![]() | ||
---|---|---|
Об ущербности скептиков (глав: 7) «Cogito ergo sum» (Decartes) (глав: 3) Гранитный памятник Творцу (глав: 3) Пошто евреи Христа распяли? (глав: 13) Эти слабые женские руки (глав: 2) Жестокость Ветхого Завета (глав: 3) Время распятия Христа (глав: 1) Мойте руки перед едой! (глав: 6) Хранилища и воскрилия одежд (глав: 5) Идолопоклонство vs иконопоклонение (глав: 14) |
Игорь Шиповский, Россия, Тверь Идолопоклонство vs иконопоклонение июнь 2008 Что изображено на иконах? Для первых христиан было характерно резко отрицательное отношение к античной культуре, прежде всего к древним верованиям и изобразительному искусству. В Откровении Иоанна идолопоклонникам была уготована страшная участь: «Кто поклоняется зверю и образу его… тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем» (14: 9-10). … Первые христиане не могли и помыслить изобразить Бога - это было запрещено в иудаизме и могло восприниматься как идолопоклонство. Христианские философы-богословы давали обоснование отказу от изображений уже в рамках христианского {sic!} мировоззрения. Климент Александрийский учил, что поклоняться существу бестелесному (имеется в виду Бог), доступному лишь духовному зрению, изображая Его в телесных формах, значит только унижать Его; для Климента изображения - всего лишь прах, как он писал в своем сочинении «Увещевание язычникам». Осуждение изображений не только Божества, но и почитаемых святых встречается и в некоторых апокрифах. Так, в апокрифических Деяниях Иоанна описывается эпизод, когда обращенный Иоанном Ликомед из Эфеса в благодарность апостолу и для сохранения памяти о нем тайно от Иоанна заказывает художнику написать его портрет: Ликомед спрятал художника в комнате, откуда можно было видеть апостола. Когда портрет был готов, почитатель Иоанна показал его апостолу Но тот не сразу узнал себя, как сказано в апокрифе, он никогда не видел своего отражения (деталь, показывающая, что апостол не придавал значения своей внешности), а когда Иоанна подвели к зеркалу и тот понял, что изображен именно он, апостол огорчился и произнес целую проповедь о том, что живописец изобразил лишь внешний вид, который могут увидеть все. «Будь лучше ты, моим живописцем, Ликомед: ты имеешь те краски, которые через меня дал тебе Иисус, изобразивший нас всех с тобой… И есть краски, которыми я велю тебе пользоваться: вера в Бога, знание, благоговение, кротость, простота, братолюбие, чистота …». Кончается проповедь Иоанна жесткими словами: «Ты изобразил мертвый образ мертвого» {sic!} (26-29). Автор этих деяний отрицал возможность портретных изображений человека, поскольку для него имела значение только духовная сущность человека и духовная связь между святым и его почитателями. Однако установка только на духовное зрение не могла быть близка основной массе христиан, живших в окружении зримых и звучащих образов античной культуры. … Можно предположить, что первыми христианскими изображениями были символы. Христианская символика складывалась постепенно; естественно, что христиане многое черпали из окружающего их мира - это происходило и в литературных памятниках, и на уровне повседневной жизни. Если судить по надгробиям и росписям в катакомбах, христиане могли использовать языческие символы, переосмысливая их. До официального признания христианства почитатели Иисуса, не всегда решаясь открыто объявлять себя христианами … использовали тот тип языческих надгробий, который не противоречил их представлениям, и по-своему объясняли входившие в них изображения. Часто изображались виноград и виноградная лоза, что входило и в языческий культ бога Диониса: вино имело сложную символику, олицетворяло оно и кровь Христову, и было символом вечной жизни (в Евангелии от Иоанна рассказывает о чуде в Кане - претворении воды в вино - символ крови Христовой); рыба символизировала душу, «уловленную Христом», а также самого Христа: буквы, входящие в греческое слово ихтюс (рыба), расшифровывались как «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»; голубь воспринимался символом Святого Духа. Крест как главный символ появился сравнительно поздно - в IV в., но на малоазийских надгробиях христиане, чтобы как-то отделить себя от язычников и в то же время не заявить о себе открыто, писали в конце надписи в традиционной формуле «памяти ради» (мнемес харин) букву Х в виде креста. … Но наряду с отдельными символами со второй половины II в. возникает и развивается христианское изобразительное искусство; сентенции Отцов церкви против изображений существовали будто сами по себе {sic!