1-9. Законы, разъясняющие девятую заповедь. 10-19. Законы о праздниках и праздничных временах. 20-33. Обещание покровительства народу израильскому во время пути в обетованную землю, при завоевании ее и после водворения в ней.
1 Произнесению справедливого приговора о подсудимом немало мешает существование разного рода недостоверных, ложных о нем слухов. Поэтому во имя справедливости не следует распространять о нем что-нибудь дурное, как выдуманное самим, так и слышанное от других: не следует быть «переносчиком в народе» (Лев 19.16; Притч 10.18; Пс 100.5). Из желания угодить «великому» (Лев 19.15), стремящемуся погубить невинного подсудимого, не следует помогать ему («давать руку») ложным показанием против обвиняемого. Такого свидетеля ждет установленное законом наказание (Втор 19.18-19; Притч 19.5, 9).
2 При показаниях на суде должно руководиться не мнением большинства, а одной лишь истиной. Ей не нужно изменять даже в том случае, когда большинство свидетелей показывает заведомую неправду с целью погубить подсудимого (Притч 18.5; Мф 27.24-26; Мк 15.15; Лк 23.23; Деян 24.27; Деян 25.9).
3 Снисходительное, сострадательное отношение к бедным (Исх 22.24 и д.) не должно мешать справедливости; если он виновен, то следует наказать его (Лев 19.15).
4 - 5 Справедливость заставляет относиться и к врагу, как к брату (Втор 22.1-4). Эта мысль и поясняется двумя примерами помощи врагу в бедствии, причем во втором случае помощь требует уже больше самоотвержения, так как гораздо труднее работать вместе с врагом в его интересах («развьючь вместе с ним» - ст. 5), чем помочь врагу в его отсутствие (ст. 4).
6 Судя по еврейскому «шафат», употребляемому для обозначения деятельности судьи, требование данного стиха предъявляется уже не свидетелям, а судьям. Они извращают дело нищего в том случае, когда принимают во внимание ложные показания свидетелей и произносят несправедливые приговоры (Втор 27.19; Исх 10.12; Иер 5.28). Хотя права каждого, и богатого, и бедного, не должны быть нарушаемы на суде, но о бедном говорится потому, что бедному легче пострадать на суде, чем богатому.
7 По связи речи ясно, что под неправдой нужно разуметь намеренно неправильное постановление приговора. Избегать сознательно несправедливых приговоров тем большая обязанность судьи, что они приводят невинных к смерти, которая не остается ненаказанной (Втор 27.25; Притч 17.26; Иер 7.6-7).
8 Принятый от тяжущегося подарок невольно вызовет к подсудимому такое расположение, при котором судья утратит способность правильно рассмотреть дело. Взятки заставляют не видеть неправды там, где она есть (Исх 33.15), и правды там, где она несомненна. Они ослепляют глаза даже мудрых (Втор 16.19; Сир 20.29) и в результате прекращают дело правых, - у правого отнимают законное (Мих 7.3).
9 Повеление: «пришельца не обижай» не составляет повторения Исх 22.21. Там речь шла об отношениях между собой частных лиц, здесь о судебном разбирательстве. Пришельцы, как подчинившиеся в известном отношении законам народа еврейского, и должны быть рассматриваемы с точки зрения этих законов: «один суд должен быть для еврея и для пришельца» (Втор 1.16; Втор 24.17; Втор 27.19).
10 - 11 Продолжением субботнего недельного покоя является покой в седьмой субботний год. Необрабатываемая в это время земля восстановляла свои естественные силы, истощенные предшествующей шестилетней работой. Все выросшее на ней без содействия отдельных личностей (Лев 25.5) являлось общим достоянием и потому было предметом свободного пользования со стороны неимущих.
12 Закон о субботнем покое преследует цель восстановления сил утомленного шестидневной работой раба и скота.
13 Праздничные времена, бывшие для евреев благодеянием, должны были напоминать народу о виновнике их установления - Боге, причем благодарность за благодеяние естественно приводила к точному исполнению Его повелений, исключающему возможность мысли о других богах.
14 Почитание Всевышнего должно найти свое выражение не в одном устном исповедании Его Богом истинным, но и в троекратном в течение года праздновании Ему. Три ниже перечисляемые праздника имеют ближайшее отношение к жизни евреев, как народа земледельческого.
