![]() | ||
---|---|---|
Толковая Библия Лопухина Вторая книга Паралипоменон Глава 13 1-22. Война Авии царя иудейского с Иеровоаном I, израильским. 1 - 2 Сн. 3Цар 15.1-2 (Толков. Библия II. с. 477) и 2Пар 11.20 (ср. замечание к последнему месту). 2 - 3 "Тогда как в книге Царств об Авии сделано только общее замечание, что он подражал грехам отца своего, (3Цар 15.3), книги Паралипоменон, в замене этой общей характеристики, передают документальное известие о войне Авии с Иеровоамом, о покорении им некоторых израильских городов, и, по обычаю, прибавляют свидетельство относительно царской родословной" (проф. Олесниций. Государственная летопись царей Иудейских, Тр. Киев. Д. Акад. 1879, № 8, с. 424). Историческая достоверность сообщения 2Пар о внушительной по своим размерам войне между царем иудейским и израильским не подлежит сомнению, тем более, что и 3Цар 15.6-7 кратко упоминает об этой войне. Некоторые частности рассказа 2Пар о войне возбуждают недоумение. Так, численность обоих враждебных войск - 400 тысяч иудейского и 800 тыс. израильского (ст. 3 ср. 2Пар 25.5-6) и особенно число убитых у Израиля (ст. 17) - 500 тысяч (полмиллиона!) представляются сильно преувеличенными и могли возникнуть по ошибке переписчиков - могли, напр., попасть сюда из 2Цар 24.9 (перепись при Давиде) или из 2Пар 25.5-6 (война Амасии Иудейского с Иоасом Израильским). По крайней мере евр. код, 180 у Кенник. читаетвместо "четыреста тысяч": четырнадцать тысяч; соответственно меньшими могли быть и другие показанные в тексте цифры, 4 - 12 Некоторые толкователи отмечают неодинаковый характер речи Авии в первой ее половине (ст. 5-8) и во второй (9-12 ст.), причем в первой Авия говорит как царь - потомок Давида, а во второй как строгий ревнитель культа Иеговы и всего указанного в законе ритуала; последнее находят тем более непонятным, что, по свидетельству 3Цар 15.3, Авия был нечестивый царь, не чуждый уклонения в языческие культы; признают, наконец, неестественность самой речи иудейского царя к враждебному войску, имевшей вид как бы некоторой прокламации, -как и обстановки произнесения речи с вершины горы. Эти недоумения, которым нельзя отказать в известной доле состоятельности, однако не принадлежат к числу необъяснимых: священный писатель мог рассматривать здесь Авию, как (политического) главу Иудейского царства, которое, в противоположность Израильскому царству, введшему у себя незаконный культ тельцов, осталось верно истинному служению Иегове, совершавшемуся в Иерусалимском Соломоновом храме. Гора Цемараим (LXX Σομορων Σομαριμ, слав. Сомори, Vulg. Somenon)e горах Ефремовых (ст. 4), вероятно, лежала вблизи города этого имени в уделе Вениаминовом (Нав 18.22, ср. Толков. Библия II): упоминание этой горы в ряду гор Ефремовых и путь, по которому Авия преследовал Иеровоама, показывает, что она была на границе Ефремова и Вениаминова колен (теперь Сумра, Onomast. 861), а войско израильское было расположено к востоку от него (см. у проф. Гуляева, Историч. книги, с. 524). "Завет соли", LXX διαθηκη αλος, Vnlg. pactum salis, т.е. вечный (как слав.