1-8. Укрепление Иерусалима Езекиею и ободрение им народа. 9-19. Завоевательные планы Сеннахирмма и его издевательства над религией Иеговы. 20-23. Чудесное поражение Сеннахирима. 24-26. Болезнь и чудесное исцеление Узекии, его грех тщеславия и покаяние. 27-33. Богатство и могущество Езекии, его смерть и погребение.
1 - 19 O нашествии Сеннахирима 2Пар сообщает лишь краткие известия, всецело предполагающие известным своим читателям подробное повествование об этом предмете 4Цар 18.13-19 (см. Толков. Библию т. II, с. 522-526). Однако некоторые черты рассказа 2Пар заключают в себе нечто новое в сравнении с рассказом 4Цар и, очевидно, взяты свищ. писателем из бывшего под его руками летописного источника, как показывает архивно-документальный характер этих дополнительных сведений.
Поводом к нашествию Саннахирима на Иудею и Иерусалим (ст. 1) послужил, вероятно, отказ Езекии от дани ассирийскому царю (4Цар 18.7). О хронологии события см. примеч. к 4Цар 18.13 - Толков. Библия т. II. Предметом завоевательных стремлений Сеннахирима были вообще "укрепленные города Иудеи", по LXX επι τας πολεις τας τειχηρεις, т.е. окруженных стенами (ср. Лев 25.29), в которых обычно устроились башни.
Книга 4 Царств, упомянув, согласно со 2 Пар, об осаде крепостей Сеннахиримом, далее говорит (ст. 14), что Езекия послал послов к Сеннахириму с выражением покорности, что Сеннахирим наложил на Езекию тяжкую дань, которую тот и уплатил (ст. 14-16), но что Сеннахирим, тем не менее, отправил большое войско против Иерусалима, которое нашло город запертым и укрепленным. 2Пар не упоминает о посольстве Езекии и дани его ассирийскому царю, но, - восполняя рассказ 4 Цар, сообщает, что Езекия, очевидно, убедившись в бесполезности мирных сношений с Сеннахиримом, решил на случай вероятной атаки с его стороны Иерусалима возможно больше укрепить эту столицу царства Иудейского (ст. 5), а вместе сделать осаду Иерусалима затруднительной для ассириян - посредством известного в древности стратегического приема уничтожения питьевой воды на территории расположения осаждающих неприятельских войск (в свою очередь обычно пытавшихся лишить осажденных воды, как сделал, напр., Александр Великий при осаде Вавилона). С этой целью были засыпаны все источники вне Иерусалима (каких в древнем Иерусалиме было немало, Пс 45.5; по письму Аристея, вода из них через подземные трубы поступала в храм), в том числе "поток (евр. нахал), протекавший по стране" (ст. 4), поток Кедрон с близкими к нему источниками: Гионом (ст. 30), Силоамом и др. (О положении Гиона - Силоама см. примеч. к 3Цар 1.33; Толков. Библия II).
Об этой мере Езекии и вообще о работах его по искусственному орошению Иерусалима говорят, кроме 2Пар 32.3-4,30, и другие библейские свидетельства: 4Цар 20.20; Ис 22.9-11; Сир 48.19. С этими работами могло иметь связь также прорытие Силоамского туннеля, которое, на основании библейсю-археологических данных, заключающихся в открытой в 1880 году Силоамской надписи, относят обыкновенно ко времени Езекии (см. Толков. Библию II, с. 528).
Другим важным предприятием Езекии - в оборонительных же целях - было (ст. 5) восстановление древней или, по терминологии Иосифа Флавия, "первой" стены (сн. 3Цар 3.1; 3Цар 9.15) и начало постройки "второй" внешней стены Иерусалима, законченной уже Манассией (2Пар 33.14), эта "вторая" стена, по И. Флавию (Иуд. Война 5:4, 2), начиналась у ворот Гиннаф, принадлежавших еще первой Сионской стене, обнимала северную часть Иерусалима, так называемую Акру, и доходила на севере до Рыбных ворот и на северо-востоке до башен Анамеила и Меа и Овечьих ворот (Неем 3.1; Неем 12.39; Зах 14.10; Иер 31.37; см. "Богословская Энциклопедия". Спб. 1906, т. VI, с. 450 и д.
Об укрепленном Езекиею Милло (ст. 5), см. примеч. к 3Цар 9.15; Толков. Библия II. Вместе с тем Езекия сделал большой запас вооружения в Иерусалиме.
