Энциклопедия Никифора (28)

Толковая Библия Лопухина (66)

Библейский словарь Вихлянцева (27)

А (глав: 480)

Б (глав: 203)

В (глав: 220)

Г (глав: 244)

Д (глав: 131)

Е (глав: 234)

Ж (глав: 24)

З (глав: 97)

И (глав: 409)

К (глав: 239)

Л (глав: 115)

М (глав: 317)

Н (глав: 168)

О (глав: 110)

П (глав: 253)

Р (глав: 139)

С (глав: 384)

Т (глав: 129)

У (глав: 54)

Ф (глав: 124)

Х (глав: 247)

Ц (глав: 81)

Ч (глав: 35)

Ш (глав: 151)

Э (глав: 20)

Ю (глав: 10)

Я (глав: 23)

Библейский словарь Вихлянцева
(1998, Москва, Коптево)

Слова на букву И

◄◄ | | Глава | | ►►

имя

имя [`имя] - в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт 17.5,15; 1Пар 22.9; Иер 20.3; Деян 13.8; Флп 2.9-10; Евр 1.4; 7.2). Теперь имя человеку и предметам зачастую дается как метка, знак, с целью отличить их от других без учёта значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, например, и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, например:

• Авраам (отец множества),

• Бенони (сын скорби),

• Вениамин (сын счастья),

• Галгал (колесо, круг),

• Иаков (держащий за пяту),

• Исав (волосатый),

• Мессия (Помазанный),

• Мицпа (наблюдение),

• Моисей (спасённый из воды),

• Рама (высота) и т.д.

В этом же смысле Адам «дал имена» всем животным - охарактеризовал их (Быт 2.20).

Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, может быть, было дано позже?), например:

• Гаал (непринятие, бунт),

• Гедеон (срубающий),

• Гоморра (потопление, погружение),

• Давид (возлюбленный),

• Дина (суд),

• Евтих (удачливый),

• Иаков (вытесняющий, выживающий),

• Идифун (восхваляющий),

• Исаак (он будет смеяться),

• Ханаан (подвластный) и т.д.

Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: «Скажи имя Твоё» (Быт 32.29, ср. Суд 13.17); также и мы, когда говорим «Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого», имеем в виду не название Бога, а Его значение для нас, Его полноту (ср. Ин 3.18).

Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику, значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные (см., например, следующие):

Авимелех, аГацорфийКедумимРегем-мелех
АмелсарГоимМанахаф, аСамгар-Нево
АпарсыГоренгаатадМениСевина
Асир, гДагиМенухаСела-Гаммахлекоф
Асор, вДума, вМеоннимСиттим, б
АфаримЕмекМефег-ГаамаСоферийцы
БаитИаревМизгавСур, б
Беф-МерхатИекев-ЗивМиллоТавифа
БитронИеминийМифоарТартан
ГагедолимИесодМицпаФарурим
Гад, вИефер, гМицфаФирия, а
ГалменюхотИзреель, дМоре, аФихол
ГаммифкадИосафата долинаОвилХарашима
ГараккахимИр-МелахРабсакХен
ГармиИудияРабсарисХозай
холм (см. также Цоан, Шафир; исключение: «венец дома Иоава»)

В Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В Быт 10.4 Иаван означает Грецию; Киттим - Кипр; Фарсис - далёкие страны, Испанию; в Быт 10.6 Мицраим означает Египет; Ханаан - Палестину и т.д. (ср. Иез 27.13). Также и в Быт 25.2,13-14; 1Пар 1.13-15 (ср. народы древней Палестины).

Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей - род, семья, поколение (см. например, Хареф, Хашум). Так, в Неем 3 почти каждое имя - это группа (ср. ст. 18), также и в Неем 10 - среди приложивших печати есть много имён людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в 1Пар 9.11 сказано: «поселился Азария», хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. также Шевуил, а). В Суд 8.2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка - Авиезером (Суд 6.11), а всех остальных израильтян - Ефремом. Израилем в Библии называются все израильтяне, а Адамом - весь род человеческий.

Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка - например, в 3Ц 15.6 именем Ровоам назван его сын Авия, а псалмы 73; 78; 79 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см. Асаф, б). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. также Ахимелех, а; Екклесиаст, Иодай, а).

Имя по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (Лк 1.59; 2.21), но в дальнейшем могло меняться (Руф 1.20; Иер 20.3; Ин 1.42), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария - Озия, Ана - Мааха, Мемфивосфей - Мериббаал, Гедеон - Иероваал и т.д.

Имя можно восстановить (Руф 4.5,10), имя можно и изгладить (Пс 9.6; От 3.5). Словом имя, поэтому, в От 11.13, по-видимому, названа не отдельная личность, а целая линия потомков.

Имя Господа было предсказано задолго до Его рождения (Ис 7.14; 8.8; 9.6; Иер 23.6) и сказано Иосифу перед самым Его рождением (Мф 1.21) (см. Адонаи, Библия, Ваал, а; Мелех, сын, язык).




имя

SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011