Владимир Клюшин (10)

Игорь Горик (5)

Игорь Шиповский (27)

Что такое Библия (глав: 4)

Об ущербности скептиков (глав: 7)

Чудо природы (глав: 4)

Бог, родина, король (глав: 3)

Эволюционизм (глав: 4)

«Cogito ergo sum» (Decartes) (глав: 3)

Гранитный памятник Творцу (глав: 3)

Пошто евреи Христа распяли? (глав: 13)

Эти слабые женские руки (глав: 2)

Жестокость Ветхого Завета (глав: 3)

Крест Господень (глав: 1)

Время распятия Христа (глав: 1)

Имена Бога (глав: 4)

Что такое Логос? (глав: 3)

Мойте руки перед едой! (глав: 6)

Святость (глав: 2)

Библия о пьянстве (глав: 1)

Твердь Небесная (глав: 1)

Добрый самарянин (глав: 4)

Суббота (глав: 5)

Люцифер (глав: 4)

Рожки (глав: 1)

Хранилища и воскрилия одежд (глав: 5)

Идолопоклонство vs иконопоклонение (глав: 14)

Благодатный огонь (глав: 5)

Дело законничества (глав: 1)

Первый апостольский собор (глав: 7)

Георгий Дынкин (5)

Алексей Рыкованов (12)

Сергей Солодовиченко (2)

Елена Самборская (4)

Игорь Шиповский, Россия, Тверь
(род. 1965, Волгоград)

Идолопоклонство vs иконопоклонение

июнь 2008

◄◄ | | Глава | | ►►

Что Библия понимает под идолом и идолопоклонством?

Идол, идолослужение.

I: 1) под «идолами» (Лев 19:4; 3 Цар 21:26; Иез 30:13; 1 Фес 1:9), «чужими богами» (Втор

31:16), «богами» (1 Цар 7:3), «иными богами» (Нав 24:2; 3 Цар 1 1:4), «другими богами» (Исх 20:3; Суд 2: 17), «богами народов», т.е. язычников (4 Цар 18:33), или богами арам., сидонскими и т.д. (Суд 10:6), а также под «мерзостью» (3 Цар 11:5,7;Иез 20:7) подразумеваются языч. божества и их изображения (Исх 23:24; Втор 27:15; 4 Цар 23:24; Ис 2:8; Иез 22:3,4; Наум 1:14) … 2) при идолослужении место невидимого Бога занимают видимые изображения, имеющие человеч. образ или образ животного (Втор 4:16-18; Рим 1:23). К ним и обращено поклонение, предназнач. Господу. Однако Бог не желает давать «славы Своей иному и хвалы Своей истуканам» (Ис 42:8); под страхом смерти запрещает Он в Законе любое {sic!} идолослужение и повелевает искоренить идолопоклонство в Ханаане (Исх 20:3-5; 23:13,24,32,33; Втор 12:1-3,29-31; 13). Несмотря на это, израильтяне постоянно обращались к идолослужению, чем и навлекли на себя Божье наказание (4 Цар 17:7-23). Противоестественность подобного отношения к Богу раскрывают израил. пророки, сравнивающие идолослужение с прелюбодеянием, развратом и блудом, намекая тем самым на распространенные в то время культовые обычаи. В НЗ идолослужение названо в числе тех человеч. грехов, к-рые не позволяют наследовать Царство Божье (1 Кор 6:9,10; 10:14; Откр 21:8; 22:15). При этом под идолослужением следует понимать нечто большее, чем просто почитание языч. божеств: {sic!} в Еф 5:5 и Кол 3:5 идолопоклонством названо любостяжание, а в 1 Цар 15:23 - «волшебство» и «противление» т.е. грехи людей, ставящих на место Бога собственное «я» (ср. Мф 6:24); 3) в Библии высмеиваются ничтожность и бессилие истуканов - бездушных (Пс 105:28), суетных (Иер 2:5), безгласных И. (Авв 2:18; 1 Кор 12:2). Они не в силах как помочь человеку, так и навредить ему (Иер 2:28; 10:5; ср. Иер 7): «Ибо все боги народов ничто; а Господь небеса сотворил» (1 Пар 16:26; Пс 95:5). Но все вышесказ. не отменяет существования демонич. сил, стоящих за изображениями истуканов {sic!}. Эти силы не могут угрожать Богу, т.к. Господь превознесен над всеми «богами», Он - Бог и Владыка всех «богов» (Втор 10:17; Пс 94:3; 96:9), «которые в существе - не боги» (2 Пар 13:9; Гал 4:8). Однако эти силы могут представлять угрозу для человека, даже если он служит им неосознанно {sic!}

II: 1) в качестве материалов, служивших для изготовления фигурок И., в Библии названы дерево (Ис 40:20; 44:13), камень (4 Цар 19:18; Иер 2:27), золото, серебро, медь и железо (Исх 20:23; Ис 44:12; дан 5:4; Откр 9:20). Наряду с литыми И. (Исх 34:17; Ис 42:17) упоминаются И. в окладах из серебра и золота (Ис 30:22), а также украшенные золотом и серебром деревянные истуканы (Иер 10:3-5). Литые фигуры иногда покрывали золотом и украшали серебряными цепочками (Ис 40:19). Иезекииль повествует о настенных изображениях (Иез 8:10), вероятно, имея в виду рисунки.

