![]() | ||
---|---|---|
Толковая Библия Лопухина Вторая книга Паралипоменон Глава 23 1-11. Воцарение Иоаса, 8-го царя иудейского. 12-15. Гибель Гофолии. 13-21. Первые шаги молодого царя и его религиозность и преданность теократии. 1 При общем и нередко дословном сходстве рассказа 2Пар 23.1 гл. о произведенном первосвященником Иодаем политическом перевороте в Иудейском царстве с рассказом 4Цар 11.1 гл. об этом же событии (см. Толков. Библию, II, 509-510), рассказ 2Пар имеет и некоторые особенности в содержании и особенно в изложении по сравнению с 4Цaр. Особенности эти касаются частью отличающей книги Паралипоменон преимущественной документальности, частью столь же характерной для этик книг точки зрения левитского священства. В первом отношении имеет значение то обстоятельство, что в ст. 1 названы по именам все участники заговора Иодая. Что касается хронологической даты события, то в принятом тексте LXX она обозначена 8-м годом царствования Гофолии (εν τω ετει τω ογδοω), но в код. XI. 19, 52, 55, 60, 64, 71, 74, 93, 106, 108, 119, 120, 121, 134, 158, 236, 243 у Гольмеса, в код. Алекс., Альд. Комплют., в Вульг. слав. русск., согласно с еврейским текстом, назван 7-ой год. 2 Здесь два новых, не отмеченных в 4 Цар, частных обстоятельства предпринятого по инициативе первосвященника Иодая, переворота. Первое: подгатовительная агитация в пользу этого переворота со стороны поименованных в ст. 1 глав движение приняли левиты и священники, вместе с главами народных поколений [1], прибывшие в Иерусалим для указанной им цели. Такое участие священников и левитов в политическом движении, организованном по инициативе первосвященника, вполне естественно и только случайно не упомянуто в 4Цaр. Приглашение всех упомянутых лиц в Иерусалим могло быть приурочено к какому-либо празднику, так что государственная тайна предприятия могла оставаться ненарушенной. В код. 240 у Кенн. к словам (ст. 2) "пришли в Иерусалим" прибавлено: "все общество" (koi qahal). 3 - 21 Сн. 4Цар 11.4-20 и Толков. Библия, II, 509. В 5 упомянуты ворота Иесод, т.е. основания (Vulg: ad portam, quae appellatur Fundamenti); в 4Цар 11.1, ст. 6 они названы воротами Сур (Schaar - Sur), а в ст. 19-той же главы - воротами телохранителей (schaar harazim). "Воротами основания" они названы по их низкому уровню в сравнении с другими воротами (проф. Олесницкий, Ветхоз. храм, стр. 354). Конечно, оба названия "могут быть верными, заключаясь, одно в другом" (проф. Гуляев, с. 549-550). LXX передают Иесод: εν τη Πυλη τη μεση; спав. во вратах средних. Расположены были на запарной стороне храма. В 5б - 6 подчеркивается различие священнослужителей и мирян в отношении приближения к святыне (сн. Чис 8.5; Чис 16.6; Езд 8.28-29). Кроме того, выдвигается, в отличие от 4 Царств, более активное участие всего клира - священников, левитов (7-8 ст.), певцов (ст. 13) в деле возведения Иоаса на престол. "Кажется, нет повода сомневаться в том, что к участию в заговоре первосвященник, пламенно желавший восстановить в чистоте культ Господа Бога завета. привлек все колено Левиино; при том оба сказания легко согласуются, так как очевидно из того и другого, что первыми заговорщиками были начальники охранной стражи" (Властов. Свящ. летопись т. IV, ч. II, стр. 188). В 16 сказано: "заключил Иодай завет между собой и между всем народом и царем". Взамен слов, нами отмеченных курсивом, в параллельном стихе 4Цар 11.17 имеются слова "между Господом" (бейн - Иегова). Но сущность дела остается в обоих случаях одинаковой: первосвященник по 2Пар действует в качестве представителя Иеговы в сипу первенствующего своего положения в теократическом обществе. По характеру своему, завет царя и народа с Иеговою, - подобно другим заветам этого рода, напр., бывшему при Асе (2Пар 15.10-14), - состоял в торжественном клятвенном обещании народа и царя свято блюсти обязанности, определяемые сущностью теократии (ср. 1Цар 10.25; 2Цар 5.3. См. у г. А. Миролюбова. Быт еврейских царей. Казань. 1898, с. 10-11). 20 Иодай провожает малолетнего (7-ми лет) царя со стражем и народом от храма до дворца и устраивает его дом. Несомненно, Иодай был регентом царства во время несовершеннолетия царя (Властов. Свящ. летопись IV, ч. II, с. 189). [1] «Глав поколений Израилевых» (ст. 2): «Израиль» здесь имеет то общее значение, какое имел этот термин до разделения еврейского царства на два, а также вновь получил по падении Северного Израильского царства. Глава 23
|
SAPE | |
© The FontCity, ltd, 2011