1-2. Намерение Давида построить храм. 3-15. Откровение ему через пророка Нафана. 16-27. Молитва Давида.
Семнадцатая глава представляет, за немногими исключениями, дословное повторение содержания VII гл. 2 кн. Царств.
1 Автор Паралипоменон опускает выражение I ст. VII гл. 2кн. Царств: "когда Иегова успокоил его (Давида) со всех сторон, от всех врагов", в целях устранения противоречия данных слов с дальнейшим повествованием, так как самые кровавые войны Давида с окрестными народами падали на последующее время.
4 Во 2Цар 5.5 слова Господа имеют форму вопроса, даже сомнения: "ты ли построишь Мне дом?" Здесь они заменяются выражением характера положительного: "не ты построишь Мне дом для обитания".
6 Титул "судья" заменяется во 2Цар 7.7 титулом "вождь", "предводитель". Судьи - верховные правители одного или нескольких колен в период от смерти Иисуса Навина до воцарения Саула, Вождь-начальник, предводитель каждого колена порознь, во все время сохранения раздельности колен.
10 Во 2Цар 7.11 глагол "возвещаю" стоит во втором лице и прямо относится к Иегове: "Иегова возвестил".
11 В буквальном переводе с еврейского: "так как исполнились дни твои, чтобы идти тебе к предкам своим", стих производит впечатление того, что откровение сообщено Давиду незадолго до его смерти. В кн. Царств - 2Цар 7.12 - иное выражение: "когда же исполнятся дни твои и ты ляжешь с отцами своими". Правильное чтение, несомненно, на стороне кн. Царств, так как откровение через Нафана было сообщено Давиду в начале, но не в конце его правления.
13 Автор опускает составляющие вторую половину ст. 14 VII гл. 2 кн. Царств слова: "если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ранами сынов человеческих", может быть, для того, чтобы оттенить непрекращающуюся милость Иеговы к дому Давида и тем выставить последний в одном благоприятном свете, или же в целях указать на прямое отношение обетования о потомке Давида к одному Мессии: "который был прежде тебя", т.е. Саул. Он прямо и назван во 2Цар 7.15.
14 Чтение кн. Паралипоменон сильнее оттеняет мессианский характер обетования, чем уклоняющееся от него чтение 2 кн. Царств. Потомок Давида будет "вечен в доме Моем и е царстве Моем", т.е. в теократии, существование которой не кончилось временами Ветхого Завета.
17 Фраза: "и взираешь на меня, как на человека великого, Господи Боже", заменяет неясное выражение 2Цар 7.19: "это по-человечески, Господи Боже".
18 2 книга Царств, проводящая в параллельном данному стиху месте - 2Цар 7.20 мысль, что Давид не знает, как отблагодарить Господа, дает чтение более понятное, чей кн. Паралипоменон, указывающая, что Давид не знает, чего ему следует желать для своей славы.