15 Праздник опресноков, первым днем которого было 15-е авива (Лев 23.6), совпадал с началом жатвы (ibid. ст. 10; Втор 16.9), и потому в благодарность за новопоспевший хлеб и для снискания благоволения Божия на второй день его совершалось возношение пред Господом снопа из начатков жатвы (Лев 23.10,11) и с этого же времени разрешалось вкушение нового хлеба (ст. 14).
16 Праздник жатвы новых плодов труда народа еврейского (Лев 23.16), праздник седмиц (ibid. ст. 15; Втор 16.9), или пятидесятница, был праздником «начатков жатвы пшеничной» (Исх 34.22). Начатки этой последней, два кислые хлеба, испеченные из лучшей новой муки, приносились Господу, как первый плод (Лев 23.16-17). Праздник собирания плодов в конце года (Исх 34.22), или праздник кущей (Втор 16.13), продолжавшийся семь дней (Лев 23.34; Чис 29.12), был временем веселья и благодарения Бога за божественное благодеяние, наглядное проявление которого еврей видел в собранных плодах (Втор 16.15).
17 Так как земледельцы видели в перечисленных праздниках проявление благодетельной руки Божией, то для исповедания владычества Господа они и собирались пред «лице Его» (Втор 16.16), т.е. в скинию. Являлся мужеский пол; на нем лежал труд обработки земли, и поэтому он имел более оснований и побуждений прославлять давшего урожай; но его присутствие не исключало явления на эти праздники и женщин (1Цар 1.3 и д.).
18 - 19 Три частные предписания, относящиеся к трем годичным праздникам.
18 Греко-славянский текст в начале стиха 18-го имеет прибавку против еврейского текста: «οταν γαρ εκβαλω εθνη απο προσωπου σου και εμπλατυνω τα ορια σου», «егда бо изжену языки от лица твоего и расширю пределы твоя». Прибавка эта возможно перенесена сюда из параллельного места Исх 34.24-25 ст., (ее нет в некоторых кодексах). «Не изливай крови жертвы Моей на (евр. «ал») квасное». Так как еврейский предлог «ал» значит не только «на», но и «с», то смысл данного предписания тот, что пасхальный агнец, являвшийся жертвой (см. выше толкование 3 ст. 12 гл.), не должно вкушать с квасным хлебом. «Тук от праздничной жертвы Моей не оставляй до утра», - не должна оставаться до утра жертва праздника Пасхи (Лев 7.15, ср. Исх 12.10).
19 Так как общий закон о посвящении Богу начатков был объявлен ранее (Исх 22.29), то предписание данного стиха нельзя считать его повторением. Скорее можно думать, что в настоящем случае идет речь о принесении начатков в праздник седмиц, или пятидесятницу. «Не вари козленка в молоке матери его». Религиозное усердие собиравшихся на великие праздники могло выражаться желанием употребить лучшие способы приготовления в пищу тех частей жертвенных животных, которые были оставляемы для употребления как представивших животное в жертву, так и священников. Евреи и сами опытом могли дознать, и от иноземцев получить сведения, что мясо, сваренное в молоке, особенно любимое мясо козленка (Быт 27.9; Суд 6.19; Суд 13.15; 1Цар 16.20), получает особую нежность. В большой праздник, при святилище, приготовить мясо наиболее вкусным образом было достаточно побуждений. Закон и не воспрещает варить мясо в молоке: он только воспрещает употреблять для этого молоко матери козленка, потому что и естественное чувство может возмущаться употреблением матернего молока для наиболее вкусного изготовления ее детеныша.
20 - 33 Покровительство Божие евреям проявится в посольстве Ангела, хранителя на пути (ст. 20), сообщении новых откровений (ст. 21), основанных на повиновении Богу непреоборимости и благополучии народа (ст. 22-26, ср. Лев 26.9; Втор 7.13; Втор 28.11; греко-славянский текст в ст. 22 имеет вставку, заимствованную из Исх 19.5-6), в завоевании земли Ханаанской не столько силой оружия, сколько силой божественной помощи (ст. 27-28; ср. Исх 15.14-16; Втор 2.25; Нав 2.9; Втор 7.19; Нав 24.13), в постепенном подчинении хананеев (ст. 29-30), как средстве к обеспечению развития и укрепления самих евреев, так как при быстром истреблении врагов земля превратилась бы в пустыню, и евреям пришлось бы страдать от диких зверей (ср. 4Цар 17.25 и д.), и, наконец в даровании в прочное владение земли Ханаанской в границах от моря Чермного до моря Филистимского (Средиземного) и от пустыни (Аравийской) до реки Евфрата.