ИОАНН (благодать Божия) - имя различных лиц, упоминаемых в Свящ. Писании Ветх. и Нов. Завета, именно:
2 Езд 8:38 - сын Акатана, один из Израильтян, во дни Ездры. В 1 Езд (8:12) читается: Иоханан.
2 Езд 9:29 - Израильтянин во дни Ездры. В 1 Езд (10:28) стоит также: Иоханан.
1 Мак 2:1 - отец Маттафии и дед братьев Маккавеев.
1 Мак 2:2 - старший сын Маттафии, прозванный Гаддис (счастливый), убитый сыновьями Иамврия из Мидавы. В 2 Мак 8:22 он называется Иосиф.
1 Мак 8:17 - отец Евполема, один из послов Иуды Маккавея в Рим.
1 Мак 13:53, 16:1 - сын Симона, брата Иуды Маккавея, "храбрый муж," впоследствии с успехом поддержавший славу дома Маккавеев, под именем Иоанна Гиркана.
2 Мак 11:17 - один из посланников Иудейских к Лисито наместнику Сирийского царя Антиоха Евпатора.
ИОАНН, называемый Марком, апостол из 70 учеников Господа и евангелист. см. Мк Деян 4:6 - родственник первосвящ. Анны и один из судей, пред лице которых были приведены апостолы Петр и Иоанн после исцеления хромого, при так называемых красных дверях храма.
ИОАНН ПРЕДТЕЧА И КРЕСТИТЕЛЬ ГОСПОДЕНЬ (Мф 3:1, Мк 1:4, Лк 1:60-63, Ин 1:6) - был сын Захарии, престарелого священника, и Елисаветы, жены его (Лк 1:13), и родился за шесть месяцев до рождения Господа Иисуса. Его рождение и служение были предсказаны ангелом Гавриилом (Лк 1:5-15), Исаиею (40:3) и Малахиею (4:5). 06стоятельства, предшествовавшие и последовавшие за рождением Иоанна Предтечи, подробно изложены в Евангелии от Луки (1:1-80). Юность свою Иоанн провел в пустыне до самого времени своего явления народу. Одежду носил он из грубой верблюжьей шерсти, с кожаным поясом на чреслах, а пищею для него служили акриды, род саранчи, и дикий мед (Мф 3:4, Мк 1:6). Будучи тридцати лет от роду, Иоанн начал проповедовать в пустыне Иудейской и призывать народ к покаянию в грехах и исправлению жизни. Его проповедь была очень сильна, хотя не многословна. "Покайтесь, восклицал он, ибо приблизилось царствие Божие" (Мф 3:26). Сила оной была так велика, что Иерусалим, и вся Иудея, и вся окрестность Иудейская выходили к нему, и крестились от него во Иордане, исповедуя грехи свои (Мф 3:5). Начало проповеди Иоанна Крестителя; по словам евангелиста Луки, относится к 15 г. царствования Тиверия, в прокураторство над Иудеею Понтия Пилата и в правление Галилеею Ирода Антипы. Первоначальным местом проповеди Иоанна была пустыня Иудейская, впоследствии берега Иордана, преимущественно Вифавара и Еннон. Увещевая народ к покаянию и исправлению греховной жизни, Иоанн проповедовал ему, что крещение водою, совершаемое им, есть только приготовление к принятию Мессии, и что Мессия, имеющий вскоре явиться, есть больший его, Иоанна Крестителя. И вот Господь Иисус Христос, Агнец Божий, хотя и безгрешный, но берущий па Себя грехи мира, приходит вместе с другими на берег Иордана и требует крещения от руки Иоанновой. "дабы, как сказал Он, исполнить всякую правду" (Мф 3:15). Суровый проповедник пустыни, видя грядущего к нему Иисуса, указал на него народу и ученикам своим, как на Агнца Божия, вземлющего грехи мира. Евангелисты Матфей (3:13-17) и Марк (1:9-11) подробно передают обстоятельства, предшествовавшие крещению Господа от Иоанна в Иордане и последовавшие за оным. Засвидетельствовав затем о Христе, как об истинном Сыне Божием и Спасителе мира и пред народом (Ин 1:15-18), и перед священниками и левитами (1:19-28), и перед учениками своими (1:35-37), Иоанн продолжал свое высокое служение в духе и силе Илии (Лк 1:17), являя при сем глубочайшее смирение. Он до того проникся смирением, что считал себя недостойным развязать ремень у обуви Его (Ин 1:27). Обличая пороки и заблуждения людей, Иоанн Креститель, подобно Илии, не щадил и властителей земных. Имея сильное влияние на Ирода, который, по замечанию евангелиста, даже с удовольствием слушал его (Мк 6:20), бесстрашный проповедник истины не поколебался громко обличать нечестивого царя за его беззаконную связь с Иродиадою, женою брата его, которая при том доводилась ему племянницею. Смелые обличения пророка не нравились царю, и он приказал заключить его в крепость Махерус, лежавшую на границе Персии и Аравии. Он готов был даже убить Иоанна, если бы не боялся народа, потому что его принимали за пророка (Мф 14:5). О посольстве от Иоанна из темницы двух учеников к Иисусу Христу мы читаем в Евангелии от Матфея (11:2-6) и от Луки (7:18-23, и по отшествии посланных Господь назвал его большим, чем были все пророки во Израиле: "из рожденных женами, сказал Он, нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя" (Лк 7:28). Ненависть Иродиады к Иоанну была еще сильнее и неумолимее, чем у самого Ирода, именно вследствие того что он безбоязненно осмелился обличать ее беззаконие. Потому она искала удобного случая умертвить его. Этот желанный случай скоро представился. В день рождения Ирода, во время пира, который он давал своим вельможам, Соломия, дочь Иродиады, своею пляскою доставила такое удовольствие царю и гостям его, что он предложил ей просить чего она хочет, обещаясь дать, ей даже до половины царства (Мк 6:21-23). По совету матери, Соломия потребовала у царя на блюде главу Иоанна Крестителя, и он, чтобы не показаться неверным своей клятве, послал в темницу оруженосца (спекулатора), и тот, усекнув главу его, подал ее на блюде девице, а девица отдала оную своей матери. Услыхав об этом, ученики Иоанновы пришли и похоронили тело его, потом пошли ко Христу и рассказали Ему о случившемся (Мф 14:6-12, Мк 6:21-29). Память великого пророка Предтечи и Крестители Иоанна св. Церковь совершает семь раз в году, а именно: 23-го сентября - в честь его зачатия, 24 июня - в день его рождения, 29 августа - в день усекновения его главы, 7-го января - на другой день Крещения Господня, 24 февраля - в память первого и второго обретения его главы, 25-го мая - в память третьего обретения его главы, и 12 октября - в память перенесения из Мальты в Гатчину, в 1799 году, десной руки его.
ИОАНН - АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ (Мф 4:21) - один из 12-ти избранных учеников Господа, писатель четвертого Евангелия, трех Посланий и Откровения. Его отец был Зеведей, рыбарь из Галилеи, а мать, как полагают (из сравн. 27:56 Матфея и 15:40-41 Марка) Саломия, одна из числа жен, служивших Господу от своих имений. Он был также братом Иакова, тоже апостола. В Свящ. Писании ничего не говорится о времени его рождения и смерти. На основании слов ев. Марка (1:20), Иоанна (18:15) можем думать, что Иоанн принадлежал к пользовавшемуся влиянием семейству и что, кроме дома, на берегах Галилейского озера, он имел также дом в Иерусалиме и был хорошо известен в нем. В первый раз упоминается он в Еванг. от Иоанна (1:35) как один из учеников Иоанна Крестителя. Это обстоятельство, связывавшее Иоанна с суровым проповедником пустыни, равно как и быстрая решимость, с которою он последовал за Иисусом и оставался всю ночь в Его доме, при знаменательном указании на Него Крестителя словами: вот Агнец Божий (Ин 1:36), достаточно свидетельствуют о том, как сердце богобоязненного юноши было восприимчиво к глубоким религиозным впечатлениям, как оно стремилось к наилучшему духовному ведению и разумению тайн Божиих, сравнительно с его современниками. Мы не можем положительно сказать, как долго он в первый раз оставался с Иисусом, но мы знаем, что по прошествии некоторого времени он возвратился к обычным своим занятиям рыболовством, и занимался починкою рыболовных сетей, когда Иисус, после чудесной ловитвы рыб, повелел ему следовать за Собою, и таким образом призвал к апостольскому служению (Мф 4:21). С сего времени уже до самого распятия Господа Иисуса мы постоянно видим Иоанна в тесном общении с Иисусом Христом, отличавшемся особенною любовью и нежностью к нему Иоанна со стороны Господа. Он был не только одним из трех учеников в числе свидетелей важнейших событий земной жизни Господа, - нет, мало того. к нему одному прилагаются слова Евангелия: ученик, которого любил Иисус (Ин 19:26) и который возлежал у груди Иисуса (Ин 13:23-25). За сию-то пламенную любовь и ревность по Иисусе он может быть и был прозван вместе со своим братом, Иаковом, Воанергес, т.