Владимир Клюшин (10)

Игорь Горик (5)

Игорь Шиповский (27)

Что такое Библия (глав: 4)

Об ущербности скептиков (глав: 7)

Чудо природы (глав: 4)

Бог, родина, король (глав: 3)

Эволюционизм (глав: 4)

«Cogito ergo sum» (Decartes) (глав: 3)

Гранитный памятник Творцу (глав: 3)

Пошто евреи Христа распяли? (глав: 13)

Эти слабые женские руки (глав: 2)

Жестокость Ветхого Завета (глав: 3)

Крест Господень (глав: 1)

Время распятия Христа (глав: 1)

Имена Бога (глав: 4)

Что такое Логос? (глав: 3)

Мойте руки перед едой! (глав: 6)

Святость (глав: 2)

Библия о пьянстве (глав: 1)

Твердь Небесная (глав: 1)

Добрый самарянин (глав: 4)

Суббота (глав: 5)

Люцифер (глав: 4)

Рожки (глав: 1)

Хранилища и воскрилия одежд (глав: 5)

Идолопоклонство vs иконопоклонение (глав: 14)

Благодатный огонь (глав: 5)

Дело законничества (глав: 1)

Первый апостольский собор (глав: 7)

Георгий Дынкин (5)

Алексей Рыкованов (12)

Сергей Солодовиченко (2)

Елена Самборская (4)

Игорь Шиповский, Россия, Тверь
(род. 1965, Волгоград)

День Господень

ноябрь 2009 - июль 2010

◄◄ | | Глава | | ►►

Шаббат vs день солнца

Обычай праздновать (отдыхать, отказываться от работы) в воскресный день существовал в Риме и некоторых других странах задолго до рождества Христова. Первый день недели обычно посвящался солнцу, которое почиталось божеством. Поэтому этот день посвящали богослужениям. В седьмой день - в субботу - поклонялись Богу лишь евреи. Первые христиане, будучи евреями, вполне естественно продолжали праздновать (в смысле праздно проводить день, не работать) именно в субботу. Но христианство с самого начала ширило свои ряды за счёт язычников и, увы, впитывало в себя чуждые традиции. Новообращённым делались поблажки, между иудеохристианами и обращёнными из язычников часто возникали разногласия. В том числе и по вопросу дня для празднования: язычникам был привычнее день солнца, евреям - шаббат.


Точку в этом вопросе попытался поставить римский император Константин своим эдиктом от 7-го марта 321 года н.э.:

«В достопочтенный день солнца все (местные) судьи и жители, живущие в городах, должны покоиться, и все мастерские должны быть закрыты. Однако, в сельской местности, люди, занятые сельским хозяйством, могут свободно и законно продолжать свои работы, так как часто случается, что другой день не подходит для посева зерна или насаждения виноградных лоз, и если упустить подходящий момент для таких дел, благословение неба может быть потеряно».

Этот акт светской власти часто называют «воскресным указом».

В «курятнике» со ссылкой на Codex Justiniani III, 12, 2 приведён другой перевод:

«все судьи, городское население и ремесленники всякого рода в досточтимый день солнца («dies solis» - римское наименование воскресенья) пусть покоятся. Только в деревнях земледельцы путь беспрепятственно и свободно работают. п.ч. часто случается, что в иной день слишком неудобно бывает вверять зерна борозде, или виноград яме, чтобы, утративши удобный случай, не лишиться ниспосылаемого небесным Провидением удобного времени».


Но, как оказалось, вопрос на этом не был закрыт. Споры и разногласия продолжались, несмотря на давление власти. За этим последовали другие указы:

• По эдикту имп. Валентиниана I (364–375 г.) в воскресенье «никто из христиан не должен подвергаться взысканию долгов».

• Имп. Феодосий Великий запретил в воскресенье публичные зрелища.

• По эдикту 385 г. имп. Валентиниана II и Феодосия В. в воскресенье «должно прекращаться ведение всех тяжб, производство торговли, заключение договоров; не должно быть судов ни чрез посредников (третейских), ни чрез назначенных и по выбору судей»; нарушение этого закона каралось как кощунство (sacrilelgus).

• Эдиктом Феодосия В. 389 г. действие этого закона распространено на страстную с пасхальной недели.

(© Источник: «Толковый типикон»)

Примерно в то же время соответствующие решения приняла и официальная церковь.


Ни один правоверный еврей не мог поклоняться Богу ни в день Солнца, ни в день Луны, ни в день Сатурна. Таких названий в Библии просто быть не может. Это - совершенно другая культура, другие правила, понятия, традиции, принципиально другое отношение к жизни. Дни недели в иврите (за исключением шаббата) до сих пор не имеют названий, в календарях их так и обозначают числительными. Ни один евангелист ни одной клеткой своего мозга не мог бы даже помыслить праздновать шаббат не в шаббат. Это nonsense!

