![]() | ||
---|---|---|
Об ущербности скептиков (глав: 7) «Cogito ergo sum» (Decartes) (глав: 3) Гранитный памятник Творцу (глав: 3) Пошто евреи Христа распяли? (глав: 13) Эти слабые женские руки (глав: 2) Жестокость Ветхого Завета (глав: 3) Время распятия Христа (глав: 1) Мойте руки перед едой! (глав: 6) Хранилища и воскрилия одежд (глав: 5) Идолопоклонство vs иконопоклонение (глав: 14) |
Игорь Шиповский, Россия, Тверь Первый апостольский собор (Деяния, 15) апрель 2013 Суть вопроса Фарисейская закваска оказалась очень въедливой. Евреи не хотели расставаться с пониманием богоизбранности как некой исключительности и превосходства. Особенно тяжело приходилось тем христианским общинам, в которых преобладали уверовавшие из фарисеев. Петра, Павла и других апостолов, проповедовавших евангелие среди язычников, обильно критиковали (Деяния 11:2, 13:50, 14:19, 21:21 и др.), а уверовавших из язычников не принимали в общины. Для того, чтобы уладить это разногласие, апостолы и другие руководители нового иудейского течения и собрались в Иерусалиме (Деяния 15:6). Отметим сразу, что слово «закон» («νόμος» - закон, установление, законоположение), использованное в этом стихе, может означать разный свод установлений. Чтобы понять, о чём конкретно идёт речь, священнописатели часто ставили после слова «закон» дополнения, например: • закон Моисеев (Лука 2:22, 24:44, Иоанн 7:23, Деяния 13:39, 15:5, 28:23) В рассматриваемом нами фрагменте слово «закон» (Деяния 15:5) выступает синонимом слова «обряд» («ἔΘος» - обычай, обряд, обыкновение, привычка) (Деяния 15:1). Часть делегатов «ἀπὸ τῆς αἱρέσεως τῶν Φαρισαίων» (дословно: «из учения фарисеев») настаивала на том, что надо требовать от прозелитов соблюдения всех предписанных для обращающихся в иудейство обрядов и ритуалов. Обрезание по Моисееву обряду (Бытие 17:10-14, Исход 12:48-49) и клятва на верность закону Моисея (Второзаконие 29:9-15 и др.) - это типичные правила гиюра. Возможно, от прозелитов требовали исполнения других обрядов - острижение, очищение, жертвоприношение и др. (Деяния 21:23-26). До соблюдения этих формальностей кандидата считали язычником и не допускали в собрания (Деяния 21:29-30). Об обряде обрезания известно, что «оно не от Моисея, но от отцов» (Иоанн 7:22), что оно было дано Аврааму и его потомкам за 450 лет до Исхода (Бытие 15:10). У евреев и арабов обрезание практикуется до сих пор и никем не оспаривается. Но братья из язычников, как можно догадаться, роду Авраама не принадлежат. Т.е., требование обрезания к ним не относится. Следовательно, принявшие христианское учение фарисеи вели речь не столько о Законе Моисея, сколько о навешенных ими же самими предписаниях по соблюдению Закона - об устной Торе. Авторы синодального перевода сочли должным не переводить слово «αἱρέσεως» (Деяния 15:5) словом «учение», как они это делали в других местах (Деяния 26:5, 28:22, 1-е Коринфянам 11:19), а поставить транслитерацию «ересь». Возможно, таким образом они хотели подчеркнуть разницу между Законом Божьим и человеческими учениями. |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011