![]() | ||
---|---|---|
Толковая Библия Лопухина Вторая книга Паралипоменон Глава 31 1-21. Заботы Езекии о восстановлении черед свящвннослужения и об источниках содержания левитов и священников. 1 Религиозная ревность Езекии по истреблению принадлежности языческого культа и не только в пределах Иудейского царства (4Цар 18.4), но и на территории царства Израильского (доживавшего тогда последние дни самостоятельного политического существования), могла находить, как было уже упомянуто, сочувственный отклик со стороны последнего израильского царя Осии. Оба царя могли с одинаковой ревностью исполнять соответствующее предписание закона (Втор 7.5). 2 Распределение священников и левитов по чередам священнослужения произведено было в свое время Давидом (1Пар 24.19), но при нечестивых преемниках его иудейском престоле, но, как и все отправление культа Иеговы, не могло остаться в неприкосновенности, особенно же при Ахазе, когда был заперт сам храм. Езекия, в цепях правильного течения богослужения повседневного и праздничного, восстановил священнические и левитские череды для служения "к воротам стана Господня" (евр. бишааре махинот Иегова, Vulg. en portis castrorum Domini), т.е. храма (LXX εν ταις [1] οικου Κυριου). 3 Обычай доставления царями материалов для жертвоприношения храма, вероятно, вел начало от Давида. О Соломоне это прямо утверждается во 2Пар 8.13, равно предполагается в рассказе о посещении Соломона царицей Савской (3Цар 10.5). У пророка Иезекииля о доставлении жертвенных материалов храму говорится, как об обязанности князя (Иез 45.16,17). После плена, за отсутствием национального царя или князя, иудейская община установила ежегодный подушный налоге 1/ 3 сикля на поддержание ежедневного богослужения (Неем 10.32-33). 4 Обеспечивая нормальное и непрестанное совершение жертвоприношений (ст. 3), Езекия заботится и об обеспечении содержанием клира (ср. Неем 13.10), в согласии с требованиями на этот счет закона (Чис 18.20 и след. Толков. Библия I). 5 - 9 В числе обильных теократических приношений народа, с великою готовностью отозвавшегося на призыв царя, называется мед - вероятно, фруктовый, - запрещенный в законе (Лев 2.11) лишь в качестве материала для жертвы, но не как своего рода теократическая подать (Толков. Библия I, с. 187). Сбор приношений начался в третьем месяце - после плена называвшемся сиван (Есф 8.9), - около праздника Пятидесятницы - праздника жатвы (Исх 23.16), и продолжался до седьмого месяца - тисри, когда между прочим праздновался праздник Кущей, праздник собирания плодов (Исх 23.16, см. Толков. Библию I, с. 213-215). 10 - 11 "Из дома Садокова"... (ст. 10) - известного из начальной истории (3Цар I-II гл.) первосвященника Садока, из линии Елеазара, сына Ааронова (1Пар 24.3). Соломоном были построены при храме многочисленные боковые пристройки, в которых помещались разные кладовые (3Цар 6.5-6; Толков. Библия II). Ко времени Езекии некоторые из них могли обветшать или вовсе быть разрушены, и Езекия должен был построить новые для помещения обильных приношений от народа в пользу клира. 12 - 19 О подобном же собирании теократических приношений в кладовые храма читаем в книге Неемии (Неем 9.35-40) о времени послепленном. "Начальник при доме Божием" (ст. 13, см. 1Пар 9.11) - первосвященник (Vulg. pontifex domus Dei) или же специальное должностное лицо, заведывавшее приемом и распределением приношений. 17 Начальный возраст левитской спужбы здесь и в 1Пар 23.3,24-28 определяется в 20 лет; в законодательстве же Моисеевом он доказывается то в 30 (Чис 4.3,23,30), то в 25 лет (Чис 8.24). По-видимому, Давид нашел нужным призывать левитов на службу в более раннем возрасте (20-ти лет), и такая практика соблюдалась впоследствии - не только при Езекии, но и после плена (Езд 3.8). Впрочем, самостоятельное ответственное служение левитов при храме могло начинаться согласно с предписанием Моисея, не ранее 30 лет, до этого же возраста они могли служить лишь в качестве помощников старших левитов (см. Толков. Библию т. I, с. 231). 18 - 19 Все заботы Езекии в отношении теократических приношений были направлены к тому, чтобы они распределяемы были между священниками и левитами по принадлежности "со всею верностью" - в предупреждение возможных обид и обманов низших членов клира высшими. В последующей истории такие прискорбные явления иногда бывали. Так при прокураторе Феликсе (см. Деян XXIII-XXIV гл.), рассказывает И. Флавий, "первосвященники настолько потеряли всякий стыд и дошли до такой дерзости, что решались отправлять слуг своих к гумнам, чтобы забирать там десятину, предназначавшуюся для простых священнослужителей. Таким образом случилось, что несколько бедных священников умерло от голода" (Иуд. Древн. 20:8, 8). Весь раздел о введенных Езекией чередах священнических и левитских и источниках их содержания, отличающийся пунктуально точными деталями и содержащий в себе целый ряд имен (ст. 12-15), имеет все признаки документальности и исторической достоверности. 20 - 21 Здесь - высшая похвала всей теократическо-богослужебной деятельности Езекии, по существу тожественная с данною в 4Цар 18.3,5. [1] εν ταις αυλαις Глава 31
|
SAPE | |
© The FontCity, ltd, 2011