пророк [прор`ок] - глашатай воли Божией. Греческое слово «профетес», как и еврейское «наби» означают одно: вестник, оратор, поэтому пророк - не предсказатель будущего, а слуга и уста Божии (ср. Исх 7.1-2). Священное Писание пророком называет и Авраама (Быт 20.7), который вовсе не высказывался, но верил Богу, и Моисея, который возвестил народу весь закон, устройство скинии и порядок богослужения, открытые ему Богом.
В Писании упомянуты по именам следующие пророки:
• Аарон (Исх 7.1)
• Вариисус (Деян 13.6) (лжепророк)
• Илия (3Ц 18.36)
• Наум (пророком не назван)
• Аввакум (Авв 1.1)
• Варнава (Деян 13.1) (пророк и учитель)
• Иоанн (Лк 7.28)
• Нафан (2Ц 7.2)
• Авдий (не назван пророком)
• Гад (1Ц 22.5)
• Иозиил (2Пар 20.14) (левит, пророком не назван)
• Одед (2Пар 28.9)
• Авраам (Быт 20.7)
• Давид (не назван пророком)
• Иоиль (2Пар 9.29) (прозорливец)
• Осия (пророком не назван)
• Агав (Деян 21.10)
• Даниил (Мф 24.15)
• Иоиль (Деян 2.16)
• Савл (Деян 13.1) (пророк и учитель)
• Агей (Езд 5.1; Агг 1.1)
• Елдад (Чис 11.26) (не назван пророком)
• Иона (4Ц 14.25; Мф 12.39)
• Самей (2Пар 12.5)
• Адда (2Пар 12.15; 13.22)
• Елиезер (2Пар 20.37) (не назван пророком)
• Исаия (4Ц 20.1; Мф 3.3)
• Самуил (1Ц 3.20; Деян 13.20)
• Азария (2Пар 15.1) (не назван пророком)
• Елисей (4Ц 6.12)
• Иуда (Деян 15.32)
• Саул (1Ц 10.11) («во пророках», см. пророчествовать)
• весь израильский народ (патриархи) (1Пар 16.22).
Пророками также названы в 3Ц 18.19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек).
Господь через истинных Своих пророков всегда призывал Свой народ к отвращению всякой неправды и возвращению на истинный путь (4Ц 17.13). Бог в древности всегда говорил через пророков (Евр 1.1), но их пророчества всегда имели как бы два плана - ближайший и отдалённый. И в этом отдалённом пророчестве они неизменно говорили о грядущем Мессии (Ин 5.39; От 19.10) и наиболее ясно - самые великие пророки еврейского народа (Пс 21.2,17-19; Ис 9; 53; Иер 23.5-6; 31.31-34; Иез 34.23-24; Дан 9.25).
В Библии, в четвёртом (пророческом) отделе Ветхого Завета помещены книги шестнадцати пророков, которые делятся на «больших» (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и «малых» (остальные). Когда говорится «закон и пророки» (Мф 22.40; Рим 3.21), то имеются в виду именно эти шестнадцать пророков, но их пророчества - до Иоанна (Мф 11.13), ибо основные их пророчества осуществились в Иисусе Христе.
Пророки, книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония).
В Писании упоминаются своего рода пророческие школы в Навафе (1Ц 19.20), в Вефиле (4Ц 2.3), в Иерихоне (4Ц 2.5), в Галгале (4Ц 4.38) и в других местах (4Ц 6.1-2), ученики которых назывались сынами пророческими (4Ц 4.1).
Ныне Бог говорит в Сыне Своём (Евр 1.2), который назван Пророком из Назарета (Мф 21.11) и Пророком, Которому должно придти в мир (Ин 6.14; Деян 3.22-24). Его ближайшие ученики названы также пророками (1Фес 2.15; От 22.9) (см. провидец, провозвестник, прозорливец, человек Божий).