющийся здесь представителем всех завистников Израиля (ближайшего к нему язычества), мешавших восстановлению избранного народа и его владения на земле (конечно, духовного главным образом), должен быть уничтожен. Таким образом, восстановление св. земли, о котором теперь нужно говорить пророку после речи о восстановлении государства (XXXIV, гл.) и до речи о восстановлении народа (XXXVII гл.), трактуется в гл. XXXV и XXXVI с двух сторон: отрицательной в ХXXV гл. и положительной в XXXVI гл; первая дает для второй хороший фон. Глава дополняет XXV; 12-14.
1 - 9 Господь отомстит идумеянам за последние жестокости над Израилем тем, что они падут от меча, а страна их обезлюдится. Ст. 10-15. За оскорбление Иеговы притязанием на Его землю и наcмешки над Ним, идумеи должны с горечью убедиться, что всеведущий Господь слышал их насмешки, если Он отплатил им тем же, что они сделали Его народу.
1 Формула не повторяется в Иез 36.1, а только в Иез 36.6 для показания тесной связи глав.
2«Обрати лице твое», Иез 6.2. - «Гора Сеир» древнее название гористой области Джебель-ел-Сера, расположенной на восточной стороне Арабы; но здесь служит обозначением всей Идумеи, соответственно тому, как «горами Израилевыми» называется вся Палестина.
3«Простру руку мою… необитаемою», см. объяснение Иез 25.13.
4 См. объяснение Иез 12.20.
5«Вечная вражда». Эта вражда у Едома с Израилем началась еще во чреве матери (Быт 25.22 и сл. Быт 27.37), не прекращалась никогда (Ам 1.11) и обнаружилась особенно при халдейском завоевании (Пс 1.7). - «В руки мечу». Иер 18.21; Пс 62.11. «Во время несчастия их» - гибели царства от халдеев (Авд 1.13-14). - «Во время окончательной гибели», см. объяснение Иез 21.29.
6«Сделаю тебя кровью». Идумея подвергнется особенно большому кровопролитию. - «Так, как ты не ненавидела крови». Не чувствовала отвращения к кровопролитию; но в евр. не отрицание, а восклицание: «О если бы ты ненавидела кровь»; посему слав. и Вульг. переводят: «кровь возненавидела еси», т.е. может быть, единокровного брата Израиля. 4 раза в стихе повторено кровь для сгущения красок в изображении кровожадности идумеев. Но большинство греч. кодексов не имеют 6b.
7 См. объяснение Иез 6.14; Иез 30.6. - «Истреблю на ней приходящего и возвращающегося». Замрет всякое движение в стране.
8 См. объяснение Иез 32.5.
9«Сделаю тебя вечною пустынею», чем пророки никогда не угрожают Иудее, а из других народов, кроме Идумеи еще Халдее: Иер 25.12. - «И в городах твоих не будут жить». Смягчается или вернее сообщается большая точность прежним несколько гиперболическим угрозам: Идумея станет пустынею в том смысле, что обезлюдеют ее прежние богатые города; маленькие поселения в ней останутся.
10 Новая вина Едома и основание для осуждения его на гибель: притязание на землю Божию. «Эти два народа» - Израиль и Иуда (Иез 37.22), из которых, следовательно, немало жителей осталось в Палестине по разрушении царств. - «И эти две земли» - северное и южное царства. - «И мы завладеем ими». LXX и Вульг. лучше: «и возьму их в наследие», по праву брата, притом и старшего, после смерти другого. - «Хотя и Господь был там». Сознательное и тем греховнейшее святотатство. Идумеи не были полными политеистами. Их притязания на св. землю были таким образом заведомым посягательством на удел Божий на земле: Зах 2.12.
11«Поступлю по мере ненависти и зависти твоей». Сделаю с тобою то, что ты хотела сделать с Израилем из ненависти к нему, происходящей от зависти (униженного старшего брата к младшему). «Зависти» до «к ним» нет в большинстве греч. кодексов. - «И явлю Себя им», т.е. Израилю как праведного Судию над Едомом, что будет предварительным и, конечно, неполным откровением пред полным откровением - в милостях избранному народу. Слав. «познан буду тобою», но греч. γνωσυησομαι σοι, познаюсь тебе.
12«Все». LXX: «глас», что по-еврейски звучит одинаково (кол). - «Горы Израилевы» - св. землю; Иез 6.2. - «Опустели», жители перебиты или отведены в плен. «Нам отданы на съедение»: стали нашей полной и легкой добычей.
13 Новый, третий грех Сеира: высокомерие, тем непростительнейшее, что направлено против самого Бога. В псалмах послепленного происхождения тоже частые жалобы на насмешки. - «И умножали речи ваши против меня» нет у LXX.
14«Когда вся земля будет радоваться»: когда наступит на земле Царство Божие, в которое, кроме Израиля, и по предсказанию Иезекииля (Иез 16.53) войдут и языческие народы.
15«Как ты радовалась» до «с тобою» нет у LXX. - «Так сделаю Я и с тобою». Так и о погибели Идумеи будут радоваться.