(Ср. 4Цар 14.1-20) 1-4. Начало царствования, казнь над убийцами Иоаса. 5-13. Война с Идумеей. 14-16. Полонение Амасии богам Сеира и пророческое обличение. 17-24. Война Амасии с Иоасом израильским, поражение и плен Амасии, ограбление храма и дворца. 25-28. Вторая половина царствования Амасии. насильственная смерть его.
1 - 4 Сн. 4Цар 14.2-6. В характеристике религиозной двойственности Амасии во 2Пар ст. 3 стоит (делал угодное в очах Господних, однако) "не от полного сердца" (слав, не сердцем совершенным) вместо стоящего в 4Цар 14.3 (делал угодное в очах Господних, впрочем) "не как отец его Давид". Большей верностью Иегове отличался Амасия в первую половину царствования своего. См. Толков. Библию т. II, с. 512.
5 - 13 О войне Амасии с идумеянами в 4Цар 14.1 есть лишь краткое упоминание в одном стихе - 7-м; здесь же об этом событии рассказывается со всей обстоятельностью (ср. наши пояснительные замечания к 4Цар 14.7. -Толков. Библия т. II, с. 512). 2Пар здесь прежде всего добавляет сообщение, что Амасия, приведя в известность число собственной боевой армии Иудейского царства - 300 000 солдат (ст. 5), нанял, кроме того, за 100 талантов серебра (около 150 000 рублей) 100 000 израильского войска (ст. 6). Это первый и единственный в библейско-еврейской древности случай найма иноземных войск на помощь собственному войску. У классических народов, как и у иудеев в последние века их самостоятельного существования, наем такой практиковался нередко и состоял обычно в уплате денег царю или вообще повелителю войск, сами же войска и солдаты ничего не получали, кроме добычи и грабежа. Понятно, какое зло для страны представляло такое наемное войско. И уже потому, а еще более ввиду преступности Израильского царства с теократической точки зрении и небогоугодности союза Иудейского царства с ним (ср. 2Пар 20.37), пророк Божий потребовал от Амасии отпустить нанятое им израильское войско (ст. 7-8), что Амасией и было сделано, хотя и с сожалением о даром потерянной плате войску израильскому (ст. 9). Последнее отказом было крайне раздражено (ст. 10) и на обратном пути вознаградило себя великим грабежом и убийствами в пределах Иудеи (ст. 13). Историческая достоверность всего этого сообщения 2Пар о найме израильского войска царем Амасией и последующем распущении его не может подлежать сомнению: в пользу достоверности факта говорит последствие его: начатая по инициативе Амасии война с Иаисом израильским (ст. 17 и д), довлеющая причина которой может заключаться только в желании Амасии - отомстить за неистовства израильских солдат в Иудее (ст. 13),а также вознаградить себя за потерянную на наем войска сумму (ст. 6.9).
11 - 12 В описании блестящей победы Амасии над идумеями 2Пар добавляет, сравнительно с 4Цар 14.7, что, кроме 10 000 убитых в сражении. Амасия другие десять тысяч пленников низверг со скалы - способ казни особенно жестокой; подобную казнь однажды хотели применить к Иисусу Христу жители Назарета (Лк 4.29); у римлян обычно было низвержение казнимых с Терпейской скалы. В данном случае между 4Цар 14.7 и 2Пар 25.12 существует следующая разность: тогда как по 4Цар Амасия взял идумейский город Селу, греч. Петра, 2Пар упоминает лишь о скале, евр. села, LXX: του κρημνου, Vulg. petrae, слав. стремнины. Очевидно, обе книги здесь взаимно дополняют друг друга.
14 - 16 Известие о поклонении Амасии каким-то богам Сеира, находящееся только во 2 Пар, характеризует нетвердость Амасии в вере Иеговы, тем более преступную, что проявилась она вскоре после дарованной ему Богом победы над идумеями. Возможно, что первоначально Амасия взял "богов сынов Сеира" и поставил их у себя только в качестве военных трофеев, памятников победы своей над Сеиром, а затем низошел до действительного поеклонения пред ними, за что и был обличен пророком, предсказавшим ему гибель вследствие его высокомерия.
17 - 24 Сн. 4Цар 14.8-14, См. Толков. Библию т. II. Единственным поводом для Амасии послать военный вызов Иоасу израильскому (ст. 17) могло быть, как сказано уже, желание отомстить Израильскому царству за произведенные израильскими солдатами грабежи и убийства на территории Иудейского царства. Ст. 20: "так как от Бога это..." - это замечание 2 Пар, находящееся только здесь, устанавливает религиозный прагматизм событий: причинную связь поражения Амасии с богопротивным спужением его идолам Сеира (ст. 14 и д.): здесь имело место попущение Божие в отношении дурных действий человеческой воли, подобно как в ожесточении сердца фараона Исх 14.4 и др., или в отношении неразумия Ровоама 3Цар 12.15. См. Толков. Библию т. II. Сильнее и, кажется, слишком резко выражает мысль свящ. писателя 2Пар Иосиф Флавий: "по моему мнению, сам Предвечный побуждал Амасию начать войну, чтобы наказать его за все его беззакония" (Иуд. Древн. 9:9, 2). Справедливо указывают здесь у Иосифа Флавия следы его фарисейского мировоззрения, именно фарисейского учении о судьбе (ср. Г. Скарданицкого. Фарисеи и Саддукеи... Киев, 1905, с. 79 и д.).
О положении Вефсамиса (ст. 21). См. замеч. к Нав 15.10 и к 4Цар 14.13. Толков. Библия т. I, II.
О положении в древнем Иерусалиме ворог Ефремовых и Угольных, см. Толков. Библию II, 513.
В 23 дед Амасии назван Иоахазом - в принятом тексте евр. (Jehoachaz), LXX (Ιοαχαζ), Vulg. (Ioachaz) и русск. синод.; между тем всюду в 4 Царств и во 2 Пар, исключая лишь 2Пар 21.17 (Иоахаз) этот царь именуется Охозия (сн. замеч. к 2Пар 21.17). В евр. код. 117, 188, 224 у Кенник. и 31, 196, 737 у Рооси стоит имя Охозия равно и в греч. код. 19, 93, 108, 121 у Гольмеса. Таким образом, имя Иоахаз возникло здесь как и в 2Пар 21.17 случайно, вследствие перестановки имени Божия Иегова с конца (Охозия) в начало (Иоахаз). Ср. у проф. Гуляева, с, 557.
Овед - Едом, слав. Авдедом. - вероятно, лицо из потомства того Овед-Едома, которому, при первоначальном разделении обязанностей левитов, был вверен надзор за сокровищами храма 1Пар 26.15 (Гуляев. там же).