![]() | ||
---|---|---|
Книга Еноха Праведного (глав: 11) |
Религиозная иудаистская литература, не вошедшая в канон Вознесение Исаии II-I вв. до н.э. Перевод и комментарии: Р. Светлов 1 (1-5) и Михею и другим пророкам, говоря: «Когда я пророчествовал то, что вы слышали и чему вы были свидетелями, я видел ангела, сияющего славой более, чем ангелы, которых я обычно видел, но имеющего особенную великую славу и свет, который я не могу описать. Взяв меня за руку, он вознёс меня, и я спросил: «Кто ты и каково твоё имя, и почему ты поднимаешь меня подобно птице?» - ибо мне оставлена была способность говорить с ним. Тогда он произнёс в ответ: «Когда я вознесу тебя наверх, то покажу тебе зрелище, и это является целью, ради которой я послан; тогда ты узнаешь, кто я, но имя моё тебе останется неведомо, коли желаешь вернуться назад в своё тело. И когда я подниму тебя наверх, тогда ты увидишь». 2 (6-10) И я возрадовался тому, что он отвечал мне кротко. И он сказал мне: «Ты возрадовался потому, что я отвечал тебе мягко, и ты увидишь Того, кто более велик, чем я, и Кто желает говорить с тобой. Этот Некто ласковее и мудрее, лучше и милее, ибо именно с этой целью я был послан: объяснить тебе всё». И мы восходили, он и я, на небесный свод, и там я видел великую битву Сатаны и его сил против тех, кто почитает Бога, и один [демон] превосходил другого в зависти. Ибо точно как на земле, так же на небесном своде, поскольку отражения того, что происходит на небесах, находятся на земле [1]. 3 (11-15) И я сказал ангелу: «Что это за война и зависть, и борьба?» И сказал он мне в ответ: «Это война дьявола, и он не прекратит её, пока Тот, Кто желает видеть тебя, не поразит его духом Своей Праведности». После этого он поднял меня на то, что находится над небесным сводом, на первое небо. И я увидел в центре того места трон, на котором восседал в великой славе ангел, и ангелов, восседавших по правую и левую руку от него. Те, что были справа от него, имели особую славу и они пели одним голосом; те же, что были по левую руку, пели вместе с ними, но их песня не была подобна песне тех, что справа. 4 (16-20) И я спросил ангела, который вел меня: «Кому возносятся эти песнопения?» И в ответ он сказал мне: «Великой славе Бога, который находится над седьмыми небесами, и Его возлюбленному Сыну, Которым я был послан тебе». И он вновь вознёс меня - на второе небо. Оно возвышалось над первым так же, как первое над землёй. И я увидел там, как и на первом небе, ангелов по правую и по левую руку [от трона]. И слава этих ангелов, и их пение превосходили славу и пение пребывавших на первых небесах. 5 (21-25) И я склонил своё лицо, чтобы воздать честь ему [2], но ангел, направлявший меня, сказал мне: «Не склоняйся перед ангелом и троном этих небес. Это та причина, по которой я был послан направлять тебя. Поклонись Тому лишь, о Котором я говорю тебе, и восславь неким образом Того, Кто над всеми ангелами, тронами и над мантиями и коронами, которые ты увидишь после». И я чрезвычайно возрадовался и возвеселился, ибо именно таково [желание] тех, кто знает Высочайшего и Вечного и Его возлюбленного Сына, поскольку эти [люди] восходят к Нему благодаря ангелам Святого Духа. И он вознёс меня над третьими небесами, и подобно тому, что было раньше, я увидел маленький [3] трон, и ангелов справа и слева от него. Память этого мира, однако, не может там назвать ничего [известного ей] (т.е. вспомнить). 6 (26-30) В то время как я совершал восхождение, слава духа моего испытывала превращение, и я сказал: «Ничто из этого мира не может быть названо именем из мира нашего». И в ответ ангел сказал мне: «Ничто не может быть названо из-за его (мира) слабости, но ничто не скрыто для этого мира из дел, которые творятся там» [4]. И они пели и прославляли того, кто восседал на троне, и этот ангел был более велик, чем ангел второго неба. И вновь он (мой спутник) вознёс меня, на четвёртое небо. Расстояние от третьего неба до четвёртого было больше [чем от второго до третьего]. И я увидел трон и ангелов по правую руку и по левую. 7 (31-35) Но слава того, кто был на троне, оказалась более велика, чем у ангелов по правую руку, их же слава превосходила славу тех, кто находился ниже. И я вознёсся на пятые небеса. И здесь я увидел бесчисленных ангелов и их славу, и их пение было более прекрасно, чем пение ангелов четвёртого неба. И я изумился, созерцая подобное множество ангелов, выстроенных рядами согласно различию их благости, каждый, причём каждый из них, имея собственную славу, восхвалял Его, Который превыше всего (Чьё Имя не открыто ничему плотскому), поскольку Он даровал столь много славы ангелам, которые пребывают превыше всяких небес. Однако ангел сказал в ответ [на моё изумление]: «Почему ты поражаешься, что они не имеют одного и того же вида? Ты ещё не видел неодолимые силы и тысячи, тысячи и тысячи ангелов». [1] Единство того, что на небесах с тем, что на земле, - древнейший образ, ведущий происхождение ещё от шумерской и египетской мифо-религиозных систем (с их «параллелизмом» небесной и земной географии, небесной и земной истории). Можно вспомнить, что этот же образ играл фундаментальную роль и в антропологии герметизма. Однако далее мы видим важное уточнение этого образа. Тождество небесного земному ограничивается лишь первыми небесами, твердью «мира сего». Сферы, лежащие выше, не включены в эту борьбу. Отсюда можно сделать вывод, что, во-первых, автор настоящего апокрифа вовсе не был дуалистом (борьба добра и зла касается лишь 1/7 всего мирового пространства), а во-вторых, что первоисточник «Вознесения Исайи» создавался в последние века до н.э. в иудейской среде, остро чувствовавшей «внутримировой дуализм», но не переносившей его на всё сущее. [2] Видимо, трону, установленному на втором небе, на котором, судя по всему, также должен был восседать ангел. [3] Здесь имеется в виду либо отношение к этому трону - куда меньшему, чем природа Высшего Божества, либо же Исайя находится так высоко, что трон кажется маленьким. [4] Не был ли знаком автор настоящего сочинения с известным местом из платоновского диалога «Парменид», где утверждается, что концепция «мира идей» приводит к парадоксальному утверждению о наличии двух реальностей - абсолютно независимых друг от друга и неизвестных друг другу? |
SAPE |
© The FontCity, ltd, 2011