Владимир Клюшин (10)

Игорь Горик (5)

Игорь Шиповский (27)

Что такое Библия (глав: 4)

Об ущербности скептиков (глав: 7)

Чудо природы (глав: 4)

Бог, родина, король (глав: 3)

Эволюционизм (глав: 4)

«Cogito ergo sum» (Decartes) (глав: 3)

Гранитный памятник Творцу (глав: 3)

Пошто евреи Христа распяли? (глав: 13)

Эти слабые женские руки (глав: 2)

Жестокость Ветхого Завета (глав: 3)

Крест Господень (глав: 1)

Время распятия Христа (глав: 1)

Имена Бога (глав: 4)

Что такое Логос? (глав: 3)

Мойте руки перед едой! (глав: 6)

Святость (глав: 2)

Библия о пьянстве (глав: 1)

Твердь Небесная (глав: 1)

Добрый самарянин (глав: 4)

Суббота (глав: 5)

Люцифер (глав: 4)

Рожки (глав: 1)

Хранилища и воскрилия одежд (глав: 5)

Идолопоклонство vs иконопоклонение (глав: 14)

Благодатный огонь (глав: 5)

Дело законничества (глав: 1)

Первый апостольский собор (глав: 7)

Георгий Дынкин (5)

Алексей Рыкованов (12)

Сергей Солодовиченко (2)

Елена Самборская (4)

Игорь Шиповский, Россия, Тверь
(род. 1965, Волгоград)

Жестокость Закона Моисея

август 2010

◄◄ | | Глава | ► | ►►

Око за око

- Папа, что будет, если хорошие люди убьют всех плохих людей?
- Останутся одни убийцы, сынок.


Читаю я христианских проповедников и удивляюсь. Любят они говорить о жестокости Моисеева Закона и любвеобильности Закона Христова. О злом Боге и добром Иисусе.

При этом сказать, что это за новый закон такой, где опубликован, сколько в нём глав и статей, не могут. Не могут ответить и на простой вопрос: а что такое тогда Закон Божий? Если Моисей изложил не его, то тогда что? Если Пятикнижие Моисеево - сплошная жестокость, то почему Моисей - пророк Божий?

Иудеи считают Закон Божий, данный через Моисея, справедливым и добродетельным, нацеленным на минимизацию зла.

Вот пример.

«Из городов, которые вы дадите левитам, [будут] шесть городов для убежища, в которые вы позволите убегать убийце; ... выберите себе города, которые были бы у вас городами для убежища, куда мог бы убежать убийца, убивший человека неумышленно; и будут у вас города сии убежищем от мстителя, чтобы не был умерщвлен убивший, прежде нежели он предстанет пред общество на суд. Городов же, которые должны вы дать, городов для убежища, должно быть у вас шесть: три города дайте по эту сторону Иордана и три города дайте в земле Ханаанской; городами убежища должны быть они; для сынов Израилевых и для пришельца и для поселенца между вами будут сии шесть городов убежищем, чтобы убегать туда всякому, убившему человека неумышленно.»

© Моисей: «Числа», глава 35


Вот так Закон Моисеев требует относится к убийцам. Это лишь цитата. Разумеется, её следует понимать в контексте всей Торы. Любой закон предполагает наказания за преступления. Закон Моисея - не исключение. Но он ограничивает меры наказания, защищает права подозреваемых и осуждённых, требует справедливости, доказанности и гуманности. Города-убежища для убийц - один из таких механизмов.


Многие христиане обосновывают свою мстительность и кровожадность цитатой из Закона Моисея: «око за око, зуб за зуб». При этом либо тупят, либо сознательно лукавят.

Во-первых, в контексте этой цитаты есть ещё и «скотину за скотину». Значит ли это, что человек, убивший чужую корову, должен убить за это и свою? А если сломал ногу соседскому барану, должен изувечить и своего барана? По-моему, любой пострадавший предпочтёт, чтобы вместо погибшего или увечного животного ему дали другое. А не убивали его или калечили. Или оплатили понесённые убытки. Не правда ли? Собственно, именно так и записано в Законе, причём дважды:

«Кто убьёт скотину, должен заплатить за неё, скотину за скотину».

© Моисей: «Левит" 24:18, 21

А что не так с человеком? Что предпочтёт пострадавший: чтобы преступника изувечили так же, как и самого пострадавшего, или чтобы заставили преступника оплатить лечение пострадавшего и возместить убытки, связанные с потерей трудоспособности? Что предпочтёт вдова: чтобы убийцу её мужа убили или чтобы обязали его обеспечивать материально её саму и её детей? А что лучше для общества: иметь одну вдову и её сирот, которых кто-то обязан обеспечивать, или две вдовы и вдвое больше сирот, о которых некому будет печься?

Во-вторых, как быть, если человек, лишивший другого человека глаза, сам слепой? Ведь око за око, а не за ногу и не за яйца. Как быть, если преступник не полностью слепой, а одноглазый? Тогда лишение его глаза приведёт к полной слепоте, в то время как его жертва останется хоть с одним глазом, но зрячей. Или наоборот: жертва была одноглазой и лишилась зрения полностью. Что в этом случае? Выбить преступнику только один глаз, сохранив ему зрение? Или лишить обоих глаз? Но ведь око за око, а не за два ока.

Все эти вопросы решаются каждым человеком и обществом в зависимости от имеющейся внутри них злобы. Кому-то плевать на доводы разума, он готов терпеть любые страдания, лишь сделать обидчику ещё хуже.

Но это за пределами менталитета иудаизма. В Библии нет ни одного примера, когда бы еврейский суд приговорил преступника к увечью. К казни - да. При доказанности вины и при соблюдении принципов гуманности. Мучительные пытки перед смертью категорически запрещены. Если суд выносил смертные приговоры чаще одного раза в семь лет, он считался жестоким и кровавым.

Как оценивать убытки за преступления - отдельная песня. И что делать, если у преступника нет денег для возмещения ущерба? У евреев существовали разные формы сатисфакции. У преступника могли взыскать имущество. Если его не хватало, взыскание могло быть нематериальным. Например, преступника могли обязать работать на жертву. И наоборот:

«Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз; и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб.»

© Моисей: «Исход» 21:26-27

Говорил ли Вам хоть один христианский проповедник: волю за глаз, волю за зуб? Или они цитируют Библию избирательно?


Закон Моисея не допускает размножение зла. Он его ограничивает. И даёт шанс преступнику вернуться к полноправным отношениям в обществе после возмещения причинённого вреда.


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011