Иосия, 16-й царь иудейский, и его религиозная реформа
(Ср. 4Цар 22.1 - 4Цар 23.20) 1-7. Время воцарения Иосии, продолжительность царствования и богоугодный характер его. 8-13. Ваибновление храма на 18-м году царствования 14-28. Открытие в храме древней книги закона, чтение ее перед царем, посольство к пророчице Олдане по поводу прещений книги и ответ пророчицы. 29-33. Всенародное чтение книги закона и заключение завета о точном исполнении заповедей Иеговы.
1 - 7 В отличие от 4 Царств 2Пар в самом начале повествования о царствовании Иссии говорит - хоть не столь подробно, как в 4Цар 23.4-20, - о предпринятом Иосией очищении культа путем удаления всех принадлежностей и остатков идолослужения.
О неодинаковой последовательности рассказа об Иосии в 4Цар и 2Пар см. прииеч. к 4Цар 22.1-2; Толков. Библия, т. II.
8 - 21 Сказанное здесь об обстоятельствах открытия "книги закона Господня, данной рукою Моисеи" (ст. 14), о впечатлении, произведенном чтением ее на царя, имеет почти дословное сходство с 4Цар 22.3-13. О значении самого события см. примеч. к последнему месту в Толков. Библии, т. II.
Частные отличия рассказа 2Пар от повествования 4Цар в данном разделе характеризуют большую документальность первого. Так, во 2Пар ст. и царь посылает в храм с серебром не одного писца Шафана (4Цар 22.3), а кроме того еще градоначальника (евр. сар-гаир) Маасею и дееписателя (докладчика, евр. мазкир) Иоаха, что, видимо, требовалось важностью поручения. В ст. 12 поименно названы надзиратели за производимыми в храме работами. В ст. 14 со всей конкретной точностью сообщается, что книга закона была найдена, "когда вынимали серебро, принесенное в дом Господень" (в 4Цар 22.8 сказано общо: "книгу закона нашел (Хелкия) в доме Господнем").
15 - 17 почти дословно сходны с 8-9 ст. 4 Царств 22 гл.; только в ст. 16 добавлено: "все, что поручено рабам твоим, они делают". (LXX, слав. неудачно: παν το δοθεν αργυριον χειπι των παιδων σου των ποιουντων; слав.: все сребро дано в руки рабов твоих, творящих дела).
18 - 21 также почти дословно сходны с 4Цар 22.10-13; только в ст. 20 в числе посольства к Олдане назван "Авдон", в 4Цар ст. 12 - "Ахбор" (в обеих рецензиях: "сын Михея"); несомненно, - имя одного и того же лица; в ст. 21: "несоблюдали" (ло-шамеру) вместо стоящего в 4Цар 22.13: "не слушали" (ло-шамеу).
22 - 25 равным образом совершенно соответствуют 4Цар 22.14-17; есть лишь стилистические отличия, напр., в ст. 25 (как и в 21): "излился (евр. титтах) гнев" вместо стоящего в 4Цар 22.17 - "воспылал (ниццета) гнев".
Обращение почтенного посольства во главе с первосвященником к Олдане (евр. Гулда), помимо пророков, между которыми уже начали тогда деятельность пророки Иеремия (см. Иер 1.1) и Софония (Соф 1.1), говорит о высоком авторитете этой женщины-пророчицы, действительно произнесшей замечательное пророчество о судьбе народа Божия (ст. 23-28). Пользуясь высоким уважением при жизни, Олдана и по смерти была удостоена особенной чести: по раввинскому преданию, она была погребена в сенах самого Иерусалима (см. архим. Никифора, Библейская Энциклопедия. Вып. III (М. 1892), стр. 88).
26 - 28 Сн. 4Цар 22.18-20. Обещание пророчицы Иосии: "положен будешь в гробницу твою в мире" (ст. 28; 4Цар 22.20) нельзя считать несбывшимся ввиду насильственной - при столкновении с фараоном Нехао - смерти Иосии (2Пар 35.23-24; 4Цар 23.29), - нельзя потому, что в словах Олданы разумеется не личный мир царя, а мир и (хотя бы относительное) благоденствие всего царства Иудейского при Иосии до последних дней его жизни: политические осложнения, приведшие царство Иудейское к роковому концу, начались уже по смерти Иосии.
29 - 32 Сн. 4Цар 23.1-3.
33 сжато еще раз повторяет - см. выше, ст. 3-7 - сообщение о произведенной Иосией реформе культа путем полного удаления всех принадлежностей идолослужения (сн. 3Цар 23.4-20).