![]() | ||
---|---|---|
Об ущербности скептиков (глав: 7) «Cogito ergo sum» (Decartes) (глав: 3) Гранитный памятник Творцу (глав: 3) Пошто евреи Христа распяли? (глав: 13) Эти слабые женские руки (глав: 2) Жестокость Ветхого Завета (глав: 3) Время распятия Христа (глав: 1) Мойте руки перед едой! (глав: 6) Хранилища и воскрилия одежд (глав: 5) Идолопоклонство vs иконопоклонение (глав: 14) |
Игорь Шиповский, Россия, Тверь День Господень ноябрь 2009 - июль 2010 Шаббат vs день солнца Обычай праздновать (отдыхать, отказываться от работы) в воскресный день существовал в Риме и некоторых других странах задолго до рождества Христова. Первый день недели обычно посвящался солнцу, которое почиталось божеством. Поэтому этот день посвящали богослужениям. В седьмой день - в субботу - поклонялись Богу лишь евреи. Первые христиане, будучи евреями, вполне естественно продолжали праздновать (в смысле праздно проводить день, не работать) именно в субботу. Но христианство с самого начала ширило свои ряды за счёт язычников и, увы, впитывало в себя чуждые традиции. Новообращённым делались поблажки, между иудеохристианами и обращёнными из язычников часто возникали разногласия. В том числе и по вопросу дня для празднования: язычникам был привычнее день солнца, евреям - шаббат.
«В достопочтенный день солнца все (местные) судьи и жители, живущие в городах, должны покоиться, и все мастерские должны быть закрыты. Однако, в сельской местности, люди, занятые сельским хозяйством, могут свободно и законно продолжать свои работы, так как часто случается, что другой день не подходит для посева зерна или насаждения виноградных лоз, и если упустить подходящий момент для таких дел, благословение неба может быть потеряно».
Этот акт светской власти часто называют «воскресным указом». В «курятнике» со ссылкой на Codex Justiniani III, 12, 2 приведён другой перевод: «все судьи, городское население и ремесленники всякого рода в досточтимый день солнца («dies solis» - римское наименование воскресенья) пусть покоятся. Только в деревнях земледельцы путь беспрепятственно и свободно работают. п.ч. часто случается, что в иной день слишком неудобно бывает вверять зерна борозде, или виноград яме, чтобы, утративши удобный случай, не лишиться ниспосылаемого небесным Провидением удобного времени».
• По эдикту имп. Валентиниана I (364–375 г.) в воскресенье «никто из христиан не должен подвергаться взысканию долгов». • Имп. Феодосий Великий запретил в воскресенье публичные зрелища. • По эдикту 385 г. имп. Валентиниана II и Феодосия В. в воскресенье «должно прекращаться ведение всех тяжб, производство торговли, заключение договоров; не должно быть судов ни чрез посредников (третейских), ни чрез назначенных и по выбору судей»; нарушение этого закона каралось как кощунство (sacrilelgus). • Эдиктом Феодосия В. 389 г. действие этого закона распространено на страстную с пасхальной недели. (© Источник: «Толковый типикон») Примерно в то же время соответствующие решения приняла и официальная церковь.
Как свидетельствуют документы истории, «перенесли» день язычники по мотивам, не имеющим ничего общего ни с Танахом, ни с учением Христа. Даже наоборот, вопреки иудейским принципам. В первые века н.э. как никогда были сильны антисемитские настроения. Как это ни удивительно, сам факт распространения еврейской религии, религии порабощённого, почти уничтоженного народа вызывал жуткое раздражение даже у новоиспечённых адептов. Одним из главных мотивов извращения Писания был принцип - лишь бы не так, как у евреев. Вот, например, постановление Лаодикийского собора (343): «Не подобает христианам иудействовать и в субботу праздновать, но делать им в сей день, - а день воскресный преимущественно праздновать, если могут, как христианам. Если же обрящутся иудействующие, то да будут анафема от Христа» (Правила Лаодикийского собора, 29). Антисемитизма хватает и у «отцов церкви», и у более поздних христианских идеологов вплоть до Мартина Лютера. Современные юдофобы типа Кураева очень активно этим пользуются. У римских властей были свои мотивы, главный из которых - сохранение тезиса о божественности императоров.
Но и это не помогло. Просвещённые священнослужители и высокопоставленные вельможи, соблюдающие предписанные обряды евреи продолжали недоумевать и сеять смуту. С развитием книгопечатания сдерживать доступ широких кругов как клира, так и мирян к Священному Писанию стало невозможно. Церковь была вынуждена искать обоснования своим традициям в текстах Библии, в первую очередь в новозаветных. Но, если бы в Новом Завете ясно и понятно было написано, что день празднования должен быть перенесён, то вопроса бы просто не было. Все аргументы сторонников «переноса» основаны лишь на том, что Иисус исцелял в субботу больных и что в нескольких эпизодах ученики Христа собирались в первый день недели.
