![]() | ||
---|---|---|
Об ущербности скептиков (глав: 7) «Cogito ergo sum» (Decartes) (глав: 3) Гранитный памятник Творцу (глав: 3) Пошто евреи Христа распяли? (глав: 13) Эти слабые женские руки (глав: 2) Жестокость Ветхого Завета (глав: 3) Время распятия Христа (глав: 1) Мойте руки перед едой! (глав: 6) Хранилища и воскрилия одежд (глав: 5) Идолопоклонство vs иконопоклонение (глав: 14) |
Игорь Шиповский, Россия, Тверь Идолопоклонство vs иконопоклонение июнь 2008 Есть ли разница между языческими и христианскими идолами? ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ, в ветхозаветных преданиях золотой (или позолоченный) идол быка, которому поклонялись как воплощению самого Бога. В переносном смысле - олицетворение богатства, денег. © «Большой энциклопедический словарь» Изображение. (I) … Хотя поклонение И. было строго запрещено Законом (Исх 20:4 и след.), но с того момента, как Аарон изготовил золотого тельца (Исх 32:4 и след.), и до времен Иосии (4Цар 23:14 и след.) оно, тем не менее, постоянно практиковалось израильтянами. В Северном царстве почитание истинного Бога неразрывно соединялось с поклонением некоему И. (чаще всего в образе быка, к-рый в Библии презрит. именуется тельцом, 3Цар 12:28 и след.). … И. херувимов на ковчеге завета (Исх 25:18-20) в скинии (Исх 26:1,31) и в храме не подпадают под запрещение, т.к. они были изготовлены по велению Самого Бога. Это же относится и к железному змею (Чис 21:8 и след.); основываясь на 1Пар 28:19, подобный вывод можно сделать и в отношении двенадцати литых волов, поддерживавших медное море (3Цар 7:25). Все эти И. не были предназначены для их почитания наряду с Богом. Но насколько тонкой в этих случаях была граница между богопочитанием и поклонением И. и сколь важной была вторая заповедь (Десять заповедей, II) {sic!}, можно убедиться, вспомнив поклонение золотому тельцу Аарона и медному змею, к-рого в конце концов вынужден был «истребить» Езекия (4Цар 18:4), дабы прекратить идолопоклонство. © «Предметно-именной указатель Брокгауза», статья «Изображение» Пример 1: золотой телец Аарона Идол, сделанный народом в Синайской пустыне, не был символом языческого бога, это было «изображение» Израильского Бога: «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев [сие], Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу» (Исход 32:4-5, а также 32:8, Неемия 9:18). Сам Бог отверг такой вид поклонения: «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исход 32:7-8, а также Второзаконие 9:12). Моисей «взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» (Исход 32:20, а также Второзаконие 9:21). «И поразил Господь народ за сделанного тельца» (Исход 32:35). Библейские характеристики поклонения образу вместо самого Бога: • «грех», «грехи», «грех великий» (Исход 32:21, 30, 31, 32, 34, Второзаконие 9:18, 21); • «зло» (Второзаконие 9:18); • «развратился народ» (Второзаконие 9:12); • «уклонились они от пути, который Я заповедал» (Второзаконие 9:12, 9:16); • «променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву» (Псалтирь 105:19-21); • «заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих» (Евреям 3:8-11); • «Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть» (1-е Коринфянам 10:7). «Образ» Бога назван: • «истукан» (Псалтирь 105:19, Второзаконие 9:12); • «идол» (Деяния 7:41). Пример 2: служение сыновей Аарона «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним» (Левит 10:1-2). Этот случай убедительно доказал Аарону и всему народу, что даже из самых лучших побуждений нельзя пороть отсебятину и нарушать предписанный порядок богослужения. Аарон был настолько напуган, что отказался есть принадлежащую ему долю жертвоприношения во внеурочное время (Левит 10:16-20). Пример 3: тельцы Иеровоама После смерти Соломона основавший Северное царство и воцарившийся в нём Иеровоам (сын Наватов) предпринял попытку поменять предписанный порядок богопоклонения: «И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане. И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному [из] [них], даже в Дан. И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных. И установил Иеровоам праздник в восьмой месяц, в пятнадцатый день месяца, подобный тому празднику, какой был в Иудее, и приносил жертвы на жертвеннике» (3-я Царств 12:28-32). Бог наказал Иеровоама: «И одеревенела рука его, … и не мог он поворотить ее к себе. И жертвенник распался, и пепел с жертвенника рассыпался, по знамению, которое дал человек Божий словом Господним» (3-я Царств 13:1-5). |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011