}, не влияя на вкусы и эстетические пристрастия рядовых христиан. Именно поэтому с относительно ранними примерами такого искусства можно познакомиться в росписях катакомб. … Со второго века появляются и собственно христианские мотивы - изображения евхаристии: люди, сидящие за столом, преломляющие хлеб; в росписях катакомб Св. Калликста по бокам от стола видны корзины, наполненные хлебом - как напоминание о чуде, свершенном Иисусом в пустыне и накормившем голодных. … Важным этапом в становлении христианского изобразительного искусства были поиски подходов к зримому образу Иисуса, т.е. к Его изображению. Не решаясь представить непосредственно человеческий облик Иисуса, живописцы в катакомбах использовали образ Доброго пастыря - юноши с овцой на плечах (символ спасенной души) или окруженного овцами - верующими. … Постепенно идут поиски собственно иконографии Иисуса. Евсевий Кесарийский сохранил апокрифическую легенду о том, что сам Иисус обтер свое лицо платом, запечатлел на нем свое изображение и послал его царю Осроэны Авгару - тем самым изображение Христа словно получило Его благословение. Складывается и легенда о том, будто бы евангелист Лука писал портрет Богоматери. … Примерно с того же времени, что и изображения Иисуса, развивается и иконография Богоматери. Обычно ее изображают с Младенцем на руках, сидящей или стоящей. … Богоматерь с самого начала стараются изобразить прекрасной. … В некоторых фресках появляются изображения апостолов, в частности Петра и Павла, представленных, как и во всей последующей христианской живописи, лысоватыми, немолодыми мужчинами. Атрибуты Петра - ключи, которые протягивает ему Христос, у Павла - свиток (Закона?). У нас нет свидетельств, что эти изображения были объектом поклонения {sic!}, а не просто иллюстрацией к Священному Преданию. … На Западе иконы становятся неотъемлемой частью украшения храма, но, в отличие от сложившегося окончательно в средневековой Византии иконопочитания {sic!} изображения для западных иерархов не обладали сакральностью, но служили украшением, иллюстрацией Священного Писания («Библией для неграмотных») для усиления благоговения. © И.С. Свенцицкая, доктор исторических наук: «Изгои вечного города». Издательство «Вече», г. Москва, 2006 год, (стр. 266-290) Мн. И. несут … отпечатки и др. религ. представлений, напр., культа животных. Так, «св. дух» изображался на них в виде голубя, евангелитсы Лука - в образе быка, Иоанн - орла, Марк - льва. Вплоть до XVIII в. св. Христофор изображался в России с песьей головой. Иисус Христос рисовался в виде барана или рыбы, и только на Трульском соборе (692) было постановлено изображать его в человеч. облике. … Христ. иконография формировалась под большим влиянием изображений др.-греч., инд. и иранских богов. Образ Христа во многом повторял образ Митры. Иконописными прообразами девы Марии служили изображения Исиды, Кибелы, Астарты. … Производство икон было строго регламентировано и находилось под контролем церкви. © АН СССР, Институт философии: «Краткий научно-атеистический словарь». Издательство «Наука», Москва, 1964 год, статья «Икона» (стр. 230) … Раннехрист. искусство зародилось в подземных усыпальницах - катакомбах и сначала имело преимущ. декоративный {sic!} характер. Но вскоре оно стало включать и библейско-иллюстративные мотивы. Нередко они были навеяны образами евангельских притч, такими как агнец, виноградная лоза, Добрый Пастырь и т.д. Затем на стенах гробниц появились и развернутые сюжетные композиции Девы Марии с Младенцем, Крещения Господня, поклонения волхвов, исцеления расслабленного, умножения хлебов, воскрешения Лазаря, Христа и апостолов. … На рубеже 2-3 вв. лик Христа в катакомбном И.и. был еще условно-обобщенным, Его представляли безбородым юношей, но с 3 в. постепенно закрепился т.н. «исторический образ», к-рый с тех пор становится господствующим в иконографии. … Распятия появляются не раньше 5-6 вв., фактически уже в рамках визант. искусства. … Византийское И.и. (4-15 вв.) … Византия создала уникальный жанр иконописи и фрески. Византийское И.и. было, как правило, анонимным, в нем царили традиция и канон {sic!}. Канон подчеркивал, что образ есть не результат только личного творчества, а отражение церковного Предания Священного {sic!}. … Древнерусское И.и. (11-16 вв). Приняв христианство из Византии, древняя Русь заимствовала у нее и основные принципы религиозного И.