(Ср. 3Цар 9.10-27) 1-6. Устроение и постройка городов. 7-9. Государственные подати и повинности. 10-11. Главные приставники Соломона; поселение дочери фараоновой в особом дворце. 12-16. Организация богослужебного персонала. 17-18. Флот Соломона и плавание в Офир.
2 Тогда как по 3Цар 9.11 Соломон отдал Хираму 20 городов в северной Палестине или земле Галилейской, - в уплату за работы и материал по постройке храма, 2Пар здесь говорит, наоборот, что Хирам дал Соломону 20 городов. В объяснение этого некоторые толкователи (напр., Calmet, Philippson), полагали, что здесь идет речь, собственно, о возвращении Хирамом городов, уступленных ему Соломоном, но не понравившихся ему ("Кавул" - 3Цар 9.10-12). Но текст библейский говорит о даре, отдаче городов, а не о возвращении, поэтому естественнее видеть здесь (2 Пар) совершенно другое событие. Хотя и можно заметить, что в книге Паралипоменон вообще все показания представляются к пользе и славе иудеев, но едва ли справедливо здесь предполагать какое-либо намеренно неверное показание. Нельзя ли два разноречивые показания книг Царств и Паралипоменон принять за две части одного целого?.. Не была ли выдача известных городов взаимным обменом с той и другой стороны, как новый залог дружбы (Проф. Гуляев, Историч. кн. с. 509).
3 В этом стихе 2Пар сообщает неизвестный из 3Цар факт похода Соломона против Емафа-Сувы, евр. Хамат-Цова, Vulg. Emath Suba, LXX Alex Αιμιαθ Σφβα, слав. Эмаф-Сува. Только здесь Эмаф-Сува отожествляется с известным сирийским городом Эмафом (ср. Чис 13.22; 3Цар 8.65. Onomast 52, 424, 425, 425. См. Толков. Библия II, 464), позже у греков известным под именем Епифании. Вообще же Сова, Сува, Цоба (1Цар 14.47; 2Цар 8.3 и др.) предположительно считается государством в Сирии между Оронтом и Ефратом (Onomast. 889. Толков. Библия II, с. 404 и 425). Упоминанием о покорении Эмафа, окончательно завоеванного лишь Иеровоамом II-м (4Цар 14.25), свящ. писатель 2Пар имел в виду обозначить северную границу владений Соломона (ср. 3Цар 4.21,24).
4 - 6 Об упоминаемых здесь городах см, 3Цар 9.17-19 и Толков. Библия II, ст. 465-466.
7 - 9 Сн. 3Цар 8.20-22.
10 Сн. 3Цар 8.23 и см. замеч. к 2Пар 2.1-2.
11 Сн. 3Цар 8.24. Во 2Пар факт поселения дочери Фараона передается, в отличие от 3 Цар, с указанием религиозных мотивов Соломона, вызвавших в нем это решение. Ср. у Олесницкого, Ветхоз. храм, с. 646-647.
12 - 16 Краткое сообщение 3Цар 8.25 здесь значительно расширено и вместе восполнено новыми чертами: вместо общего указания 3Цар о трех годичных жертвоприношениях Соломона здесь определенно называются 3 великих годовых праздника: Опресноков (Пасха), Седьмиц (Пятидесятница) и Кущей и, кроме того, упоминаются еще субботы и новомесячия (ср. Лев 23.1 и Чис 28.1 - Чис 29.1), причем отмечается строгое соответствие здесь жертвенной практики закону Моисееву (ст. 13); с другой стороны выставляется такое же точно выполнение Соломоном богослужебного устава Давида относительно службы священников и левитов (ст. 14, он. 1Пар 24.1; 1Пар 27.1).