Как свидетельствуют документы истории, «перенесли» день язычники по мотивам, не имеющим ничего общего ни с Танахом, ни с учением Христа. Даже наоборот, вопреки иудейским принципам. В первые века н.э. как никогда были сильны антисемитские настроения. Как это ни удивительно, сам факт распространения еврейской религии, религии порабощённого, почти уничтоженного народа вызывал жуткое раздражение даже у новоиспечённых адептов.

Одним из главных мотивов извращения Писания был принцип - лишь бы не так, как у евреев. Вот, например, постановление Лаодикийского собора (343): «Не подобает христианам иудействовать и в субботу праздновать, но делать им в сей день, - а день воскресный преимущественно праздновать, если могут, как христианам. Если же обрящутся иудействующие, то да будут анафема от Христа» (Правила Лаодикийского собора, 29). Антисемитизма хватает и у «отцов церкви», и у более поздних христианских идеологов вплоть до Мартина Лютера. Современные юдофобы типа Кураева очень активно этим пользуются.

У римских властей были свои мотивы, главный из которых - сохранение тезиса о божественности императоров.


На протяжении всей истории христианства вопрос о субботе оставался для него актуальным. Во все времена существовали группы «субботствующих», и сторонники переноса дня празднования вынуждены были отстаивать своё учение. Никакие преследования «еретиков» вплоть до сжигания их на кострах не могут решить этот вопрос, для этого надо сжечь Библию. А также всех евреев, рассеянных по всему миру и смущающих «правоверных» христиан. Кому-то это может показаться парадоксальным, но христианская церковь действительно объявила Библию запрещённой литературой на многие века:

«Период Фиатирской церкви охватывает промежуток времени с 538 по 1798 гг. и характеризуется полным отступлением от учения Христа Иисуса, папским террором и деспотизмом, запретом на чтение библии под страхом смерти, инквизицией

«1229 г. н.э. - Инквизиция в Тулузе, во Франции выходит указ о запрете на чтение Библии. Этот указ касается мирян (людей, которые не имеют отношения к духовенству). Собор в Тулузе опубликовал несколько канонов против тех, кто придерживается Субботы. ... Канон 14 - Мирянам не разрешается владеть ни Новым ни Ветхим Заветом.»

«В 1229 г. на соборе в Тулузе определяются меры инквизиции: создаются комиссии для розыска еретиков, вводятся обязательная помощь мирян в этом деле, вводятся обязательные клятвы и причастия, запрещается мирянам держать в домах Библию, возникает запрет на профессии для еретиков.»

Но и это не помогло. Просвещённые священнослужители и высокопоставленные вельможи, соблюдающие предписанные обряды евреи продолжали недоумевать и сеять смуту. С развитием книгопечатания сдерживать доступ широких кругов как клира, так и мирян к Священному Писанию стало невозможно. Церковь была вынуждена искать обоснования своим традициям в текстах Библии, в первую очередь в новозаветных. Но, если бы в Новом Завете ясно и понятно было написано, что день празднования должен быть перенесён, то вопроса бы просто не было. Все аргументы сторонников «переноса» основаны лишь на том, что Иисус исцелял в субботу больных и что в нескольких эпизодах ученики Христа собирались в первый день недели.


Спустя десятилетия после воскресения Христа, когда писались Евангелия, их авторы уже могли бы написать, что заповедь о субботе изменена. Так нет же! Ни одного внятного указания на этот счёт!

Наоборот, Иисус утверждает, что исцеление больных - это доброе дело, благотворительность, а не работа. Фарисеи и книжники - знатоки Закона - не могут ему возразить (Марк 3:1-6, Лука 6:6-11). Иисус у евангелистов свято соблюдает субботу (Матфей 12:9-13, Марк 1:21, 3:1-2, 6:2, Лука 4:16, 4:31, 6:6, 13:10), жёны-мироносицы соблюдают субботний покой «по заповеди» (Лука 23:56, Матфей 28:1, Марк 16:1-2), Иосиф Аримафейский соблюдает субботу (Марк 15:42-43). Про иудеев и говорить незачем (Иоанн 18:28, 19:31 и мн. др.). Авторы Евангелий не оставили ни одного комментария, что дескать, это надо было лишь когда-то, до воскресения Христова. Наоборот, Иисус ясно и однозначно заявляет: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Матфея 23:2-3).