е. сынами громовыми (Мк 3:17). Действительно, эта любовь и ревность не имела еще той чистоты и полноты совершенства, какие требовались от учеников Христовых, как то видим из запрещения, заявленного однажды Иоанном, с другими апостолами, одному человеку употреблять имя Христово для изгнания бесов (Мк 9:38-40), из желания Иоанна со своим братом низвести огонь с неба на Самарян, не позволявших пройти Господу через их город в Иерусалим (Лк 9:51-56), из просьбы Саломии, матери Иакова и Иоанна, обращенной к Господу о том, чтобы сыны ее заняли первые места в царстве Его (Мф 20:20). Но несомненно то, что Господь и любвеобильный Учитель постоянно очищал, возвышал и совершенствовал означенные, еще не созревшие в самом начале, высокие качества своего возлюбленного ученика. Иоанну, с его братом Иаковом и Симоном Петром, были явлены Господом особенные честь и преимущество - присутствовать при воскрешении дочери Иаира (Лк 8:51), при славном Его преображении на Фаворе (Мф 17:1) и Его предсмертной молитве в саду Гефсиманском (Мф 27:37). Затем мы видим Иоанна на Тайной вечери возлежащим у груди Иисуса и, по мановению Петра, спросившим Господа о предателе (Ин 13:23-25). Он с Петром сопровождал Господа, по взятии Его воинами, во двор первосвященнические а потом в преторию, куда он взошел с Петром, вероятно пользуясь своим прежним знакомством с первосвященником. После того он один из апостолов, презирая всякую опасность, стоял при кресте Распятого Господа, вместе с Его Материю, и принял последнее Его завещание касательно Богоматери (Ин 19:25). В раннее же утро Воскресения Господа, услыхав от Марии Магдалины, что тело Иисуса взято из гроба, он первый побежал с Петром ко гробу, чтобы удостовериться в истине сей радостной вести (Ин 20:1-10). Вместе с Петром же мы встречаем его незадолго до Вознесения Господа на Галилейском озере, куда он возвратился, вероятно, для обычных занятий рыболовством (21:1). Здесь он первый узнал явившегося на берегу озера Господа и сказал Петру: "это Господь!" (ст. 7). Замечательно тесное общение св. Иоанна с Петром, и в последующее время Петр и Иоанн находятся вместе с прочими апостолами в день Вознесения и Пятидесятницы, вместе входят они в Иерусалимский храм помолиться (Деян. 3:1); вместе свидетельствуют о Христе, не взирая на угрозы синедриона (4:13); вместе они посылаются прочими апостолами в Самарию - помолиться за Самаритян о низведении на них Св. Духа (8:14); вместе они присутствуют в 50 году на соборе апостольском (Деян 15:1-33). Подробности остальной жизни апостола и еванг. Иоанна не помещены в кн. Деяний апостольских. Можно предполагать, что сей апостол оставался в Иудее до самой смерти Богоматери. Промысл Божий оставил его на земле жить долее прочих апостолов, как преимущественно неразлучного самовидца Бога-Слова. Голос других самовидцев Слова уже умолк в шуме гонений; уже ап. Петр умер на кресте, как предсказал Господь; уже учителю языков была отсечена глава, уже и других апостолов самовидцев не было в живых; самое место, откуда вышли апостолы для всемирной проповеди, было разрушено. Один Иоанн еще трудился на поприще своего апостольского служения. Но, вот, возгорелось страшное гонение на Христиан при Домициане. Пламя гонения из Рима распространилось и на Малую Азию и на г. Ефес, служивший местом апостольской деятельности ев. Иоанна. Во время сего гонения, ап. Иоанна, отправленного в узах из Ефеса в Рим, хотели отравить ядом, но яд чудесно не подействовал; потом бросили его в котел с кипящим маслом, но и отсюда он вышел невредимым. Тогда Домициан приказал сослать его в заточение на о Патмос, лежавший в Егейском море, на котором, впрочем, он находился не долгое время, так как по смерти Домициана гонение скоро кончилось, и он, получив свободу, возвратился снова в Ефес, и с новою ревностью занялся благоустройством Церкви несмотря на свои преклонные лета. Вот некоторые из сохранившихся преданий из последних дней жизни апостола. Ев. Иоанн любил юношу, который, по несчастию, совершенно развратился и сделался начальником шайки разбойников. С горестью узнав об этом, Иоанн сам пошел искать его, и схваченный передовою стражею был приведен к нему. Узнав Иоанна, юноша от стыда пустился было бежать, но умоляемый преследующим его апостолом остановился, бросил оружие и горько заплакал. Апостол пал перед ним на колена и умолял его возвратиться немедленно к прежней доброй жизни. Глубоко-тронутый -юноша раскаялся, и оставил свою порочную жизнь. Когда престарелый ученик Господа не мог уже входить и был вносим в собрание для проповеди, он постоянно повторял одни и те же слова: "Дети мои, любите друг друга, и когда его спрашивали: зачем он так часто повторяет эти слова, он отвечал: это заповедь Господня, и она одна заменяет все остальные." Еванг. Иоанн скончался 94 лет от роду, в царствование Траяна, и погребен в Ефесе. Память его 8 мая и 26 сентября.