© Фритц Ринекер, Герхард Майер: «Библейская энциклопедия Брокгауза». Издательство «Християтска Зоря», г. Кременчуг (Украина), 1999 год, статья «Идол, идолослужение» (стр. 366-367)


Идол (в еврейском тексте в различных местах имеет следующие значения: ложный бог, кумир, тщета, суета, пустота, истукан, страшилище, ужас) - изображение из металла, камня или дерева, напоминающее человека, животного или рыбу для поклонения природным силам, которые языческие народы обожествляли (Рим 1.25). … Такие изображения делались иногда очень больших размеров для установки их в храмах (1Ц 5.2) или на полях для массового поклонения (Дан 3.1), но немало их, видимо, было и небольшого, «семейного» формата (Ис 44.13). Такие изображения и изваяния делали и израильтяне, поддавшись влиянию окружавших их племен (Пс 105.19-21), на протяжении всей своей истории, то глубоко погружаясь в идолопоклонство, то временно отходя от него. … В более широком смысле, идол - это всякий предмет, убеждение или деятельность, которые занимают в сознании и жизни человека центральное место, то есть место Бога. {sic!}

© Вихлянцев В.П.: «Библейский словарь к русской канонической Библии Синодального перевода 1816-76 гг.», статья «Идол»


Идолопоклонство - поклонение ложным богам и идолам, принесение им жертв, возлагание на них надежд. … Поклонение в древности (когда люди еще вели себя «примитивно» - нелицемерно, открыто) осуществлялось перед видимыми изображениями этих богов (идолов), им приносились в явном виде человеческие жертвы (Иер 7.31; 19.5), но позже идолопоклонство стало приобретать скрытый, лицемерный характер. Ко времени Христа иудеи уже давно перестали ставить столбы с изображениями ваалов, хотя они отнюдь не перестали быть идолопоклонниками. Священное писание прямо называет идолослужением, например, любостяжание (Кол 3.5) и вообще всякую деятельность, связанную с принесением жертв не Богу {sic!} (1Кор 10.19-20).

© Вихлянцев В.П.: «Библейский словарь к русской канонической Библии Синодального перевода 1816-76 гг.», статья «Идолопоклонство»


ИДОЛЪ, КУМИРЪ (Исх. XX, 3, 4, Втор. IV, 16, Рим. II, 22, I Кор. VIII, 4, I Iоан. V, 22) - есть изображенiе какой либо твари небесной или земной, или въ водахъ живущей, которой вмѣсто Бога покланяются и служатъ. Вторая заповѣдь запрещаетъ покланяться идоламъ, какъ мнимымъ божествамъ или какъ изображенiямъ ложныхъ боговъ. Названiя идоловъ въ Еврейскомъ языкѣ различны и наиболѣе употребительныя суть слѣдующiя:

Елиламъ или суетность, ничтожество. Идолы назывались такъ, потому что истинные чтители Бога смотрѣли на нихъ, какъ на вещь, не имеющую никакого значения. Елилъ (Исаiи LVII, 5) - ложные боги. Гиллулимъ (Лев XXVI, 30 и др.) - обрубки, истуканы, пни. Гевелъ или Авенъ (Втор. XXXII, 21 и др. ) - тщета, пустота. Хамманимъ (II Пар. XXXIV, 7) - быть можетъ изображенiе Ваал-Хамона, бога солнца. Миѳлецеѳ (III Цар. XV, 13) - предметъ страха, ужаса, страшилище. Шиккутцъ (II Пар. XV, 7) - мерзость языческая. Семелъ (II Пар. XXXIII, 7, 15) - образъ, символъ, подобiе. Терафимъ (Зах. X, 11) - изображенiя домашнихъ боговъ, подобныхъ пенатамъ у Римлянъ. Ихъ почитали виновниками домашняго счастiя и вопрошали, какъ оракуловъ (Суд. XVII, 5, Iез. XXI, 21 и др.).

© Архимандрит Никифор: «Библейская энциклопедия». Репринтное издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 1990 год, статья «Идол, кумир» (стр. 286)


{sic!} Я многократно проверял соответствие «Библейской симфонии» масоретским текстам и каждый раз убеждался в её точности, поэтому доверяю этому изданию. Библейская лексика - термины и их значения, а также варианты переводов в Синодальной Библии - подробно рассмотрена в следующей главе.


Идол, идолопоклонство и идолослужение. Идол - то, пред чем преклоняются вместо Бога, вообще все то, что отвлекает сердце от Бога; так любостяжание называется идолослужением: Кол. 3:5. Идолами Слово Божие называет также различные избранные и освященные предметы, истуканы или подобия, которым поклоняются и которых чтут; так говорится в Втор. 29:17 о мерзостях и о деревянных, каменных, серебряных и золотых кумирах египтян и других языческих народов. Это есть идолослужение в грубой форме. Не менее заслуживает порицания и та более утонченная форма, когда желают служить истинному Богу, почитая Его образ или подобие подобно тому, как израильтяне поклонялись Иегове перед изображением золотого тельца; о чем псалмопевец поет: «Сделали тельца у Хорива, и поклонились истукану. И променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте, дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря» (Пс. 105:19-22). Идолослужение или, выражаясь другими словами, забывание Бога, есть проклятие для человека.

… О внутреннем основании, сущности идолослужения Павел выражается достопамятными словами: «Они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку {sic!}, и птицам и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они осквернили свои тела; они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари, вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим. 1:21-25).

… когда греческие обычаи и богослужение распространилось по Востоку, среди евреев также возникла так называемая либеральная партия, которая поддалась языческим прелестям, и приняла языческое богослужение; дошло до того, что сирийскому царю Антиоху удалось разорить храм Господень и обратить его в храм Зевса Олимпийского. … Кто не хотел служить идолам и есть свинину, кто обрезывал своих детей и соблюдал субботу в святости, - наказывался смертью.

© Эрик Нюстрем: «Библейский словарь», статья «Идол, идолопоклонство и идолослужение»


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011