-русск.) встречается в Библии два раза: здесь и в Чис 18.19 (ср. Лев 2.13), где идет речь о вечном завете Иеговы со священством народа Божия (ср. Толков. Библия т. I, с. 524). В обоих случаях значение образного выражения можно объяснить из свойства соли, которая предохраняет жизненные припасы от порчи. Арабы и теперь, заключая договоры между собой, подтверждают их вкушением хлеба и соли (см. у проф. Гуляева, цит. м.). Таким образом "соль" служила подходящим символом завета Иеговы с народом израильским (причем общее выражение этот завет находил в жертве: отсюда обязательное употребление соли при всякой жертве (Лев 2.13); в частности, этот завет выражался в богоучрежденном священстве Чис 18.19, и в теократической царской власти 2Пар 13.5. - Ровоам называется (ст. 7) "молодым и слабым сердцем" не в силу действительной маловозрастности его (при вступлении на царство ему был уже 41 год, 3Цар 14.21; 2Пар 12.13), а по неопытности в государственном управлении. См. Толков. Библия т. II, с. 470. Об изгнании священников Иеговы (ст. 9) из Израильского царства см. 2Пар 11.15, ср. 3Цар 12.31. Относительно поставления новых священников Авия укоряет израильтян не за незаконность способа поставления священников, - способ посвящения, здесь указанный, не отличается от указанного в Исх 29.1 и Лев 8.1 гп. посвящения священников рода Ааронова, - а за то, что в десятиколенном царстве посвящение совершалось не во имя Иеговы, и посвящались лица, не принадлежащие к избранному роду Ааронаи вообще не из колена Левиина (3Цар 12.31. сн. д. ст. 10). В противоположность израильскому отступлению от Иеговы, Иудейское царство остается ему верным в целом чистом культе и всех его подробностях: богоучрежденное священство, правильно совершающее свои обязанности, нормальное и непрерывное совершение богослужения по уставу Моисея, по закону Иеговы (ср. ст. 11-12 [1] с Исх 27.21; Исх 8.35; Исх 24.4,6; Чис 10.9; Чис 14.41; Втор 20.4). 13 - 18 Благоприятный для иудеев исход войны был всецело последствием преданности их Иегове и непоколебимой надежды их на Него. В картине победы, по словам проф. Олвсннцкого (Цит. соч., с. 424), "есть нечто напоминающее древнейшую летопись книги Иисуса Навина (ст. 15): действительно, трубный звук священников (ст. 14; сн. Чис 10.9) и победные клики войска иудейсжого близко напоминают обстановку падения Иерихона (Нав 6.3 и д.). 19 О положении Вефиля (Быт 28.19 и др.) см. Топим. Библию т. I и т. II, с. 312 и 472. Взятие иудеями Вефиля, средоточия Иеровоамова культа тельцов (3Цар 12.29), было явным свидетельством для обеих враждующих корон богопротивности этого культа. - Иешана (ср. 1Цар 7.12) - город Иудина колена; теперь, по предположению К. Ганно, - Айн-Синья, верстах в 5 к северу от Бейтина - древнего Вефиля. Ефрон или Ефраим (Ин 11.54. Onomast .459 и 183) - город Вениаммнова колена к северо-востоку от Вефиля (по Евсевию, в 5 милях от Вефиля и в 20 - от Иерусалима); теперь Ет-Тайнбе. Вместе с городами заняты были и пригороды (с евр. "дочери") каждого (ср. Нав 15.45). 22 - 23 Царствовал Авия неполных З года (Толков. Библия II, 476). О хронологических датах мира и войны царя Асы с Ваасою (ст. 23. 2Пар 15.19; 2Пар 16.1) см. замен. к 3Цар 15.16-22. Толков. Библия т. II. События царствования Асы, рассказанные в З кн. Царств (3Цар 15.9,24) в нескольких стихах, во 2Пар обнимают целые три главы (XIV-XVI), вследствие добавлений фактически документального характера. [1] «На основании 2Пар 13.11, где говорится о возжении одного светильника, нельзя выводить заключения, что в богослужебном употреблении был только один из десяти светильников; упоминание об одном светильнике здесь сделано в отношении к закону Моисея, который, для периода скинии, предписывал употребление одного светильника, не запрещая однако же и умножения светильников с дальнейшим развитием торжественности богослужения» (проф. А.А. Олесницкий. Ветхозаветный храм. с. 318). Глава 13
|
SAPE | |
© The FontCity, ltd, 2011