и. Однако сравнительно быстро мастера Руси нашли собственные пути, к-рые, не нарушая канона, выявили своеобразие национального гения. … Россия в 17 в. переживала трудную полосу перехода к новому европейскому бытию. В И.и. еще сохранялись старые иконописные каноны, но в них уже проникали зап. веяния, медленно разрушавшие традиционные принципы перспективы и изображения ликов. Зачастую, подчиняясь заказчикам, мастера заимствовали композиции из иноземной графики. Так, для церкви Св.Троицы в Москве (сер. 17 в.) фрески были написаны по образцам гравюр Библии Пискатора. Однако рус. изографы лишь отталкивались от этих образцов, создавая вполне самобытные творения. © о. Александр Мень: «Библиологический словарь». Издательство «Фонд им. Александра Меня», Москва, 2002 год, статья «Изобразительное искусство и Библия» Иконопись была создана и получила широкое распространение в Византии в те времена, когда грамотность была уделом немногих … В известной мере сходная ситуация была и на Руси … И.и ц.с. играли роль своеобразной «книги для неграмотных», помогая запоминать библ. события и давая им толкование. Образованные слои общества воспринимали именно толковательный аспект И.и ц.с., придавая им в те или иные эпохи символич. смысл, далеко не всегда однозначный. Различия были связаны с особенностями времени и спецификой образов. Иконы создавались в согласии с церк. традицией. Устойчивые иконописные каноны существовали для изображения тех или иных лиц и моментов свящ. истории. … На иконах Благовещения изографы … также вводили сцены, навеянные апокрифами (Дева у колодца, Дева за пряжей). Развитие И.и ц.с. шло от условной иллюстративности к многогранному богосл. символизму. … Т.о., иконопись стремилась раскрыть внутренний смысл церк.-библ. учения. Свящ. история говорила в иконописи не только о событиях прошлого, но и о вечности. Свв. отцы, защитники иконопочитания, отвергли возможность изображения Бога невоплощенного, Бога Отца. {sic!} Вопрос этот не раз обсуждался в церкви. Запрет таких изображений был подтвержден и на Московском Соборе 1654. Исключение делалось лишь для икон апокалиптич. содержания, «ради тамошних видений». Однако изображения Бога Отца все же продолжали появляться (древнейшее - в рукописи Иоанна Лествичника 11 в.). … Отход от историзма проявляется в них двояко: иногда среди апостолов нет Богоматери, а нередко среди них помещается ап. Павел, к-рого в действительности не было среди учеников в день сошествия Св. Духа. © о. Александр Мень: «Библиологический словарь». Издательство «Фонд им. Александра Меня», Москва, 2002 год, статья «Иконопись и церковная стенопись как истолкователи Библии» {sic!} Портретного описания Иисуса Назаретянина в Библии нет. Равно как нет описаний внешнего вида Апостолов, девы Марии и других персонажей изографии. Мало кто из иконописцев утруждал себя изучением иудейского быта, одежды, архитектуры, природы Святой Земли и т.д. Средневековые изображения Христа ничем не отличаются от портретов донов и сеньоров того времени: ни интерьером, ни одеждой, ни даже чертами лица. Кого и в каком виде изображать на иконах - определяется традицией каждой церкви. Дело с описанием Бога гораздо запутаннее. • «Бога не видел никто никогда» (Иоанн 1:18); • «Бога никто никогда не видел» (1-е Иоанна 4:12); • «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исход 33:20); • «подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть [Его], и чтобы не пали многие из него» (Исход 19:21); • «единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1-е Тимофею 6:16). В то же время: • «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Бытие 32:30); • «Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили» (Исход 24:9-11); • «теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов 42:5); • «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Даниил 7:9-10); • «и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади» (Откровение 4:2-11). Многие стихи Библии говорят о наличии у Бога вполне человеческих органов: лицо, глаза, уши, сердце, рука, десница, мышцы и т.д. Тем не менее: • «Бог есть дух» (Евангелие от Иоанна 4:24); • «Бог есть свет» (1-е Иоанна 1:5); • «Бог есть истина» (Иеремия 10:10); • «Бог есть любовь» (1-е Иоанна 4:8; 4:16); • «Бог … есть огнь поядающий» (Второзаконие 4:24, Евреям 12:29; Исход 24:17); • «Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо. Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над кругом земли» (Исаия 40:18-22). {sic!} Можно смело утверждать, что нигде, в т.ч. ни на одной иконе нет изображений Бога. |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011