Но, как царь благочестивый, Езекия не возлагает надежды на все эти человеческие средства защиты, напротив, обращает мысль свою и своих подданных к Богу, в надежде на благодатную помощь свыше, высказывая (ст. 7), подобно пророку Елисею (4Цар 6.16), убеждение в превосходстве силы небесных защитников народа Божьего над земными врагами его, и выражая (ст. 8), подобно пророку Исайи (Ис 31.3), твердую уверенность в несравнимом преимуществе духовной силы Иеговы перед плотской силой даже могущественнейшего врага (ср. Иер 17.5).
В обращении ассирийского царя к жителям Иерусалима (ст. 9-19) различается с одной стороны устная беседа посланцев Сеннахирима с иудеями (ст. 10-16) и с другой стороны - письма ассирийского царя в Иерусалим (ст. 17-19). Но и то и другое, в существенном, совпадает с изложенной в 4Цар 18.19-25,27-35 речью Рабсака (см. Толков. Библию т. II, стр 522-524), с немалочисленными, однако, отличиями в стиле и изложении.
О молитве Езекии (ст. 20) подробнее говорится в 4Цар 19.1,14; молитва же пророка Исайи, по крайней мере, предполагается общим смыслом рассказа 4Цар 19.3-8 и кн. пророка Исайи (Ис 37.3-7).
21 -22. Сн. 4Цар 19.35-37. См. Толков. Библию т. II. Убийцы Сеннахирима во (2Пар ст. 21) названы общим термином: "исшедшие из чресл его", тогда как в 4Цар 19.37 они определенно названы сыновьями его и указаны сами имена их. LXX, Vulg. слав, и во 2Пар добавляют "сыновья".
24 Здесь в кратком замечании обнято рассказанное подробно в 4Цар 20.1-11 о болезни Езекии, чудесном исцелении и бывшем при этом небесном знамении (см. Толков. Библию т. II, с. 526-527).
25 - 31 Рассказ 2Пар здесь чрезвычайно сжат и делается понятным лишь при снесении с 4Цар 20.12-20 (см. Толков. Библию т. II, с. 531-532). Сказанное в ст. 25-26 о тщеславии Езекии, гневе Божием на него, его смирении и помиловании Богом относится к истории посещения его послами Меродах - Валадана Вавилонского (4Цар 20.12-13 и след.; Ис 39.1-2 д.). К тому же историческому событию приурочивается и речь ст. 27-29 о славе и богатствах Езекии.
О работах Езекии по усилению водоснабжения Иерусалима ст. 30, см. выше ст. 4; 4Цар 20.20 (см. Толков. Библию II, 528); ср. Сир 48.19. Из ст. 30 данной главы, как и из ст. 14 следующей (2Пар 33.14) главы, с правом заключают, что Гион протекал на восточной (а не на западной, как думали прежние исследователи Палестины и Иерусалима) стороне Иерусалима, откуда и возникло сближение Гиона с нынешним источником Пресвятой Девы (см. Толков. Библию II, с. 446). Блаж. Феодорит отожествлял Гион с Силоамом (Quaest. in II Paral Migne Patrol. LXXX, col. 854-856).
31 В этом стихе 2Пар указывает иную причину посольства к Езекии от вавилонского царя, чем какая названа в 4Цар 20.12 и Ис 39.1, (слух о бывшей болезни Езекии и последовавшем исцелении его), именно: "спросить о знамении бывшее на земле", т.е. о совершившемся при исцелении Езекии астрономическом чуде (4Цар 20.11; Ис 28.8), или, по другому объяснению (Grotius. Philippson), о совершившемся факте чудесного поражения войска Сеннахирима (ст. 26). Последний мотив наиболее отвечал политическим видам вавилонского царя, в то время недавно отложившегося от Ассирии, сделавшегося самостоятельным и враждебным Ассирии и, естественно, интересовавшегося поражением царя ассирийского в Иудее, с которою он желал вступить в политический союз против Ассирии (cp. Phillipson. Die Israelische Bibel. Bd. II. S. S. 680, 757). Ho в сущности все три мотива могли объединяться в отправлении Вавилонского посольства.
32 - 33 Подробное описание царствования Езекии (как и прадеда его Озии 2Пар 26.22) дано было в особом произведении пророка Исайи, откуда извлечения сохранились в его пророческой книге (Ис XXXVI-XXXIX), в 4 Царств (гл. XVIII-XX) и (2Пар XXIX -XXXII гл.).
Погребен был Езекия с великою честью "над гробницами сыновей Давидовых" (ст. 33), LXX: εν αναβασει ταφων υιων Δαυιδ, сл. на выходе из гробов сынов Давидовых, т.е. в верхнем ярусе погребальных ниш фамильного склепа иудейских царей династии Давида (см. Толков. Библию т. II, стр. 449).