1-15. Устройство армии: разделение ее на двенадцать частей. 16-24. Вожди двенадцати колен. 25-31. Двенадцать управляющих имением и разными отраслями царского хозяйства. 32-34. Ближайшие советники царя.
1 Устройство богослужения сопровождается в последние годы правления Давида созданием и организацией постоянной армии. В этих целях она разделяется на 12 частей, по 24 000 воинов в каждой. Каждая часть подчиняется особому начальнику, избираемому при Давиде из его ближайших сподвижников по войнам, и вместе с ним является на месяц в Иерусалим для несения службы.
2 - 3 Иашовал - то же, что Иесваал 1Пар 11.11, происходивший из знатной иудейской фамилии Фареса, к которой принадлежал и сам Давид (1Пар 2.4 и д.).
4 Додай - отец Елеазара, одного из трех выдающихся сподвижников Давида (1Пар 11.12; 2Цар 23.9). Имя Миклоф встречается в 1Пар 8.32 и 1Пар 9.37, как имя одного вениамитянина. Он или кто-нибудь другой разумеется в настоящем случае, сказать трудно.
5 - 6 Ср. 1Пар 11.25; 2Цар 23.23.
7 Выражение "и по нем (Азаиле) Завадия, сын его", указывает на раннюю смерть Азаила, убитого Авениром (2Цар 2.18-23).
8 - 16 Ср. 1Пар 11.27-31.
16 - 24 Назначение левитов в качестве судей (1Пар 26.29 и д.) служило в руках Давида средством к централизации власти. Но чтобы эта мера не показалась коленам тяжелой, нарушающей племенное устройство народа израильского, Давид оставляет за ними некоторое самоуправление: каждое колено имеет, как и при Моисее (Чис 2.3 и д.), своего непосредственного начальника.
18 Вместо "Елий" LXX читают "Елиав", разумея старшего брата Давида. Предоставление ему власти начальника в колене Иудовом вполне понятно.
23 Для Давида было важно исчисление способных к войне; но таковыми были лица старше двадцати лет; поэтому имевшие меньше лет не вошли в перепись.
24 Ср. 1Пар 21.6.
32 - 34 В 1Пар 18.15-17; 2Цар 8.15-18 и 2Цар 20.23-26 в качестве первых сановников Давида названы, кроме Иоава, другие лица. Подобное различие объясняется тем, что в настоящем случае указаны не сановники Давида вообще, а близкие к нему лица, его советники, как бы входящие в состав его семьи. По крайней мере, Ионафан - его дядя (по 1Пар 20.7 - племянник), Иехиил - воспитатель его детей, Ахитофел, не менее Хусия, - близкий друг царя: "человек мира моего, ядый со мною хлебы", как выражается о нем сам Давид (Пс 40.10). Отношениями этих лиц к Давиду в достаточной мере объясняется тот факт, что они исчисляются после тех, кто исполнял не общегосударственные обязанности, а служил самому царю.