Наоборот, Иисус утверждает, что исцеление больных - это доброе дело, благотворительность, а не работа. Фарисеи и книжники - знатоки Закона - не могут ему возразить (Марк 3:1-6, Лука 6:6-11). Иисус у евангелистов свято соблюдает субботу (Матфей 12:9-13, Марк 1:21, 3:1-2, 6:2, Лука 4:16, 4:31, 6:6, 13:10), жёны-мироносицы соблюдают субботний покой «по заповеди» (Лука 23:56, Матфей 28:1, Марк 16:1-2), Иосиф Аримафейский соблюдает субботу (Марк 15:42-43). Про иудеев и говорить незачем (Иоанн 18:28, 19:31 и мн. др.). Авторы Евангелий не оставили ни одного комментария, что дескать, это надо было лишь когда-то, до воскресения Христова. Наоборот, Иисус ясно и однозначно заявляет: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Матфея 23:2-3).
• Иисус является одиннадцати Апостолам, ведёт их в Вифанию и там возносится на небо, после чего Апостолы возвращаются в Иерусалим и идут в Храм (Лука 24:33-53). Любопытно, что свою вторую книгу Лука начинает с этого же эпизода, дополняя рассказ указанием, что гора Елеон (где и расположена Вифания) находится «в расстоянии субботнего пути» (Деяния 1:12). Зачем? Уж не хотел ли Лука сказать, что Господь вознёсся на небо именно в субботу? И Апостолы, заметьте, были в этот день вместе - в Храме. • Как-то «Павел и бывшие при нём ... прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели» (Деяния 13:13-14). Что же Павел и его сподвижники имели сказать своим соотечественникам? Вот что сейчас наиболее любопытно: «жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу» (Деяния 13:27). Это событие датируют 48 годом. Во-первых, как минимум 15 лет после воскресения Иисуса евреи продолжали собираться на богослужения «каждую субботу». Во-вторых, Павел хоть как-то упомянул какой-нибудь другой день? Далее. «язычники просили их говорить о том же в следующую субботу» (Деяния 13:42). Павел возразил им? Предложил собраться завтра? Судя по тому, что толпа последовала за Павлом после проповеди (Деяния 13:42), он был классным, весьма убедительным оратором. Может быть, Павел назначил встречу на следующее воскресенье? Ни то, ни другое. «В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие» (Деяния 13:44). Очень важная деталь: собраться в субботу Павла просили не евреи, а язычники! • Как говорится, не прошло и года. Между обращёнными из иудеев и обращёнными из язычников возникли разногласия: нужно ли «обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев» (Деяния 15:5). «для рассмотрения сего дела» (Деяния 15:6) Апостолы и пресвитеры собрались в Иерусалиме. После продолжительных прений Слово получил Иаков. Собравшимся братьям по вере он заявляет: «... [закон] Моисеев ... читается в синагогах каждую субботу» (Деяния 15:21). Апостолы как-нибудь осудили эту практику? Они постановили перенести день празднования на какой-то другой? Первый апостольский собор относят к 49 году. Ещё один год никаких даже намёков на празднование воскресенья! • Прошло ещё два года. Павел, Сила и, очевидно, автор Деяний Лука прибыли в Филиппы. «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися [там] женщинами» (Деяния 16:13). Кто-нибудь из миссионеров призвал собравшихся разойтись по домам и собраться на следующий день, в воскресенье? • Ещё позже христианские проповедники «пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошёл к ним и три субботы говорил с ними из Писаний» (Деяния 17:1-2). После этих проповедей язычники записывались в христиане просто толпами, «великое множество, так и из знатных женщин немало» (Деяния 17:4). Неужели же Павел, будучи искусным оратором, за первые две беседы не смог бы убедить еллинов в необходимости собираться в другой день? • В 59 году Павел пришёл в Коринф, где остался надолго. «Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деяния 18:1-2). Опять же, ну где попытки «перенести субботу на воскресенье»?
Более того, Павел призывает по воскресеньям заниматься финансами: проводить ревизию своего хозяйства, «подбивать бабки», оценивать свои возможности по пожертвованиям и продумывать способы их сохранности: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1-е Коринфянам 16:2). Мыслимо ли в День Господень «пещись» о деньгах?
Подтверждение тезиса о том, что Иисус нарушал субботу, означает согласие с фарисеями со всеми вытекающими отсюда последствиями: «Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря» (Иоанн 9:16). Лично я не могу назвать Иисуса преступником Закона. Мне проще считать, что чего-то не понимает пусть даже весь мир. |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011