имя [`имя] - в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт 17.5,15; 1Пар 22.9; Иер 20.3; Деян 13.8; Флп 2.9-10; Евр 1.4; 7.2). Теперь имя человеку и предметам зачастую дается как метка, знак, с целью отличить их от других без учёта значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, например, и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, например:
• Авраам (отец множества),
• Бенони (сын скорби),
• Вениамин (сын счастья),
• Галгал (колесо, круг),
• Иаков (держащий за пяту),
• Исав (волосатый),
• Мессия (Помазанный),
• Мицпа (наблюдение),
• Моисей (спасённый из воды),
• Рама (высота) и т.д.
В этом же смысле Адам «дал имена» всем животным - охарактеризовал их (Быт 2.20).
Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, может быть, было дано позже?), например:
• Гаал (непринятие, бунт),
• Гедеон (срубающий),
• Гоморра (потопление, погружение),
• Давид (возлюбленный),
• Дина (суд),
• Евтих (удачливый),
• Иаков (вытесняющий, выживающий),
• Идифун (восхваляющий),
• Исаак (он будет смеяться),
• Ханаан (подвластный) и т.д.
Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: «Скажи имя Твоё» (Быт 32.29, ср. Суд 13.17); также и мы, когда говорим «Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого», имеем в виду не название Бога, а Его значение для нас, Его полноту (ср. Ин 3.18).
Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику, значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные (см., например, следующие):
Авимелех, а
Гацорфий
Кедумим
Регем-мелех
Амелсар
Гоим
Манахаф, а
Самгар-Нево
Апарсы
Горенгаатад
Мени
Севина
Асир, г
Даги
Менуха
Села-Гаммахлекоф
Асор, в
Дума, в
Меонним
Ситтим, б
Афарим
Емек
Мефег-Гаама
Соферийцы
Баит
Иарев
Мизгав
Сур, б
Беф-Мерхат
Иекев-Зив
Милло
Тавифа
Битрон
Иеминий
Мифоар
Тартан
Гагедолим
Иесод
Мицпа
Фарурим
Гад, в
Иефер, г
Мицфа
Фирия, а
Галменюхот
Изреель, д
Море, а
Фихол
Гаммифкад
Иосафата долина
Овил
Харашима
Гараккахим
Ир-Мелах
Рабсак
Хен
Гарми
Иудия
Рабсарис
Хозай
холм (см. также Цоан, Шафир; исключение: «венец дома Иоава»)
В Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В Быт 10.4 Иаван означает Грецию; Киттим - Кипр; Фарсис - далёкие страны, Испанию; в Быт 10.6 Мицраим означает Египет; Ханаан - Палестину и т.д. (ср. Иез 27.13). Также и в Быт 25.2,13-14; 1Пар 1.13-15 (ср. народы древней Палестины).
Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей - род, семья, поколение (см. например, Хареф, Хашум). Так, в Неем 3 почти каждое имя - это группа (ср. ст. 18), также и в Неем 10 - среди приложивших печати есть много имён людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в 1Пар 9.11 сказано: «поселился Азария», хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. также Шевуил, а). В Суд 8.2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка - Авиезером (Суд 6.11), а всех остальных израильтян - Ефремом. Израилем в Библии называются все израильтяне, а Адамом - весь род человеческий.
Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка - например, в 3Ц 15.6 именем Ровоам назван его сын Авия, а псалмы 73; 78; 79 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см. Асаф, б). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. также Ахимелех, а; Екклесиаст, Иодай, а).
Имя по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (Лк 1.59; 2.21), но в дальнейшем могло меняться (Руф 1.20; Иер 20.3; Ин 1.42), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария - Озия, Ана - Мааха, Мемфивосфей - Мериббаал, Гедеон - Иероваал и т.д.
Имя можно восстановить (Руф 4.5,10), имя можно и изгладить (Пс 9.6; От 3.5). Словом имя, поэтому, в От 11.13, по-видимому, названа не отдельная личность, а целая линия потомков.
Имя Господа было предсказано задолго до Его рождения (Ис 7.14; 8.8; 9.6; Иер 23.6) и сказано Иосифу перед самым Его рождением (Мф 1.21) (см. Адонаи, Библия, Ваал, а; Мелех, сын, язык).