Да и после того:

• Иисус является одиннадцати Апостолам, ведёт их в Вифанию и там возносится на небо, после чего Апостолы возвращаются в Иерусалим и идут в Храм (Лука 24:33-53). Любопытно, что свою вторую книгу Лука начинает с этого же эпизода, дополняя рассказ указанием, что гора Елеон (где и расположена Вифания) находится «в расстоянии субботнего пути» (Деяния 1:12). Зачем? Уж не хотел ли Лука сказать, что Господь вознёсся на небо именно в субботу? И Апостолы, заметьте, были в этот день вместе - в Храме.

• Как-то «Павел и бывшие при нём ... прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели» (Деяния 13:13-14). Что же Павел и его сподвижники имели сказать своим соотечественникам? Вот что сейчас наиболее любопытно: «жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу» (Деяния 13:27). Это событие датируют 48 годом. Во-первых, как минимум 15 лет после воскресения Иисуса евреи продолжали собираться на богослужения «каждую субботу». Во-вторых, Павел хоть как-то упомянул какой-нибудь другой день?

Далее. «язычники просили их говорить о том же в следующую субботу» (Деяния 13:42). Павел возразил им? Предложил собраться завтра? Судя по тому, что толпа последовала за Павлом после проповеди (Деяния 13:42), он был классным, весьма убедительным оратором. Может быть, Павел назначил встречу на следующее воскресенье? Ни то, ни другое. «В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие» (Деяния 13:44). Очень важная деталь: собраться в субботу Павла просили не евреи, а язычники!

• Как говорится, не прошло и года. Между обращёнными из иудеев и обращёнными из язычников возникли разногласия: нужно ли «обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев» (Деяния 15:5). «для рассмотрения сего дела» (Деяния 15:6) Апостолы и пресвитеры собрались в Иерусалиме. После продолжительных прений Слово получил Иаков. Собравшимся братьям по вере он заявляет: «... [закон] Моисеев ... читается в синагогах каждую субботу» (Деяния 15:21). Апостолы как-нибудь осудили эту практику? Они постановили перенести день празднования на какой-то другой? Первый апостольский собор относят к 49 году. Ещё один год никаких даже намёков на празднование воскресенья!

• Прошло ещё два года. Павел, Сила и, очевидно, автор Деяний Лука прибыли в Филиппы. «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися [там] женщинами» (Деяния 16:13). Кто-нибудь из миссионеров призвал собравшихся разойтись по домам и собраться на следующий день, в воскресенье?

• Ещё позже христианские проповедники «пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошёл к ним и три субботы говорил с ними из Писаний» (Деяния 17:1-2). После этих проповедей язычники записывались в христиане просто толпами, «великое множество, так и из знатных женщин немало» (Деяния 17:4). Неужели же Павел, будучи искусным оратором, за первые две беседы не смог бы убедить еллинов в необходимости собираться в другой день?

• В 59 году Павел пришёл в Коринф, где остался надолго. «Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деяния 18:1-2). Опять же, ну где попытки «перенести субботу на воскресенье»?


Я привёл в пример предельно ясные тексты, которые просто невозможно перевернуть никаким словоблудием. В Новом Завете полным-полно и других эпизодов, говорящих о том, что воскресенье учениками Христа ничем не выделялось. Да, описано несколько случаев, когда они собирались в первый день недели. Но: а) это единичные случаи, в то время как специальные собрания по субботам - явление массовое и повсеместное; б) Апостолы тогда собирались сами или собирали народ в любой день, когда это представлялось возможным. Например, иудеи Верии «приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания» (Деяния 17:11). См. также: Деяния 2:47, 16:5, 17:17, 19:9, 2-е Коринфянам 11:28 и др.

Более того, Павел призывает по воскресеньям заниматься финансами: проводить ревизию своего хозяйства, «подбивать бабки», оценивать свои возможности по пожертвованиям и продумывать способы их сохранности: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1-е Коринфянам 16:2). Мыслимо ли в День Господень «пещись» о деньгах?


Позвольте прорезюмировать. Перенос празднования шаббата на день солнца не имеет библейских оснований. Это произошло значительно позже евангельских событий, вопреки библейскому учению, вследствие проникновения в христианство языческих традиций и антисемитских настроений. Для первых христианских общин, как иудейских, так и смешанных, и даже чисто языческих субботние собрания были обязательны. Никаких указаний об изменении дня празднования или хотя бы осуждения иудейского шаббата Библия не содержит. Информация о праздновании воскресенья содержится во внебиблейских источниках. Споры на тему переноса субботы или даже отмены этой ветхозаветной заповеди - это не вопрос понимания Писания, а вопрос: чему мы больше верим - Библии или догматам своей церкви?

Подтверждение тезиса о том, что Иисус нарушал субботу, означает согласие с фарисеями со всеми вытекающими отсюда последствиями: «Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря» (Иоанн 9:16). Лично я не могу назвать Иисуса преступником Закона. Мне проще считать, что чего-то не понимает пусть даже весь мир.


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011